Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
сборка хрестоматии.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
2.33 Mб
Скачать

Сексуальные установки и половое поведение в отрочестве

Мы не располагаем достоверными систематическими данными о поведении и сексуальных установках франкоязычных подростков. Следует поэтому еще раз обратиться к англосаксонским исследова­ниям, избегая, однако, излишних обобщений, ибо, как это показы­вают кросс-культурные исследования Лакей и Нэсса (Luckey, Nass, 1969), существуют значительные различия в сексуальных ус­тановках и поведении подростков разных стран Европы и Америки. Английские и норвежские подростки более раскованны и склонны к сексуальному экспериментированию, чем их канадские сверстники, которые в целом более консервативны. Кроме факторов культуры, нужно учитывать возраст, пол, усвоенные сексуальные стереотипы поведения, социально-экономическое происхождение, т. е. любое обобщение должно касаться только конкретной группы.

А. Сексуальные установки

Сексуальные установки подростков претерпели значительные изменения за последнее двадцатипятилетие и особенно в ходе пос­ледних лет. Аналогичный процесс наблюдается в восточных стра­нах: растет терпимость в таких вопросах, как сохранение девствен­ности до замужества, отношение к добрачным связям и гомосексу­ализму. Так, в 1965 г. 47 % подростков, опрошенных Шофилдом, считали гомосексуализм наказуемым преступлением, а в 1977 г. только 12 % из них придерживались этого мнения (см.: Rioux-Marquis, 1977).

Старшие подростки терпимее, чем младшие, относятся к ре­альностям сексуальной жизни. Они считают, что важно думать и говорить о сексе, они более толерантны, чем младшие, в вопросах контрацепции, добрачных сексуальных связей, гомосексуализма. Социальные установки подростков, имеющих сексуальный опыт, отличны от установок девственных подростков: первые более от­крыты по отношению к сексуальной жизни и включают секс в це­лостную систему межличностных отношений (Sorensen, 1973).

Сексуальные установки девочек больше подвержены влиянию социальных и родительских установок, определяющую роль в фор­мировании их сексуальных норм играет чувство любви. Терпимость в оценке сексуальных отношений влюбленных, не состоящих в бра­ке, характерна и для мальчиков, и для девочек (93 % и 82 % соот­ветственно), но в случае отсутствия любви лишь 47 % девочек допускают возможность сексуальных отношений против 63 % мальчиков (Crepault, Gemme, 1975).

Все подростки, как мальчики, так и девочки, в принципе придер­живаются «двойного сексуального стандарта», т. е. различной сексуальной морали для женщин и мужчин, характеризующейся большей терпимостью к сексуальной активности последних. Крепо и Жамм (ibid.) наблюдали у юных жителей Монреаля тенденцию установить сексуальное равенство мальчиков и девочек, однако только в том случае, если сексуальные отношения «освящены» лю­бовью.

<…>

Половые роли в отрочестве

В данной работе мы уже много раз касались вопроса о значимости половых различий в поведении и мировоззрении подростков. Идет ли речь об образе тела, о познавательных процес­сах или же об освобождении от родительской опеки, представля­ется, что факт принадлежности к мальчикам или девочкам опреде­ляет специфику подросткового опыта. Однако систематическое изучение половых различий занимает в психологической литерату­ре об отрочестве весьма ограниченное место.

Исследование Заззо (Zazzo, 1966), поставившей своей целью «углубление дифференциальной психологии отрочества», в основ­ном было направлено на анализ различий развития в зависимости от социальных и культурных факторов. В заключение Заззо была вынуждена, однако, констатировать, что хотя результаты исследо­вания мальчиков соответствуют ожидаемым, «зависимость от со­циокультурного статуса гораздо меньше выявляется в результа­тах, полученных на девочках» (ibid., p. 374). У девочек-подростков влияние пола сглаживает другие различия; «для девочек пол как культурный фактор играет гораздо большую роль, чем другие выделенные нами факторы: социальное окружение, культурный уровень и возраст» (ibid.).

