Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История музейного дела.doc
Скачиваний:
28
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
1.54 Mб
Скачать

Анатомические театры

В XVI веке в передовом по тем временам Падуанском университете, а по его примеру постепенно и в других высших школах, появились анатомические театры и музеи. До этого анатомические вскрытия в учебных целях на медицинских факультетах позволялись церковью раз в год, а завершались они церковным отпеванием и захоронением анатомированного труда. Один из главных создателей современной анатомии человека Андреас Везалий из Брюсселя для изучения строения человеческого тела вынужден был похищать с виселиц трупы казненных преступников. В наказание за то, что он при этом рассекал тело «божьего создания», А. Везалий вынужден был совершить в конце жизни паломничество в Святую Землю, а на обратном пути трагически погиб во время кораблекрушения.

Отношение к анатомированию человеческого тела изменилось довольно быстро. Вскрытия трупов в анатомических театрах университетских городов превращались в публичные представления, посещать которые становится хорошим тоном для бюргеров и их семейств. Свои анатомические театры устраивали цехи хирургов в голландских городах Делфте и Роттердаме. Анатомические музеи стали лабораториями ученых, расширявшими анатомические научные знания.

Минералогические коллекции

Повышение товарного спроса на металлы привело к созданию минералогических кабинетов, особенно в немецкоязычных странах.

Среди первых собирателей минералогических коллекций в этих странах были такие ученые-естествоиспытатели как Генрих Корнелий Агриппа фон Неттесгейм, Парацельс, Георг Агрикола, работавший в Яхимове (Чехия) и Хемнице (Саксония). Под влиянием сочинений Г. Агриколы саксонский курфюрст Август I создал в Дрездене кунсткамеру, а врач из саксонского города Торгау Иоганн Кентман создал свою минералогическую коллекцию и издал ее каталог, в котором привел составленную им номенклатуру минералов (1565).

Врач Конрад Геснер из швейцарского города Цюриха своим сочинением «История животных» внес значительный вклад в развитие зоологии. Он собрал большую природоведческую коллекцию, включавшую в себя и значительное количество образцов минералов. В 1550 году эта коллекция стала доступной для публики. После смерти К. Геснера она была присоединена к коллекции такого же профиля другого известного натуралиста Феликса Платтера. Часть этого собрания находится сегодня в составе Естественнонаучного музея города Базеля.

Подобные коллекции получили распространение по всей Европе. В таких естественнонаучных кабинетах впервые были осуществлены научные методы расположения предметов в рациональном научном порядке, первоначально ориентированные на восходящие к античности группи­ровки предметов, принадлежащих к минеральному, растительному и животному миру.

Ботанические сады и зверинцы

К естественнонаучным музеям весьма близки по своим функциям ботанические сады. Разница между ними и музеями заключается в том, что их экспонаты живые. Ботанический сад представляет собой коллекцию живых растений, предназначенных для иллюстрации взаимоотношений между различными группами растений и развития и распростра­нения ботанических знаний.

Зачатки ботанических садов прослеживаются в средневековых монастырских аптекарских огородах, растения в которых высаживались в определенном порядке в зависимости от их лечебных свойств.

После изобретения книгопечатания в середине XV столетия рукописи с перечислением различных растений и их свойств (травники) получили более широкое, чем раньше распространение в печатном виде, и это стимулировало дальнейшее распространение более систематизированных описаний растений. Авторы подобных сочинений и сами эти сочинения, в свою очередь, вызвали к жизни появление ботанических садов при университетах, в которых требовалось наблюдение над растениями для учебной работы со студентами. Там же выращивались, как и у аптекарей и врачей, лекарственные растения для лечения больных.

Первые известные ботанические сады возникли при университетах в Пизе ок. 1544 года (его организовал Л. Гини, а продолжил его дело ботаник и анатом Андреа Чезальпино), в Падуе (примерно тогда же), В университетах Лейпцига (1580), Лейдена (1587), Монпелье (1593). С середины 1530-х до начала 1550-х годов в королевском саду в Праге работал выдающий белорусский ученый, пионер восточнославянского книгопечатания Франциск Скорина, получивший степень доктора медицины в Падуе.

Создатели ранних ботанических садов ориентировались на райский сад, описанный в Библии. Это помогало объяснить человеку периода Возрождения необходимость сосредоточения растений, произрастающих в самых различных географических регионах, в одном месте.

Создавались и иные ботанические сады. Карел Клузиус, известный ботаник XVI века собрал богатую коллекцию клубней растений в Лейденском ботаническом саду, что послужило в дальнейшем развитию в Голландии массового разведения растений для продажи.

В ботанических садах эстетические их стороны вытеснялись экспериментальным подходом к выращиваемым растениям, поскольку экспериментальный метод стал постепенно возрастать в научной практике. Любые декоративные элементы (статуи, гроты, фонтаны, лабиринты), характерные для других садов, исключались из ботанических садов. Их ценность определялась редкостью или экзотичностью растения, например, подсолнуха, агавы или помидора, привезенных из новооткрытых частей света.

Основными элементами разбивки ботанического сада были клумбы. Они не имели причудливых форм, характерных для рекреационных са­дов. Планировщики ботанических садов тяготели к простым формам разбивки садов и предпочитали квадратные или временами круглые формы клумб. Нередко ботанический сад делился на четыре части согласно сторонам света. Дорожки ориентировались по компасу.

Растения на клумбах распределялись согласно существовавшей тогда таксономии (группировке) растительного мира. Поскольку в период Возрождения оккультная природная магия играла немалую роль в научных изысканиях, на размещение клумб оказывали влияние тогдашние астрологические воззрения. Клумба функционировала как магическая фигура, внутри, которой маг-садовник совершал естественные магические действия, согласно которым растения должны были цвести в соответствии с влияниями небесных тел.

Зверинцы правителей, создававшиеся в Вене, Париже, Флоренции, Аугсбурге, Вильне и других городах, в определенной степени стимулировали любознательность, но исследовательской работе, в отличие от ботанических садов, не способствовали.

Собрания природных предметов в период Возрождения приобрели новое, по сравнению со средними веками, значение. Развитие научных знаний поместило в центр интересов ученых предметы природного происхождения как объекты исследования. Тем самым образцы подобных предметов все более утрачивали свое главное свойство предметов потребления и приобретали характер объектов изучения без их целенаправленного утилитарного использования.