Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
487999.doc
Скачиваний:
29
Добавлен:
18.09.2019
Размер:
1.7 Mб
Скачать

3.2. Практическая статистика в россии XVIII в.

Развитие оперативной статистики (1701—1761)

Следующий этап в развитии статистики — начало XVIII в. Предпринятые Петром I (1672—1725) реформы охватили все ос­новные стороны общественной жизни: армию и администрацию, промышленность и торговлю, культуру и быт. Ломке и переуст­ройству подвергалось все, а для этого требовались полные и точ­ные учетные данные. Мощным стимулом для развития учета яви­лась хозяйственная политика государства, политика активного насаждения промышленности и торговли. Существенно влияла на развитие учета мобилизация материальных и людских ресур­сов на нужды войн (1700—1721 — война со Швецией, 1699—1700, 1710—1724 — войны с Турцией). В допетровской России необходи­мые сведения собирались через приказы. В 1719 г. Петр I создал систему коллегий: Берг-коллегию, занимавшуюся черной и цвет­ной металлургией, Мануфактур-коллегию, занимавшуюся промыш­ленностью, всеми ремеслами и рукоделиями, и Коммерц-коллегию, ведавшую торговлей. Коллегии требовали отчетов от подве­домственных производств, заведений, а также от местной админи­страции. Руководящим центром было высшее правительственное Учреждение страны — Сенат, который выносил решения и давал Указания по проведению важнейших учетно-статистических работ. В нем же концентрировались полученные материалы.

В 1731 г. коллегии были закрыты, все их дела перешли в ве­дение Коммерц-коллегии, которая включала три экспедиции: тор­говли, горного дела и фабричной промышленности. Позднее, в 1742 г. Мануфактур-коллегия и Берг-коллегия были восстановле­ны. Каждое подведомственное им производство должно было да­вать, в отчетной ведомости сведения о том, где оно находится — на Чьей земле (государственной или помещичьей), сколько земли «Удобной», лесов, какие строения (каменные или деревянные), описание каждого, оборудование производства, сведения о рабочих (поименно с указанием профессии и специальности, заработной платы и формы выплаты — деньгами, хлебом или вещами). К ведомости прикладывались списки мастеровых и работных людей, составленные по дворам с указанием владельца двора, его жены, детей, жен сыновей и т. д., возраста каждого. В отдельной ведомости приводился список мастеров по профессиям. Давилось описание завода; наконец, отдельно записывались иноземцы.

Потребность в пополнении казны вызвала большие изменения в системе налогового обложения и учете. Первоначально Петр I для сбора налогов пользовался данными подворной переписи 1678 г., которые содержали сведения о дворах «свободного и хо­лопского состояния». Для притока поступлений в казну нужно было увеличение дворов. С целью выяснения числа дворов, их иму­щественного состояния была организована подворная перепись 1710 г. Однако ее данные показали в ряде районов не рост, а убыль дворов (например, в Санкт-Петербургской, Архангельской, Смоленской губерниях). Подобные результаты принесла также и новая подворная перепись 1715—1717 гг. Подворное обложение стало невыгодным для государства, и Петр I решил провести реформу налоговой системы. Единицей налогового обложения стала «душа» мужского пола.

Чтобы осуществить налоговую реформу, нужны были сведения о числе мужских душ и их распределении по территории страны. Первая подушная перепись податного населения—ревизия была объявлена 26 ноября 1718 г. Сбор данных был возложен на ар­мию; переписчики были обязаны переписать лиц мужского пола от самого старого до младенца. За утайку податного населения предусматривались жестокие наказания вплоть до «не­щадного битья кнутом» и смертной казни. Однако и эти меры не обеспечивали полноты учета. Широко процветало взяточничество и поборы как при проведении ревизии, так и при последующих контрольных проверках. Как писал об этих проверках свидетель первой ревизии В. Н. Татищев, ревизоры «более о розысках, след­ствиях в собирании штрафов нежели о сущем числе людей при­лежали и чрез четыре года продолжая собранные сказки рас­теряли и перепортили, а чрез то многие деревни и люди остались в прописке противно же тому многих людей вдвое и женские име­на мужскими написали и сделали в платеже многим отягощения и разорение» (Цпт. по кн.: Попов Н. В. II. Татищев и его время.

М-, 1861. С. 722).

Официальный срок подачи «сказок» первой ревизии был опре­делен один год, но в действительности все дела по этой ревизия закончились в 1727 г., т. е. почти через 10 лет после первого ука­за. Вторая (1743) и третья (17S1) ревизии длились по четыре го­да, четвертая ревизия (1781) —шесть лет, пятая (1794) -- 15 лет, шестая (1811)—два года, седьмая (1815) —12 лет, восьмая (1833)—три года, девятая (1850)—один год, десятая (1856) —

четыре года.

Проведением ревизий руководил Сенат, а последними тремя ревизиями — Министерство финансов.

При первой и второй ревизиях не было единой формы первичных документов — сказок, при третьей ревизии была введена от­печатанная форма сказки, которая в целом сохранилась в четвертой и пятой ревизиях, последнее изменение формы сказки было при седьмой ревизии. В первых двух ревизиях регистрировались только мужчины, а начиная с третьей — мужчины и женщины по (податным сословиям с указанием возраста. Отмечалось изменение состава облагаемого населения по сравнению с данными предыдущей ревизии: записаны по прежней ревизии, выбыли по разным причинам (умерло, бежало, взято в рекруты, сослано в ссылку, не явившиеся к ревизии), состоят налицо при настоящей ревизии, включая вновь рожденных. Запись в сказках проводилась но семьям, первым записывался глава семьи. Сказки на крепостных заполнялись помещиками и их приказчиками, отнюдь не заинтере­сованными в полноте учета, на некрепостных — старостами и выборными лицами, отдельные лица были обязаны сами пода­вать сказки о себе и своей семье.

