Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
tom1.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
23.09.2019
Размер:
9.6 Mб
Скачать

1.4.3Промышленность

Переход от ремесла к промышленному производству произошел только при Петре I. В первой четверти XVIII в. в Переяславской провинции насчитывалось мануфактур: игольная, бумажная, две парусных, да пять железных заводов; и, кроме того, в Шацкой провинции два железных завода.

Несмотря на то, что на мануфактурах стал применяться наемный труд, для промышленников было удобнее и дешевле использовать в качестве рабочей силы крепостных крестьян, получивших название посессионных. Они совмещали работу на фабрике с обработкой земли.

Немного позже, в 20 – 30-х гг. XVIII в., в городе возникает большое количество небольших мануфактур, принадлежавших купечеству, – кожевенные, полотняные, суконные, салотопенные, краскотерка. В Кадоме, Шацке, Касимове появляются канатнопрядильные фабрики, использующие местное сырье - коноплю. С 1780 г. открылась зеркальная фабрика в Кирицах, производившая лучшие в России зеркала. В с. Стружаны по распоряжению Петра I были открыты "государевы верфи", где строились барки и суда для российского флота.

В южной же части Рязанского края население специализировалось на производстве зерна, мяса, а также коневодстве. При этом промышленное производство там практически не развивалось. Связано это в значительной степени с высоким плодородием почв, делавшим выгодным любой вид земледелия.

На низкий уровень развития промышленности косвенно указывает хотя бы соотношение городских и сельских жителей. Даже в начале XIX в. доля горожан равнялась 4,8 %, поднявшись в 1858 г. до 6,1 %, но оставаясь существенно ниже среднего показателя для Европейской России – 9,4 %.

Большое значение для промышленности имело резкое увеличение количества крестьян, занимавшихся промыслами (неземледельческими работами на стороне). После реформы 1861 г. их количество сравнялось с количеством крестьян пашенных, а затем и превысило его. Собственно говоря, промысловиков и до реформы было немало, но в конце XIX в. это явление приобрело новый размах. Вызвано это было тем обстоятельством, что после реформы резко уменьшились размеры земельных наделов для крестьян. В среднем приходилось по 8,7 десятин на двор или 2,7 десятин на ревизскую душу. Это быстро привело к тому, что крестьяне начали искать другие способы прокормить себя и свою семью.

А ведь издавна шла по России слава о рязанских мужиках как о трудолюбивых и умелых работниках. И поэтому промысловики без труда находили себе работу, как в родной губернии, так и за ее пределами.

В Егорьевском и Зарайском уездах набирала обороты хлопчатобумажная промышленность. В первое время крупные фабрики были редки, более распространен был домашний труд, когда хозяин снабжал ткачей сырьем, а после забирал готовую продукцию. Прядение же осуществлялось на дому либо в небольших мастерских. Так, в Егорьевском уезде в 1885 г. насчитывалось 17200 ткачей. Но с появлением нового оборудования все более выгодным становилось машинное производство. И с конца 70-х гг. XIX в. появляется все больше ткацких фабрик, обслуживаемых рабочими в количестве 20 – 30 человек.

Во второй половине XIX в. стремительно развивался и традиционный для Рязанской губернии промысел – плетение кружев. В основном им занимались женщины трех уездов: Рязанского, Скопинского и Михайловского. Всего в трех уездах в 70-е гг. числилось 7819 кружевниц. Ежегодно они производили около 4 млн. аршин кружев.

Большое значение для хозяйства губернии имело производство молотилок, развернувшееся в Сапожковском уезде. В год производилось до двух тысяч машин.

Вплоть до второй половины XIX в. в торговле продолжали играть важную роль водные пути. Но в 1866 году вошла в строй железная дорога Москва – Рязань, а к 1869 году она была продолжена до Козлова (ныне Мичуринск).

