Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
487999.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
18.09.2019
Размер:
1.7 Mб
Скачать

Формирование познавательной статистики (1761—1801)

В шестидесятые — семидесятые годы XVIII в. характер русской статистики существенно изменился-—она становилась орудием со­циальною познания. Изменение функций статистики, ее организа­ции, методов работы обусловили серьезные сдвиги в экономичес­кой, политической и культурной жизни России. В царствование Екатерины II (1762—1796) наступило время «просвещенного аб­солютизма». Помещичье-крепостнический строй еще не препятст­вовал росту производительных сил, успешно развивались промыш­ленность и торговля и к концу столетия в России начали зарож­даться капиталистические отношения.

Существенно изменилась экономическая политика государст­ва— пришла политика свободного предпринимательства. В связи с этим была реорганизована вся система государственного управ­ления: в 70-х годах были ликвидированы хозяйственные коллегии. Это отрицательно повлияло на развитие статистики в России, поскольку коллегии были основными потребителями материалов оперативной статистики и исполнителями работ по оперативной статистике, кроме того, были ограничены возможности правитель­ственной статистики использовать в своих целях силы управлен­ческого аппарата предприятий и хозяйств, подлежащих учету.

Серьезные последствия имели для статистики губернская Реформа 1775 г. и коренное изменение функций правительствую­щего Сената. Из высшего правительственного учреждения страны он был превращен в судебный орган, Центром государственного Управления стала губернская администрация.

Возник новый тип статистических работ, рассчитанных не на Удовлетворение узко оперативных запросов, а на получение ста­тистических данных о состоянии социально-экономической жизни-познавательная статистика. Начиная с 1764 г. в России было проведено несколько статистических исследований, ставших затем уникальными и послуживших базой для последующего развития статистической практики и для становления российской науки Важнейшие из них — генеральная опись Малороссии, генеральное межевание и топографические описания губерний.

В 1764 г. во главе административного управления Украины был поставлен крупнейший военный и политический деятель того времени граф П. А. Румянцев (генерал-губернатор Малороссии). Одно из первых дел его — организация и проведение генеральной описи Малороссии (1765—1767).

Генеральная опись представляла собой комплекс нескольких переписей, которые охватывали города и городское население, по­мещичьи имения и казачьи владения, хозяйства крестьян. Цель ее — точная и развернутая характеристика социально-экономиче­ского положения Украины. Программа описи была очень подроб­ной. При учете городов собирались сведения об их географическом положении, общественных строениях, городском управлении, чи­новниках и полиции, городских землях и угодиях, доходах и рас­ходах городов и др. Дополнительные сведения получили из подвор­ной переписи городского населения как о самих дворах, так и о проживавшем в них населении. Все принадлежавшие горожанам заводы, мельницы и другие предприятия также подлежали учету.

При переписи помещичьих имений, монастырских и казачьих владений регистрации подлежали личность владельца, положение и место владения, число дворов и душ, размеры земель (по угодь­ям), мельницы, винокурни, пасеки, фабрики и заводы и т. п. Крестьянские хозяйства подлежали специальному подворному учету.

Характер собиравшихся при описи сведений, и в частности программу подворного учета крестьян, можно представить из сле­дующего текста описи крестьянина Михея Бондаря: «Двор, в нем строения: изба 1, клеть 1, сарай 1, гумно с овином. В оном живет Михей Бондарь, вдов, 38 л., здоров; зашедший с села Людковщины, посполитского звания, лет 10 (тому назад). Сын его: Иван, 26 л., жена его Параскевия, л. 20; дети их: Никифор 5 л., Улита — 1/й года; здоровы. У него земли пахатной, по здешнему названию — четверуха; посевом во всех трех сменах ржи на 3 четверти, из котораго в прошлую осень, на нынешний год, в одной смене по­сеяно одну четверть. Огород имеет один, на котором посевает ко­нопель 2 четверика. Сена болотного накашивает возов на 15. Ско­та у него: лошадь I, корова 1, бык 1, подтелок 1, овец — 5» (За­писки Черниговского губернского статистического комитета. Кн. '■ 1866. С. 139).

Работа по описи проводилась в форме специально организован­ного наблюдения. Будучи командующим армией, Румянцев ис­пользовал в качестве руководителей описи офицерский состав-регистраторами были писари, унтер-офицеры и т. д. Для обеспече­ния должной организации работ были подготовлены одна обш;1Я и четыре специальные инструкции, в которых указывались задач"' программа и порядок проведения работ. Большое внимание уделялось достоверности получаемых сведений. Везде, где возможно, рекомендовалось проводить непосредственное наблюдение с выез­дом регистраторов па место нахождения объекта учета. Кроме то­го, работникам описи предлагалось во всех возможных случаях брать сведения из документов, при этом обязательно переписывать и прилагать копии этих документов.

В архивах сохранилось интересное свидетельство современника о том, как проводилась опись: «В каждом селении выгоняли народ из жилищ его на улицы, не обходя никого и далее самых сущих младенцев, строили их шеренгами и держали так на вся­ких погодах, в ожидании прохода главных Комиссионеров (пере­писчиков), кои, делая им перекличку, замечали каждого на гру­дях крейдою (мелом. — Б, П.) и угольями, чтобы с другими не замешался. Скот обывательский, держанный вместе при своих хозяевах, также пересмотрен и переписан, яко зпачущий имение, хозяев. Рс-в скотский и плач младенцев издали возвещали о при­ближении к ним Комиссионеров с многочисленною асспстснциею» (История русов, или Малой России. Сочинение Георгия Копнска-И), Архиепископа Белорускаго. М., 1840. С. 250—257). Вряд ли такое «мероприятие» могло вызывать симпатию населения. Прав­да, Румянцев придавал значение разъяснительной работе. Сохранились его специальные приказы, в которых он требовал прово­дить широкое разъяснение и предупреждал о том, чтобы никакие меры принуждения не применялись. «Изволите сами всем и вся кому, — указывал он— а особо простова пароду людям, толковать, что сие все делается единственно дабы освободить их от неуме­ренных, по верным, дошедшим и сказавшимся справедливым жалобам, от старшин отягощений и к лучшему впредь всякого человека в истинной его породе известия...» (Записки Чернигов­ского губернского статистического комитета. Кн. 1. Чернигов, Ш>5. С. 129—130).

