Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
shpory_zar_lit.docx
Скачиваний:
10
Добавлен:
07.09.2019
Размер:
267.04 Кб
Скачать

31. Поетика жанру роману „Монахіня” Дідро

Психологич.повесть, посвящ. критике монастырей как вредного, противоестествен. и антиобщ.явления на примере героини Сюзанны Симонен раскрыто тяжелое положение женщины в общ-ве и семье. Девушка умна, красива, здорова. Природа создала ее для жизни, а общество руководст-сь предрассудками, обрек.ее на аскетич.отречение от всех интересов, желаний, склон-тей, и отказывая ей в природной свободе, руководствуясь противоест.моралью, проповедуемой церковью, заков.ее в кандалы. Девушка протестует, отстаивая свои права на жизнь и счастье. „М.” полож. начало многочисль.антимонастырской прозе, особенно хар-ой для периода Фр.бурж.прозы и явившейся составной частью антиклерикального револ.ис-ва. В монастырских порядках, кот.представляют собой страшное извращение понятий о природе человека, все противно Сюз. Роман написан в форме записок-исповеди Сюз., как видит ее писатель-чуткая, отзывчивая, наивн. Она глубоко религиозна и тем не менее каждый ее поступок явл.протестом против религии. Наивность ее олицетворяет здравый смысл „естественного человека”, пред взором кот.спадают маски цивилизации. Излюбленый фр.,прос-лями метод судить цивил-цию судом нивного человека или декаря. Наивным простосердечием дышит каждая строка повести: все описания лаконичны, сведены до минимума. Здесь нет многоцветных картин природы, как у Руссо, нет лирических страниц. Перед нами сухая, почти протокольная запись.

32.Проблема жанрового универсализма «Фауста» Гете

Иоганн Вольфганг Гёте - поэт, драма-тург, романист. Самое значительное его произведение – «Фауст». Это поэтическое произведение особого, черезвычайно редкого стилевого строя. В "Фаусте" есть сцены реально - бытовые, как, например, пирушка сту-дентов в погреб-ке Ауэрбаха, лирические, как свидания героя с Маргаритой, трагические, как финал первой части - Гретхен в темнице.

В "Фаусте" широко использованы легендарно - сказочные мотивы, мифы и предания, а рядом с ними, причудливо сплетаясь с фантастикой, мы видим реальные человеческие образы и вполне жизненные ситуации.

Гёте прежде всего - поэт. В немецкой поэзии нет произведения, равного "Фаусту" по всеобъёмлющему характеру его поэтического строя. Интимная лирика, гражданский пафос, философские раздумья, острая сатира, описание природы, народный юмор - всё это есть в произведении. Вторая часть трагедии пронизана символикой, аллего-риями, мифологическими образами и ассоциациями. Фантастика, встречавша-яся и в 1й части («Вальпургиева ночь»), здесь резко усиливается и становится господствующей. Миру земных челове-ческих отношений первой части прихо-дит на смену макрокосм второй части: тут и научная фантастика с сатиричес-ким подтекстом (выведенный Вагнером в колбе человечек Гомункулус), и проблемы синтеза культуры разных эпох (аллегорический брак греческой Елены и Фауста).

Т.о., «Фауст» Гете представляет собой грандиозный синтез европейской духовной культуры. Произведение отра-зило проблемы переломного периода (от эпохи Просвещения к романтизму) и стало достоянием литер-ры и искусства последующего времени.

У Гете Мефистофель предлагает сделку Фаусту, обещая герою вторую молодость и все мыслимые наслаждения. Если в легенде Мефистофель был традиционным для средневековых мистерий и сказаний бесом сущест­вующим лишь для совращения человека с пути ис­тинного, то у Гете фи­гура Мефистофеля неизмеримо сложнее. Черт дан человеку в спутники, чтобы тот, подстрекаемый бесом, никогда не останавливался на достигнутом.

Совокупность отдельных эпизодов, состав­ляющих многофигурную композицию обеих частей «Фауста», — этапы на пути героя к истине. Первое испытание — любовь. История Фауста и Маргариты занимает собой почти всю первую часть трагедии.

Вторая часть трагедии, монументальная, состоя­щая из пяти актов. Сцены бытовые свободно соединены здесь со сценами, в которых воплощены фантастиче­ские видения Гете, полные символики; историче­ские эпохи вольно сменяют друг друга. В слоге слы­шатся то звучная поступь александрийского стиха, то рубленая речь немецкого средневековья, то ан­тичные хоры, то лирическая песнь. Трагедия насы­щена политическими аллюзиями, требующими осо­бого комментария. И все это создает ту поэтическую форму, в которую только и могли отлиться философ­ские и эстетические искания позднего Гете.

Если первая часть «Фауста» насыщена картинами быта, пронизана токами земной жизни, то вторая часть носит характер грандиозной аллегории.

Во второй части Фауст — умудренный новым опытом, мучимый упреками совести, ощущающий свою безвольную вину перед Маргаритой, осознает границы возможностей человека. Но земля, природа возвращают ему жизненные силы. В след за испытанием любовью, Мефистофель про­водит Фауста через соблазны власти, красоты, славы.

В служении человечеству, в практическом деле Фауст, наконец, обретает себя и высший смысл существования. Воплощение вечного движения вперед, он готов остановить мгновение, когда слышит стук лопат, обозначающий для него начало до-бот по осушению болота. Однако обретя конечную цель, Фауст тут же становится добычей дьявола. Остановка тождествеввв смерти. Есть глубочайший философский смь. том, что к концу своей второй жизни Фауст ait звук, принимаемый им за шум работ, на самом лая производят лемуры, призванные Мефистофеле» чтобы вырыть могилу Фаусту.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]