В 1890г. было осуществлено строительство железнодорожного вокзала. Появление паровозов повлекло за собой увеличение грузооборота, который стал превышать 19 млн. пудов в год. Пристань Рязань стала крупным перевалочным пунктом. Она служила для приема речных грузов и передачи их на товарные составы до Москвы. С железнодорожных станций ежегодно отправлялось до 12 млн. пудов различных грузов. Среди них нефть (11 млн. пудов), лесные материалы (3 млн. пудов), руда, мануфактура, железные изделия и др. От левого берега Оки под Рязанью в 1893году началось сооружение узкоколейной железной дороги. Через мещерские леса она к 1899 году связала Рязань с Тумой. Это позволило использовать рязанскую пристань для перевалки сельскохозяйственных продуктов с речного транспорта на железнодорожный. В городе были созданы вспомогательные мастерские по ремонту подвижного состава и шпалопропиточный завод для нужд Рязано-Уральской железной дороги. Начал работать завод сельскохозяйственных орудий. Он выпускал однолемешные плуги, конные сеялки, бороны.

В 1914 году на 16 промышленных предприятиях Рязани был занят 1271 рабочий, в том числе на заводе сельскохозяйственных машин – 400 человек.

После Октябрьской революции до 1929 года Рязань постепенно растет, но бурного промышленного роста в городе не наблюдается. Индустриализация коснулась далеко не всех крупных городов Советской России. Но в предвоенный период в Рязани расширяются и реконструируются имевшиеся предприятия, появляются новые, преимущественно пищевой, лёгкой и деревообрабатывающая отрасли, которые до начала Великой Отечественной войны 1941-45 давали 66% валовой промышленной продукции города.

Рязань стала превращаться в крупный промышленный центр лишь на рубеже 50-х годов. Город в предперестроечные годы стабильно давал до 60% валовой продукции промышленности Рязанской области.

В связи с периодом индустриализации Рязани особого внимания заслуживает роль в ней первого секретаря Рязанского обкома КПСС А. Н. Ларионова. Его авантюристическое обещание, данное Н.С. Хрущеву, о том, что область сдаст три плана продукции животноводства, привело к губительным последствиям для сельского хозяйства не только Рязанской, но и соседних областей. Чтобы заполнить графы отчетности, под нож были пущены тысячи голов скота, в том числе племенного, мясо и масло закупались и в соседних областях. Все это привело к резкому упадку животноводства, из которого отрасль выбиралась еще долгие годы. Сам А.Н. Ларионов покончил с собой, когда понял, к какому тупику он привел сельское хозяйство области.

Особенно быстрыми темпами шел рост выпуска промышленной продукции в конце 50-х, начале 60-х годов, когда одно за другим вводились в строй промышленные предприятия.

Индустриализация Рязани была задумана с преобладанием отраслей тяжёлой промышленности, главным образом машиностроения. Но развитие получили практически все основные отрасли промышленного производства. В машиностроении – это станкостроительный завод, завод тяжелого кузнечно-прессового оборудования, завод по производству картофелеуборочных комбайнов; в приборостроении – завод счётно-аналитических машин, завод тепловых приборов, радиозавод, приборный завод, завод “Красное знамя”; в нефтехимии нефтеперерабатывающий завод, комбинат химического волокна; в радиоэлектронике – электроламповый завод, конденсаторный завод, завод керамических приборов; в металлургии – завод “Центролит”, завод “Рязцветмет”, опытный завод института ГИНЦВЕТМЕТ.

С ростом промышленности и резким увеличением объемов жилищного и коммунального строительства бурно развивалась и строительная индустрия – картонно-рубероидный завод, производство стройматериалов (заводы железобетонных изделий, кирпичные заводы, домостроительный комбинат, мебельный комбинат). Пропорционально с ростом населения развивалась легкая (швейная, обувная фабрики, кожевенный завод) и пищевая промышленность. Рязанская область оставалась и крупным сельскохозяйственным регионом, и большая часть производимой аграрной продукции перерабатывалась на рязанских предприятиях, обеспечивая продуктами питания население Рязани и Москвы.

