Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
сборка хрестоматии.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
2.33 Mб
Скачать

М. Доналдсон теория интеллектуального развития жана пиаже9 общий характер теории

По образованию Пиаже — зоолог, и ког­да он изучает поведение человека, то пы­тается включить его в рамки более широ­кого контекста поведения других живых существ. Ключевым для него является воп­рос о приспособлении животных к среде обитания. Интеллект человека, таким обра­зом, рассматривается как одно из средств обеспечения приспособления.

Важно понять, что внимание Пиаже не сосредоточено на характере индивидуаль­ных различий и, следовательно, он не за­нимается тем, что обычно понимается под «тестированием интеллекта». Пиаже хочет открыть и объяснить, как происходит нор­мальное развитие человека. Он убежден, что нормальный ход развития существу­ет, т. е. существует последовательность этапов, через которые, хотя и с разной скоростью, проходят все люди, причем одни проходят по этому пути дальше других.

Сосредоточенность Пиаже на общих для всех людей характеристиках объясняется еще и тем, что он был не только зоологом, но и эпистемологом, т.е. его интересовали общие вопросы природы познания. Он полагал, что на эти вопросы нельзя ответить без анализа, процессов развития и формирования знания. Таким образом, обе сферы его интересов — биологическая и эпистемологическая — пе­реплетались в исследованиях развития чело­веческого интеллекта. <...>

<...> Начнем с рассмотрения того, что говорит Пиаже о биологической адаптации

Особенности биологической адаптации

1. Саморегуляция и равновесие. С точ­ки зрения Пиаже существенным признаком живых организмов является то, что они представляют собой саморегулирующиеся системы. В отличие от неживых предметов, они в состоянии сохранить или восстановить собственную структуру, если им что-то уг­рожает или если они повреждены. Возьмем два известных примера из области физио­логии: мы можем восстановить кожный покров, если порезали палец; мы можем поддерживать температуру тела в достаточ­но узких пределах, даже если температура окружающей среды резко меняется.

Таким образом, сталкиваясь с опаснос­тью, живые существа пытаются сохранить организм на определенном уровне стабиль­ности. Когда они оказываются не в состоя­нии сделать это, они погибают. Поскольку все живые существа в конце концов поги­бают, полная адаптация недостижима: все­гда может появиться какая-либо новая уг­роза, которая окажется роковой. Ясно, од­нако, что чем шире набор ситуаций, с которыми животное может справиться, тем выше его шансы выжить. Некоторые жи­вотные очень хорошо приспособлены к кон­кретному окружению, но их приспособление непластично. Они не могут изменить свое поведение при изменении среды обитания. Но человеческие существа обладают нео­быкновенной способностью гибко реагиро­вать на изменения среды.

Когда животное достигает своего рода гармоничных, или удовлетворительных, взаимоотношений с окружающей его сре­дой, то Пиаже говорит, что оно находится в состоянии равновесия. Равновесие, одна­ко, не следует понимать как состояние по­коя. Оно есть состояние непрерывной активности, в ходе которой организм компен­сирует или нивелирует как реальные, так и ожидаемые воздействия, выводящие си­стему из состояния равновесия. Это озна­чает, что компенсация может представлять собой либо исправление дефекта, либо под­готовку к воздействию, которое может к такому дефекту привести, если ничего не предпринять.

2. Ассимиляция и аккомодация. Этот акцент на активности характеризует все рассуждения Пиаже. Живое существо не просто реагирует, оно, кроме того, и совер­шает действие. Адаптация не сводится к пассивным изменениям под воздействием вынуждающих к этому обстоятельств, как, например, изменяется форма теста, если его сжать в руке. Живому существу необходи­мо сохранить свою структуру. Поэтому од­ним из аспектов биологической адаптации является такое воздействие на среду, при котором она приводится в соответствие с существующей структурой организма, сре­да в определенном смысле включается в него. В буквальном смысле «включение» происходит, например, когда животное переваривает пищу. Этот аспект процесса адаптации получил у Пиаже название ас­симиляция.

Ясно, однако, что сам по себе процесс ассимиляции не мог бы служить эффек­тивным средством. Чтобы животное успеш­но адаптировалось, оно должно менять свое поведение, учитывая свойства предметов и явлений, с которыми ему приходится иметь дело. Животное, например, пьет жидкость, но, чтобы ассимилировать твер­дые продукты питания, оно должно их пережевать. Вот почему ассимиляция ни­когда не встречается в чистом виде, она всегда уравновешена хотя бы одним ком­понентом аккомодации. Аккомодация представляет собой такое воздействие, при котором поведение организма приводится в соответствие со средой, таким образом, эти процессы противоположно направ­лены, но взаимодополнительны.

Хотя ассимиляцию и аккомодацию моле­но мысленно отделить друг от друга, их не­возможно отделить в реальном адаптивном действии. Нельзя, наблюдая за поведением, сказать: «Ага, вот происходит ассимиляция, а вот аккомодация». Оба процесса протека­ют вместе и неразрывно связаны. Именно благодаря их совместному действию живот­ное может и сохранить собственную целос­тность и приобрести новые свойства. Асси­миляция обеспечивает сохранность струк­тур; аккомодация — их вариабельность, развитие и изменение.

Адаптивное поведение всегда представ­ляет собой комбинацию этих двух компо­нентов. Однако соотношение их может быть различным. Пиаже часто приводит в качестве примера поведения, основанного преимущественно на процессах ассимиля­ции, игру маленьких детей в «понарош­ку». В процессе игры ребенка не очень волнуют объективные свойства предметов, с которыми он играет. В зависимости от си­юминутного интереса кусок старого дере­ва может быть куклой, или кораблем, или самолетом. И напротив, примером поведе­ния, основанного главным образом (но не исключительно) на процессах аккомода­ции, может служить подражание, посколь­ку оно представляет собой попытку дей­ствовать способом, отвечающим по форме свойствам внешнего мира.

Хотя в действительности и встречаются экстремальные случаи этого типа, сама адаптация будет наиболее эффективной, когда обе тенденции уравновесятся. Пиа­же при описании этого явления пользуется словом «равновесие». И хотя он признает, что определенные типы равновесия между процессами аккомодации и ассимиляции могут наблюдаться на любом этапе разви­тия, но при этом доказывает, что по мере развития ребенка достигаются более удовле­творительные формы сочетания этих про­цессов. (Утверждается, что последнее свя­зано с увеличением способности «децентрироваться»).