Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
сборка хрестоматии.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
2.33 Mб
Скачать

4. Личностное самоопределение стариков как утверждение собственного достоинства

К сожалению, в условиях нынешней России в подавляющем большин­стве случаев все это остается лишь пожеланием. Как это ни покажется странным, но в условиях явного невнимания к проблемам стариков (а также к проблемам детей, материнства, инвалидов и вообще Человека) появляет­ся возможность активизировать самих стариков для легальных форм борь­бы за собственные права. Как уже отмечалось, в этом случае у стариков будет реализовано настоящее чувство собственного достоинства, ведь они сами начнут решать свои проблемы. В ситуации же, когда «добрая» власть «когда-нибудь», «вдруг») обратится к проблемам пенсионеров и начнет за ними «ухаживать», чувство собственного достоинства будет реализовано разве что у тех пенсионеров, которые в силу слабости и болезней просто не могут сами себя обслужить.

Мы еще раз возвращаемся к предположению о том, что для полноцен­ной жизни (а в старости жизнь также должна быть полноценной) необходима «жажда жизни», а не просто ожидание того, что кто-то «добрый», «хороший» И «честный» решит все проблемы. В этой связи уместно вспом­нить представление о смысле жизни известного слепо-глухонемого учено­го-инвалида А.В. Суворова, сумевшего преодолеть своей недуг и защитить докторскую диссертацию по психологии: «... только понимание, сочувст­вие, любовь могут придать не просто вкус к жизни, а неумолимую ее жажду... жажда жизни - это и есть главный, если не единственный мотива­ционный механизм воли к жизни как самомобилизации (особенно в экс­тремальных ситуациях»). Но жажда жизни - это прежде всего активная жизненная позиция, в том числе и в борьбе за свои собственные права, а может, и за права всех жителей России, если уж более молодые люди ничего не могут сделать для процветания своей несчастной страны.

Хотя это и печально признавать, но в немалой степени надежда на улучшение жизни зависит от самих стариков, а для самих стариков это не самый плохой вариант поиска смысла в своей жизнедеятельности. Будем надеяться, что не все из них готовы смириться со своим нынешним поло­жением и еще готовы побороться за свое достоинство.

.

Я. Стюарт-Гамильтон Определения старения57

Существует удивительно большое число методов описания возраста человека. На­пример, старение можно описать в терминах процессов, которые влияют на чело­века по мере их развития. Они могут быть разделены на относительно удаленные по времени события (например, потеря подвижности из-за перенесенного в дет­стве полиомиелита), так называемые удаленные результаты старения, и близкие по времени (например, потеря подвижности из-за сломанной ноги), или ближай­шие результаты старения. Кроме того, старение можно определить в терминах возможности приобретения особых признаков старости. Универсальные черты старения — это те, которые появляются у всех людей в старческом возрасте (на­пример, морщины), в то время как вероятные черты старения вполне возможны, но не универсальны для всех (например, артрит). Эти термины можно противо­поставить подобным им понятиям первичного старения (возрастные изменения организма) и вторичного старения (изменения, которые происходят довольно часто, но не являются обязательным сопровождением старения). Некоторые ис­следователи добавляют третий термин — третичное старение — для обозначения быстрого и заметного ухудшения физического состояния человека, непосредст­венно предшествующего смерти.

Другой метод определения старения состоит в разделении на раннюю и позд­нюю зрелость. Однако переход от одной зрелости к другой происходит постепен­но и в течение долгого времени, поэтому любое измерение будет в некоторой сте­пени произвольным. Это утверждение напоминает подобную проблему в науке: Как можно разделить континуум? Например, если мы рассматриваем цветовой спектр, очевидно, что существуют полоса красного и полоса оранжевого цветов, но они сливаются друг с другом. В какой точке на этой красно-оранжевой полосе мы можем точно сказать, что красный цвет перешел в оранжевый? Подобным об­разом как мы можем сказать, в какой момент человек переходит из «среднего» возраста в «пожилой»? Несмотря на расхожее выражение, человек не становится старым за одну ночь. В течение нескольких лет можно наблюдать, как меняются физические и интеллектуальные характеристики человека, но было бы трудно точно указать тот момент в этом процессе, когда порог был несомненно перейден. Вот почему широко распространенное измерение биологического возраста так неудовлетворительно. Биологический возраст — это лишь показатель, насколько стар человек. Однако это в основном произвольно выбранная мера. Знание о том, сколько раз Земля обернулась вокруг Солнца, с тех пор как человек родился, не говорит нам ничего об этом человеке, пока мы не соотнесем этот промежуток вре­мени с другими, более важными изменениями. Фактически возраст при неко­торых обстоятельствах вообще может быть плохим показателем. Например, он слабо соотносится с физическими изменениями. Можно представить себе 75-лет­него человека, который выглядит типично для людей пожилого возраста (седые волосы, морщины и т. д.), но можно вспомнить также и «хорошо сохранившихся» людей, у которых не появились эти признаки (вечно юные), и молодых людей, ко­торые выглядят преждевременно состарившимися. Важно заметить, что последнее явление нужно отличать от крайне редкого заболевания, при котором старение чрезвычайно ускоряется. Эти заболевания включают в себя прогерию (или синд­ром Хатчинсона—Гилфорда), когда пациент начинает быстро стареть в раннем детстве и обычно умирает до 20 лет, а также синдром Вернера, который развива­ется в юношестве (больные обычно умирают в 40 лет). В обоих случаях у больных развиваются физические признаки и симптомы, которые похожи на черты старе­ния, но остается открытым вопрос, в самом ли деле это ускоренное старение или болезнь просто случайно схожа с симптомами старения (Bergeman,1997; Hayflick, 1994). Однако даже исключая эти необычные случаи, биологический возраст нельзя рассматривать как надежный показатель.