В период перестройки и постсоветский период развития страны в Рязани многое изменилось. Произошел почти двукратный спад промышленного производства, не все крупные предприятия пережили этот период. Особенно тяжело пришлось предприятиям радиоэлектронной, приборостроительной и металлургической промышленности, спад коснулся и строительной индустрии.

На современном этапе Рязанская область находится почти в своих исторических границах. Некоторые исконно рязанские города ныне входят в состав других областей, другие же, некогда подчинявшиеся Рязани (такие как Муром, Гусь-Хрустальный), не могут считаться в полной мере рязанскими. Ведь в благоприятные периоды своей истории Рязань была одним из центров Руси, собирая вокруг себя большие территории. В современную эпоху территориальный вопрос не является уже насущным, поэтому можно ожидать, что Рязанская область и дальше будет сохранять свои нынешние границы.

Осталась в далеком прошлом важная военно-стратегическая роль Рязани как приграничной территории, сдерживающей набеги кочевых племен. Но старинные фортификационные сооружения, такие как крепости, башни, рвы и валы не исчезли бесследно. Они и сейчас представляют собой высокую историко-археологическую ценность и могут служить объектом туризма.

Гордость русской культуры являют собой рязанские храмы и монастыри. Построенные талантливыми зодчими в XIV – XV вв. монастыри Переяславля-Рязанского были составными элементами единой системы рязанских укреплений. И в каждом городе не только крепкими стенами своими, но и духоподъемной силой помогали они отбивать атаки нехристианских народов. А такие соборы как Борисоглебский, Успенский являются выдающимися элементами архитектуры Рязани. В наши дни, в период подъема Русской Православной Церкви, монастыри и храмы Рязанской области содержатся и реставрируются при активной поддержке верующих. Несмотря на исторически сложившееся в г. Касимове сочетание двух религий – христианской и мусульманской – и наличие там мечети (XVI в.), тем не менее, Рязанская область была и остается одним из центров формирования русской духовной культуры.

В то же время нельзя не отметить, что культура светская переживает сейчас не лучшие времена. С начала 90-х многое изменилось в городе и области. Общий упадок после развала Советского Союза не обошел стороной культурную сферу: в отсутствие государственной поддержки закрывались кинотеатры, дворцы культуры, клубы, стадионы трансформировались полностью или частично в торговые площадки, сократилась сеть библиотек и подростковых клубов. Сейчас ситуация меняется, кинотеатры, концертные залы, клубы, спортивные залы и секции становятся коммерчески выгодными и популярными.

В сфере культуры есть и обнадеживающие явления. И поныне сохраняются на рязанской земле старинные ремесла: цветное михайловское кружево, своеобразная скопинская керамика. Их образцы украшают залы Русского Музея, а современная продукция пользуется большим спросом.

Главные проблемы, стоящие перед областью, все же не в этом. За постперестроечные годы в Рязанской области наблюдается значительная депопуляция населения. И здесь беспокоит не только имеющая место естественная убыль населения, показывающая неблагополучность демографической ситуации. Но также большой вклад вносит отток населения "снизу вверх": из сел в города, из городов в Рязань. Причиной тому является тянущийся еще из советского времени комплекс проблем, затрагивающих и социально-культурную сферу, и сферу занятости, и многие другие вопросы. Проблемы занятости населения, обусловленные, в том числе и начавшимся экономическим спадом, и привели в последние годы к оттоку населения, в том числе за пределы области, то есть, главным образом, в Москву.

Про Москву стоит сказать особо. Начиная с XV в. Москва окончательно становится центром Руси, де-факто распространяя свое влияние на все русские земли. И тогда же Рязань переориентируется на нее в своих политических и торговых отношениях. В дальнейшем и сельское хозяйство, и промышленность, и торговля – все сферы экономической жизни края были так или иначе связаны с Москвой. Ведь если в более отдаленных уголках Империи все потоки – денег, товаров, ресурсов, рабочей силы – замыкались на губернский город, то здесь действовал (и действует) более сильный "полюс притяжения". Даже когда Москва перестала быть столицей, утратив административные функции, она оставалась городом значительно более крупным и экономически развитым, нежели Рязань. В ней сходились пути из разных концов страны, она имела большее торговое значение. Поэтому вполне естественно, что продукция промышленности и сельского хозяйства вывозилась, прежде всего, в Москву, чему особенно способствовала проложенная железная дорога. Москва привлекала и большое количество рязанских рабочих, сначала это были оброчные, а также получившие вольную крестьяне, затем крестьяне-промысловики, уходившие в столицу на заработки. В XX в. в Москву уезжала учиться молодежь, со всего Союза туда тянулись выдающиеся представители научной и культурной элиты. И Рязанская область здесь не стала исключением. В 90-е гг. в период экономического упадка самые активные и предприимчивые люди потянулись опять-таки в Москву.

