Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История музейного дела.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
1.54 Mб
Скачать

Панорама

К концу XVIII в. возникла еще одна форма внедрения музейного принципа в музейную практику. В 1787 г. художник Роберт Баркер (1739 – 1806) представил в Эдинбурге запатентованную им живописную картину «Вид Эдинбурга», охватывающую весь круг в горизонта. Картина располагалась внутри круглого зала с центральной обзорной площадкой и создавала иллюзию реального окружающего пространства в силу точных математических расчетов, учитывающих отдаленность зрителя от полотна и размеры изображения.

При создании панорамы Р. Баркер использовал традиции декоративной живописи, топографических планов и приемы современной ему театральной живописи. «Вид Эдинбурга» он показал публике Глазго и Лондона, а в 1793 г. открыл постоянную ротонду в Лондоне, которая по месту своего нахождения называлась «Панорамой на Лестер-сквер» И просуществовала еще семьдесят лет. Ее площадь составляла 929 кв. м. В 1755 г. в том же здании, где она находилась, в другом зале была открыта еще одна панорама площадью 250,8 кв. м. Один вид сменялся другим каждый год. При своей жизни Р. Баркер успел сделать еще несколько панорамных полотен с видами Афин, Лисабона, а также русского флота на стоянке в английской гавани Спитхед.

Популярность панорам Р. Баркера вдохновила на создание подобных зрелищных предприятий художников не только в Британии и ее владениях, но и на европейском континенте и в Северной Америке.

Панорамы привлекали публику, удовлетворяя общественной потребности в обозрении произведений живописи.

Научные коллекции и музеи

Под влиянием развития научных знаний и технических усовершенствований в XVII – XVIII веках несколько изменился характер естествен­нонаучных и научно-технических коллекций и музеев. В XVII веке в об­ласти математических и природоведческих наук в Европе и Северной Америке начался прогресс. Однако тогда общественное восприятие совершаемых учеными открытий было достаточно ограниченным.

Дальнейшему развитию исследований в следующем столетии – веке Просвещения – сопутствовала популяризация научных достижений. Получившие определенное гуманитарное образование люди не удовлетворялись традиционными знаниями. Они хотели лучше ориентироваться в области математики и астрономии, физики и химии, биологии и наук о земле. Сложилась мода на физические и химические эксперименты, увлекательные опыты с электричеством и магнетизмом, посещение астрономических обсерваторий.

В этом массовом процессе, охватившем образованные слои населения Европы и Северной Америки, значительное место занимало коллекционерство. Естественнонаучные и научно-технические кабинеты или вундеркамеры (натуралиенкамеры) стали излюбленным местом посещения лицами, активно воспринимавшими идеи Просвещения.

Новинкой столетия были привлекавшие многих посетителей публичные лекции, весьма часто читавшиеся в подобных кабинетах, и научно-популярная литература, представлявшая научные проблемы в доступной и привлекательной форме, часто основанные на материалах естественнонаучных и научно-технических коллекций со ссылками на них. Стряхнувшая с себя пыль педантизма и надушенная наука вслед за знаточеством вторгалась в салоны. Модный тогда дилетантизм, несмотря на наличие в нем элементов снобизма, проторял путь идее всестороннего образования, которая внедрялась в умы общества во многом благодаря активной помощи владельцев природоведческих и научно-технических кабинетов. Одной из самых существенных черт широко понимаемого Просвещения было преодоление барьеров, отделявших горстку посвященных от толп профанов.

Многие коллекционеры-просветители желали помочь образованию и соотечественников, и иностранных путешественников, содействовать их развитию и совершенствованию. В своих собраниях они представляли предметы для показа в форме диалога между теми, кто планирует их размещение, и теми, кто видит их, получает информацию от музейных предметов и реагирует на них. Если зрителей было много, диалог превращался в дискуссию.

Исследованию природы путем наблюдения и эксперимента стало уделяться преимущественное внимание. Это поощряло создание новых коллекций, тесно связанных с лабораториями ученых и любителей. Новые коллекционеры посвящали себя научным занятиям. Систематизированный стиль их работы приводил их к более тщательным, чем раньше, описаниям предметов коллекций в каталогах.

Ввиду распространения исследовательской и коллекционной практики в Голландии, а затем в Британии лабораторное оборудование и оборудование для хранения предметов коллекций стало изготавливаться в достаточных для своего времени размерах. Появилось более дешевое, чем раньше, прозрачное стекло для изготовления сосудов, в которые помещались коллекционные предметы. Это позволяло с большей легкостью рассматривать выставленные в сосудах напоказ анатомические препараты. Использование удешевленного этилового (винного) спирта делало возможным длительное хранение этих препаратов, а применение ртутной мази позволяло зафиксировать строение кровеносных сосудов в богатых ими внутренних органах человека и животных. Появилась большая возможность представлять в экспозициях кабинетов высушенные анатомические препараты, развилась техника таксидермии – изготовление чучел животных.