В последние десять лет изучение половых ролей существенно продвинулось и сегодня представляет собой особую область психо­логического исследования и просвещения. Эти работы, авторами которых часто являются женщины или группы женщин, в основном направлены на анализ роли средств массовой коммуникации, воспитательных моделей, а также ценностей, проводником которых служат школа и школьные учебники, на особенности процесса социализации мальчиков и девочек. Термин «половая роль» соот­носится с интериоризацией норм, определяющих мужское и жен­ское поведение в данной культуре. Начиная с раннего детства чело­век быстро идентифицирует свойственные и не свойственные каж­дому полу варианты поведения; подобная ассимиляция не является результатом намеренного обучения, она скорее продукт постепен­ного усвоения ряда норм, определяющих адекватное поведение.

В статье Доуван (Douvan, 1979) предпринята попытка деталь­но рассмотреть проблему половых ролей в отрочестве, решение ко­торой, на ее взгляд, сильно отстает от смешения трех родственных понятий: родовой идентичности, половых ролей и половой идентич­ности.

А. Родовая идентичность

Понятие родовой идентичности в основном включает в себя телесные аспекты представления о себе и о своем поле. Очень рано, до 5-летнего возраста, ребенок знает, что он мальчик или девочка, и проявляет свойственные своему полу предпочтения в выборе иг­рушек, одежды и т. д., ибо это интимное представление есть резуль­тат знакомства с телом определенного пола и ранних эффектов социализации Нет единого мнения по вопросу о том, предшествует ли становление родовой идентичности отождествлению с родите­лями своего пола. По Доуван, представление о поле предшествует идентификации с родителями и они являются не единственным источником родовой идентичности. Влияние других взрослых и особенно детей может стать определяющим в присвоении телесных параметров Я. В конце концов, каковы бы ни были процессы, с помощью которых происходит интериоризация этих представле­ний, родовая идентичность является примитивной формой приня­тия телесного образа мальчика или девочки, который развивается и закрепляется очень рано.

Но в отрочестве, как мы это уже отмечали в IV главе, проблема родовой идентичности вновь оживляется, приобретая нормативный характер, которого она не имела в детстве. Наступление половой зрелости делает тело откровенно сексуальным для себя и окружаю­щих и требует построения телесного образа Я. Эти проблемы впи­саны в отрочестве в рамки принудительной системы соответствия нормам адекватного полового поведения, задаваемым обществом в целом, но особенно жестко — группой сверстников.

Социальное влияние на представление о родовой идентичности различно для разных полов. Принятие своей родовой идентичности представляется более трудным у мальчиков (Rosenbaum, 1979, Douvan, 1979): осознание половой принадлежности страдает амби­валентностью, сопровождается большим количеством гомосек­суальных контактов, а также транссексуальных влечений. Этот факт объясняется по-разному. Беттельгейм (Bettelheim, 1971) утверждает, что если менструации являются четким знаком дости­жения женского статуса, то мальчики не располагают столь ясным показателем, что ведет к амбивалентности родовой идентичности. Теоретики процесса идентификации исходят из того, что начальные привязанности фиксируются на женском образе, поэтому у маль­чиков сохраняются следы женской идентификации, осложняющие констатацию родовой идентичности. Это объяснение утверждает мысль о специфичности социального давления на мальчиков и девочек. Мужская идентичность четко определена посредством однозначных критериев, любое нарушение которых вызывает риск быть отвергнутым, в то время как у девочек выбор родовой иден­тичности разворачивается в более широком ролевом диапазоне. Но при этом у девочек образ тела в отрочестве испытывает гораздо большее социальное давление — в такой степени, что это представление распространяется на всю Я-концепцию, как мы это уже отмечали в III главе.

Б. Половые роли

Половая роль — это представление о себе как о существе мужского или женского пола, но на этот раз в терминах поведения и установок, проявляющихся в социальных ситуациях. Речь идет о реальности, которая разворачивается в основном на социальной сцене и соотносится с мужскими или женскими моделями поведе­ния, свойственными данным ситуациям. Эта часть Я-концепции тесно связана с культурными нормами, задающими надлежащее поведение в повседневной жизни, исходя из наиболее общих и значимых аспектов поведения — вкусов и предпочтений. Посколь­ку для формирования половых ролей необходимо распознавание предписанных социальных норм, эти половые роли хорошо разли­чимы: так, общепринятым является ожидание, что девочкам нравятся младенцы и маленькие животные, а мальчики интересу­ются спортом и т. п.