Таким образом, мы видим, что и прошлое, и настоящее, и, что важно, будущее Рязани тесно переплетаются с судьбой Москвы.

Стоит отметить и еще одну немаловажную особенность хозяйства Рязанской области. Издавна край считался более сельскохозяйственным, нежели промышленным. И не без оснований. Ведь, как уже упоминалось, крестьяне-землепашцы производили большую часть товарной продукции, ремесло и разного рода промыслы работали главным образом на обеспечение внутренних потребностей. И даже в период промышленного подъема, в конце XIX в., большое количество кустарей, занимавшихся различными промыслами, совмещали их с обработкой земли. В первой половине XX в. охватившая страну индустриализация фактически не затронула Рязань. Здесь нет и не было больших запасов природных ресурсов, таких как руды металлов, уголь, нефть, дешевая электроэнергия. Здесь нет крупных портов, а товарные потоки проходят через область транзитом. Наконец, даже научно-техническая база здесь специфична – с ориентацией на сельское хозяйство. Все это привело к тому, что более или менее крупное промышленное производство здесь было развернуто только после войны. И поэтому многие отрасли промышленного производства Рязани имеют региональный характер, ориентирование на местных потребителей и соседние области. Это и строительная, и легкая, и пищевая промышленность, а также нефтепереработка, обслуживающая потребности Москвы. И именно эти предприятия лучше других пережили стагнацию начала 90-х гг., так как спрос на их продукцию стабилен. Тяжелее всего пришлось предприятиям тяжелого машиностроения, приборостроения, радиоэлектроники, выпускающим уникальные изделия и прочно впаянным в систему государственного разделения труда. В связи с общей неконкурентоспособностью и упадком соответствующих отраслей предприятия оказались не востребованы на отечественном рынке. Есть и третья группа предприятий – заводы оборонной промышленности. Это «Приборный Завод», «Красное знамя» и ОКБ «Спектр», выпускающие приборы по заказу Минобороны и имеющие поэтому стабильный спрос. То есть, мы видим, что после распада Советского Союза в области остались «на плаву» в основном предприятия регионального значения, выпускающие товары потребительского спроса. Процветание военных заводов обусловлено их особым положением, они до сих пор во многом функционируют по законам плановой экономики.

Тем лучше на этом фоне выглядит сельскохозяйственное производство, позиции которого по-прежнему сильны. Действительно, в последние годы в Рязанской области устойчивые результаты выдает именно аграрный сектор: область снабжает Москву картофелем, мясом, маслом.

Тем не менее, Рязань имеет достаточно как промышленных предприятий, так и организаций в других сферах – торговой, информационной, транспортной, и можно сказать, что сколько-нибудь значимого недостатка рабочих мест в городе не наблюдается. Город концентрирует и практически все образовательные, научные и культурные заведения региона.

Совсем по-другому обстоят дела с областью. Большинство имеющихся в районных центрах предприятий находится сейчас в тяжелом положении, практически не создается новых рабочих мест. Население районов и, в частности, райцентров в последние годы сокращается. Здесь нет и не создается новых культурно-развлекательных организаций, небольшие размеры городов не позволяют создавать в них высшие учебные заведения. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед областью, является преодоление сложившейся диспропорции в социальном развитии области и ее центра. Лишь так можно предотвратить запустение и упадок древних городов, по праву считающихся достоянием русской культуры.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]