Основными недостатками ревизий были: нерегулярность прове­дения; перепись только податного населения и не на всей терри­тории (Польша, Кавказ, Финляндия не охватывались ревизиями); фискальная направленность, которая порождала либо утайку мужчин и завышение численности женщин, либо умышленное искажение пола из-за стремления увеличить подати; регистрация припис­ного, а не наличного населения; отсутствие критического момента Я затяжные сроки проведения ревизий, что приводило либо к пов­торному счету, либо к недоучету населения. Нередко во время ре­визий выходил указ о включении в число податных новых групп населения, что вызывало путаницу.

С введением ревизий почти совсем прекратилось собирание данных экономического характера, так как единица обложения сдуша» была совершенно независима от имущественного состоя­ния данного лица.

В петровскую эпоху зародился в России текущий учет насе­ления— текущая регистрация браков, рождений, смертей, осуще­ствляемая церковью. Начало было положено указом 1702 г. «О подаче в Патриарший Духовный приказ приходским священникам Недельных ведомостей о родившихся и умерших». В первые де­сятилетия это г указ практически не выполнялся, но во второй Четверти XVIII в. текущая регистрация движения населения стала более регулярной. Была введена еще одна форма текущего Учета населения — ведение церковных списков населения, что в какой-то мере компенсировало нерегулярность проведения реви­зий. Списки содержали сведения о поле, возрасте прихожан, их Условиях. Конечно, часто сведения были неполными, к тому же включали только православных, но в целом ведение таких спис­ав было большим достижением.

Велись и другие учетно-статистические работы: в 1723 г. был организован учет цен на хлеб, а в 1724 г. издан указ об обязательной­ регистрации всех новых фабрик и заводов и о систематической отчетности действующих фабрик. В том же году сделана попытка организовать урожайную статистику. Кроме того, прово­дился систематический учет городов и городского населения, пе­реписи рабочих, велся статистический учет внешней торговли и т. д.

В первой половине XVIII в. на относительно высоком уровне были выполнены некоторые учетно-статистические работы, напри­мер переписи рабочих фабрик и мануфактур. Впервые перепись рабочих проводилась вместе с общей (первой) ревизией населе­нии, как ее составная часть, но позднее в 1732, 1736 и 1741 гг. были организованы специальные переписи рабочих. По каждому рабочему регистрировались сведения о происхождении, возрасте, выполняемой работе, форме и величине заработной платы, се­мейном положении и др. Перепись проводилась управлениями со­ответствующих фабрик и заводов, т. е. относительно квалифициро­ванными людьми, причем заинтересованными в полноте учета (цель проведения таких переписей — закрепление рабочих за со­ответствующими фабриками и мануфактурами).

Представить характер переписи рабочих позволяет образец подлинного текста сказки рабочего из материалов переписи 1736 г.: «Семей Михайлов сын Шацкий, 22 лет; отец ево Михаила Иевлев сын Шапкин был Семеновского полку солдат и в прошлых годех умре, а он Семен остался в малых летех и до возраста жил в Москве при матери своей Февронье Ивановой, кормился мирс­ким поданием; и в прошлом 730-м году пришел он Семен на су­конную фабрику по желанию своему для обучения и прокормле­ния и принят по доношению ево в бытность компанейщика Володимера Щеголина с товарищи и определен в прядильщики, и ны­не при той же работе. Холост. Во время генеральной переписи свидетельства мужска полу душ нигде он Семен не писан и в по­душном окладе не числитца, а в 732-м году при переписи из гу­бернской канцелярии писан он Семен с протчими при той сукон-лой фабрике и кроме оной нигде не числитца.

К сей сказке конторной служитель Сергей Андреев вместо Се­мена Михайлова по ево прошению руку приложил» (Крепостная мануфактура в России. Ч. IV. 1934. С. 123).

Собранные сведения использовались только в оперативных це­лях для закрепления рабочих и не обобщались.

В ходе учетно-статистических работ в первые десятилетия XVIII в. был накоплен опыт работ, сформированы относительно квалифицированные кадры. Это повысило качество оперативно-статистических работ, в частности последующих ревизий населе­ния. Об этом же свидетельствуют и единовременные статистичес­кие работы, например перепись обывателей Петербурга 1737 г.

Наибольшие успехи в первой половине XVIII в. были достиг­нуты в области сбора данных: разработке программы наблюде­ния, порядка и сроков работ, мер по обеспечению полноты све­дений и др. В это же время начал применяться и не сплошной учет что нашло отражение в правительственных постановлениях. ТаВ.

датируемом 16 марта 1736 г. Устане Конюшенном, регламентировавшем хозяйственную деятельность одного из правительст­венные учреждений (Конюшенной канцелярии), была установлена отчетность приписных к ней городов, сел, слобод, волостей, а для контроля за ней намечалось проведение несплошного учета: для определения величины урожая предписывалось вспахать по не­скольку десятин доброй, средней и худой земли и засеять ее как яровым, так и озимым хлебом; потом собрать и «измерить те опыт­ные умолоты».

Значительно хуже обстояло дело с обработкой собранных све­дений. Учетно-статистические работы проводились в то время для решения сугубо оперативных задач, которые требовали простей­шего обобщения и анализа. Поэтому большинство работ заканчи­валось заполнением формуляров или составлением на их основе перечневых ведомостей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]