Согласно Доуван (Douvan, 1979), освоение половой роли представляет собой основную задачу отрочества в течение коротко­го периода между пубертатом и началом взрослости. Ибо если в детстве окружающие могут смириться с некоторыми отклонениями в поведении ребенка от предписанных половых ролей, то в отро­честве выбор должен быть более четким и необходимость избежать отклонений — более очевидной. В пубертате социальное давление взрослых и особенно группы сверстников требует занять ясную и социально одобряемую половую роль во всем наборе свойственных ей поведенческих характеристик. Выйдя за границы такой роли, подросток может вызвать беспокойство, если не панику, у родите­лей и других взрослых, он рискует быть отвергнутым сверстниками и потерять возможность гетеросексуальных контактов; под угрозой оказывается принятие его сверстниками и должный статус в группе, ибо успех ребенка в подростковом сообществе сильно зависит от его соответствия критериям половых ролей (Coleman, 1961). Неудивительно, что в подростковых группах половые роли сильно акцентированы, иногда до пародии, особенно с точки зре­ния взрослого.

Доуван (Douvan, 1979) считает, что освоение половой роли является более сложным для девочки, чем для мальчика. Для объяснения специфики этих трудностей она обращается к различи­ям в мужской и женской социализации. У мальчиков задолго до школы можно наблюдать перелом в процессе социализации, когда они должны отказаться от зависимости и пассивности, характер­ных для предыдущего возраста, чтобы достичь независимости и стать способными к самоутверждению в социальной жизни с другими детьми. У девочки этот перелом происходит в отрочестве. В детстве девочка находилась под двойным влиянием: первое усугубляло ее зависимость дома, второе поощряло индивидуализм и стремление к соревнованию в школе, но в отрочестве «девочка открывает, что должна отказаться от этого или скрыть свое стремление к индивидуальному успеху, если она хочет быть оцене­на как женщина ... от нее ждут, что она откажется от идей самореализации или что она уменьшит свои амбиции во имя основ­ных целей: стать женой и матерью» (Douvan, 1979, р. 90). Проблема женской самореализации является одной из узловых тем дифференциальной психологии и занимает первое место в ра­ботах, порожденных всплеском интереса к «женскому вопросу». Множество схожих эмпирических результатов позволяют пред­положить, что социальное давление в период отрочества вызывает у девочки пересмотр планов самореализации; «отказ от индиви­дуального успеха в пользу женственности и снижение мотивации к профессиональной самореализации» (Claes, Salame, 1981). «До наступления отрочества девочки могут воображать, что они об­ладают теми же способностями, что и мальчики, и что они могут выбрать тот образ жизни, который им подходит. Но однажды в отрочестве ситуация проясняется: они открывают, что лучше не замахиваться слишком высоко, что соревнование агрессивно и неженственно и что отклонение от заданных стандартов угрожает гетеросексуальным отношениям» (Bardewick, Douvan, 1971, p. 152).

В. Половая идентичность

Согласно Доуван (Douvan, 1979), понятие половой идентич­ности определяет те стороны представления о себе, которые соот­ветствуют сексуальному поведению. К концу подросткового возра­ста в основном вырабатывается стиль жизни, который непосредст­венно определяет сексуальную позицию человека и выражается более или менее явно в различных сексуальных образах: «серьез­ная девочка», «Дон Жуан», «сексапилочка», «гомосек» и т. д. Социальные воздействия теряют свою власть, правила становятся менее жесткими, чем в отрочестве, так как молодежь уже избавле­на от непосредственного семейного контроля и часто находит под­держку в определенной группе, имеющей сходные сексуальные цен­ности.

Согласно Доуван (ibid.), лишь 20 % мужчин и женщин опреде­ляют себя как исключительно маскулинных или фемининных. Большинство же включают в свою половую идентичность черты противоположного пола и спокойно соединяют в себе личностные, поведенческие или ценностные особенности, выходящие за рамки «классических» половых ролей, так, мужчина может проявлять живость и эмоциональность, не ставя под сомнение свою му­жественность, а женщина — стремиться к успеху, не сомневаясь в своей женственности.