Другим распространенным критерием является социальный возраст. Этот тер­мин демонстрирует, какое поведение ожидает общество от человека в определен­ном биологическом возрасте. В некоторых современных обществах, а также в большинстве исторических, долгая жизнь рассматривается (и рассматривалась) как награда за добродетельное поведение (Gruman, 1966; Minois, 1989). Два из наи­более распространенных поверья, появившихся на основе этого понятия, были квалифицированы как допотопный и северный мифы о старении — убеждения, что в древние времена или в очень удаленных землях соответственно существов ал/существует добродетельный народ, живущий невероятно долго. В современ­ном развитом обществе приняли другую точку зрения. Старость рассматривается не как награда, а как вынужденный отдых. Таким образом, западные культуры ожидают от тех, кому за 60, степенного поведения, спокойной жизни, и неудиви­тельно, что на начало этого периода часто указывает уход на пенсию или в отстав­ку. Следовательно, биологическим возрастом, в котором начинается «старость», зачастую называют промежуток между 60 и 65 годами (хотя в некоторых обще­ствах эта цифра может колебаться от 50 до 70; см. Decker,1980). Большинство ге­ронтологов (люди, изучающие процесс старения) также склоняются к цифрам 60-65 для обозначения начала старости или порогового возраста (например, Brom­ley, 1988; Decker, 1980; Kermis, 1983; Rebok, 1987; Ward, 1984). Но причина этого не только в стремлении соответствовать западноевропейским стереотипам, а так­же и в том, что примерно в пороговом возрасте многие психологические и физи­ческие изменения имеют тенденцию обнаруживать себя, как мы это увидим да­лее. В этой книге пороговый возраст выбирается свободно в промежутке между 60 и 65 годами. Это эмпирическое определение сознательно сделано нечетким; по­сему повторим уже сделанные выше предупреждения:

а) не существует одного определенного момента во времени, когда человек становится старым;

б) в любом случае биологический возраст является произвольным и не очень точным критерием, так что использование одной цифры для определения порогового возраста придавало бы ему обманчиво объективный статус.

Далее, некоторые исследователи разделяют пожилых людей на молодых по­жилых и старых пожилых людей (или на «молодых старых» и «старых старых»). Однако точный возраст, выделяемый для этих подгрупп, может варьироваться от автора к автору. Некоторые считают, что термин «молодой пожилой» описывает человека в возрасте 60-75 лет, а «старый пожилой» — это тот, кто старше преды­дущей группы, но другие исследователи выбирают различные промежутки для тех же понятий (например, 60-80, или 65-80, или 65-75 для группы престарелых). Поэтому мы советуем быть осторожными при чтении докладов, использующих данные термины. Еще один вариант на ту же тему (Burnside, Ebersole and Monea, 1979) предлагал категории: «пожилой» (60-69), «престарелый» (70-79), «старый» (80-89) и «дряхлый» (90 и более).Представляется, что это всего лишь новая и бес­полезная попытка представить синонимы для понятий «шестидесятилетние», «се­мидесятилетние», «восьмидесятилетние» и «девяностолетние». Другой метод раз­деляет людей, которым больше 65 лет, на третий и четвертый возраст. Термин «третий возраст» обозначает активный и независимый образ жизни в старости, а «четвертый возраст» — (заключительный) период зависимости от окружающих. <…>

Независимо от того как они называются, признаки старости существуют, и мо­гут быть как физического, так и психического характера. Они измеряются биоло­гическим и психологическим возрастом соответственно. <…>