Приведем еще один пример: распоряжение Румянцева майору Кугузову-Голенищеву: «...но при том ни откого ничего не отби­рать и не арестовать и в точность и обстоятельно описывать в в какови либо где между кем имеючиесь, спори не входить, и описать за тем всякое владение, за кем оное состоит...» (Там же, ■С 131).

Генеральная опись Малороссии дала полные и точные сведе­нии. Их использовали в позднейших статистических разработках материалов описи, проведенных уже во второй половине XIX в. Омскими статистиками.

Генеральное межевание заключалось в проведении работ по размежеванию отдельных владений, с установлением их точных границ на местности. Оно началось в 1765 г. и продолжалось мно­гие десятилетия. Само по себе генеральное межевание не являлось статистической операцией, но в процессе его проведения были получены сведения о владениях, селах, деревнях, о принадлежавших землях, о площади и распределении земли по угодьям и т. д. того, специальным решением правительства был предусмотрен сбор «экономических примечаний», т. с. данных экономическо­го характера о размежеванных владениях (о населении, водных путях, качестве земель, занятиях населения, крепостных повин­ностях, величине урожаев, промышленности и многих других).

Для проведения межевых работ, которые были организованы весьма тщательно, создавались специальные отряды. В такой от­ряд входило два землемера, три переписчика и воинская команда (офицер, капрал и восемь рядовых). К работам отряда привлека­лось местное население.

Так как проведение межевых работ не было связано с налого­вым обложением, население относилось доброжелательно, что обес­печивало высокую достоверность материалов. Важной особен­ностью этой работы был заранее установленный порядок обработ­ки и использования материалов. Предусматривалось, что резуль­таты межевания будут занесены в специальные межевые книги. Помимо книг должны были составляться уездные экономиче­ские журналы, в которых кроме сведений по отдельным владени­ям, по каждому уезду планировались специальные сводные табли­цы с поуездными итогами и генеральные атласы губерний, содер­жавшие карты, поуездные итоги данных о земле и перечневое из­ложение экономических примечаний. Однако все эти планы не были осуществлены. При подведении итогов проводилась группи­ровка владений по характеру земель, на которых они располага­лись (городские земли и земли уезда) с последующим делением по категориям владельцев. По каждой выделенной группе преду­сматривалось получение итогов по 24 признакам: количество на­селенных пунктов, площади земель по угодьям, количество мель­ниц, фабрик и т. д.

Межевые работы продолжались в каждой губернии от трех до десяти лет. Границы каждого владения устанавливались на месте измерением. Прочие сведения получали также преимущественно методами непосредственного наблюдения. Работы по межеванию велись довольно интенсивно. К концу XVIII в. они были закончены в 23 наиболее важных и плотнонаселенных губерниях России.

В статистических работах, связанных с межеванием, еще в большей степени, чем в генеральной описи Малороссии, отразилась эволюция русской статистики, ее переход от решения оперативных задач к познавательным. Эти работы оказали влияние на после­дующее развитие русской социально-экономической статистики: были собраны впервые весьма богатые и точные статистические материалы, в том числе по важнейшей в то время отрасли .хозяй­ства — земледелию. Работы способствовали совершенствованию методологии статистического исследования, в частности, обобщению данных, накоплению опыта и формированию квалифицированных статистических кадров. Нет сомнения, что успехи русской позе­мельной статистики в XIX в., включая земскую статистику, была во многом подготовлены генеральным межеванием.

Проведенные в 80—90-е годы топографические описания не яв­лялись топографией в современном значении этого слова, а представляли собой описания отдельных районов страны, содержавшие некоторые исторические, географические и административные све­дения и большое число статистических материалов об их экономи­ческом состоянии.

Собирались сведения по единой программе, которая включала данные о природные условиях и ресурсах, характере сельскохозяй­ственного производства, возделываемых культурах и их урожай"-Н0СТИ, сельскохозяйственных орудиях и сроках работ. Характери­зовалось население и населенные пункты, занятия и промыслы жи­телей, я также фабрики и мануфактуры. Фактически топографиче­ские описания представляли собой свод всех статистических сведе­ний, имевшихся у местной администрации.

Влияние топографических описаний на последующее развитии русской статистики было значительный и многосторонним. При пх составлении на первый план выдвигались вопросы систематиза­ции и обобщения статистических данных, которые требовали ре­шения соответствующих методологических проблем статистики. Топографические описания были важной предпосылкой для ус­пешного создания губернской статистической отчетности.

Характер всех трех рассмотренных работ русской правительст­венной статистики второй половины XVII1 в. свидетельствует, что статистика стала применяться уже не только в оперативных целях, но и для развернутой характеристики состояния отдельных рай­онов страны. Изменение задач исследования повлекло изменение объема программ и направлении использования собираемых све­дений. Поэтому все большее значение приобретали проблемы обобщения данных и их анализа.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]