Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
M_Kurbakova_Istoriya_pressy_2008.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
23.04.2019
Размер:
2.16 Mб
Скачать

3.1.2. Нижегородская периодика первого этапа

«Нижегородские Губернские Ведомости», как и «Ведомости» других губерний России, были призваны стать доступным для региональных читателей средством массовой информации. С первых номеров выхода газеты в свет журналисты «НГВ» приступили к просветительной работе, которая была необходима для развития самосознания провинции.

Газетный отдел «Местные известия» содержал информацию разного плана: о посещении Н. Новгорода членами царской семьи и высшими должностными лицами страны, о том, в каких уездах губернии сколько было пожаров, крупных падежей скота, необыкновенных родов и т.п. В неофициальной части «НГВ» очень часто помещались материалы, перепечатанные из столичной прессы и со страниц периодических изданий других регионов («Коммерческая Газета», «Северная Пчела», «Экономические Записки», «Земледельческая Газета», Самарские, Таврические, Курские, Московские, Вологодские и др. губернские ведомости).

Журналисты первой нижегородской газеты особое внимание уделяли вопросам образования и гражданского становления нации. Так, публикация с длинным заголовком «Не с другого чего, а с грамотности надобно начать образование крестьянина» посвящена незрелости жизненной позиции населения и комментарию привычной для крестьян отговорки «наше дело темное…». По мнению автора газетной публикации «образование» - понятие более широкое, чем «грамотность». В данном тексте «образование» понимается как становление личности, а достижение элементарной грамотности - лишь первый шаг на этом пути: «Крестьянина надувают, обирают, обвешивают и обмеривают, - спросите вы его: зачем он поддается? Он вам ответит: «Где же нам, батюшка! Нам – кто в синем, тот и барин. Мы люди темные!»… Но здравое понимание истин Божественного Писания, законов природы и законов гражданских, на которых зиждется благосостояние обществ, искоренение невежества, суеверий и предрассудков, смягчение нравов, повиновение властям не одного только страха ради, но и ради разумности, ради сознания необходимости для всех и каждого такого повиновения, более добросовестное исполнение своих законных обязанностей… Возможно ли такое образование без грамотности?»662.

А.С. Гациский663 в 1860-е гг. реализует стремление представить на страницах «НГВ» отчетность деятельности органов городского самоуправления, учебных заведений, банков, учреждений культуры и др. Так, «Раскладочная ведомость налога с недвижимых имуществ по Нижнему Новгороду» (1865, № 11) состояла из перечня гражданских лиц, сумм, в которые оценена их недвижимость, и размера финансовых поступлений в городскую казну от налога с означенного имущества. В том же номере газеты был напечатан «Отчет по спектаклю в пользу Александринской лечебницы». В программе «НГВ» отражен интерес и к главному вопросу 60-х гг. XIX в. – земскому делу664. В самостоятельный отдел выделены «Внутренние обозрения», где дано освещение важных проблем российской жизни.

То обстоятельство, что в период редакторства А.С. Гациского отдельные материалы помещались и в «НГВ», и в газете «Нижегородский Ярмарочный справочный Листок» одновременно665, свидетельствует о том, что журналистов и журналистских материалов не хватало, но передовыми деятелями в регионах осознавалась необходимость масштабного воздействия на общественное мнение посредством прессы.

«НГВ» как официальное издание содержало обстоятельную информацию обо всех актах деятельности административной и выборной местных властей. Газета отражала оперативность их взаимодействия666.

Газета «Нижегородский Листок», издателем которой являлся Нижегородский губернский статистический Комитет, а редактором – Н.П. Мельгунов, еще в 1871 г. особое внимание обращала на динамику хода выборов667. Приветственные речи нижегородского губернатора А.А. Одинцова в связи с открытием губернского земского Собрания (7 декабря) и нижегородской городской Думы (30 декабря 1870 г.) весьма оперативно были помещены в № 1 и 2 за 1871 г.

С июля 1875 г. в Н. Новгород была переведена газета «Рыбинский Биржевой Листок», получившая название «Нижегородский Биржевой Листок». В совокупности причин перевода издания в Н. Новгород одним из существенных обстоятельств была поддержка издания нижегородскими властями. «Тогдашний Городской Голова Губин, заслышав о намерении И.А. Жукова перевести в Нижний Новгород свою газету, писал ему в Рыбинск о своем сочувствии к этой мысли и уверял, что городское общество не откажет субсидировать этому изданию, если оно будет в свою очередь печатать объявления и распоряжения городского управления. Действительно, впоследствии городская Дума ассигновала единовременно 300 рублей И.А. Жукову, которые и были засчитаны при уплате ему за объявления городской Управы и Городского Головы»668.

На страницах «НБЛ» событиям, связанным с местным самоуправлением, уделялось значительное внимание. Информация под заголовком «Из протоколов заседаний нижегородской городской Думы» составляла самостоятельный отдел, в котором на начальном этапе существования газеты с интервалом менее месяца между событием и его освещением в прессе появлялись стенограммы собраний органов общественного управления669. В случаях избрания по постановлению Думы особых комиссий (например, по разработке вопроса об учреждении в Н. Новгороде речной полиции670) журналы их заседаний также помещались на страницах «Нижегородского Биржевого Листка». Так, в конце 1878 г. на очередном заседании Думы обсуждалось устройство второго городского водопровода, и «НБЛ» знакомил читателей с ходом обсуждения этого вопроса посредством публикации докладов «по некоторым изменениям и дополнениям в устройстве водопроводной сети», «по устройству нижнего резервуара и фильтра», «о ходе и успехе работ по устройству второго водопровода по 15 августа 1878 г.»671.

Идеи поддержки начинаний губернской власти внедрялись в сознание населения в связи с освещением прессой конкретных путей решения проблем. Так, перед лицом опасности распространения чумы на Волге до границ Нижегородской губернии «НБЛ» в 1879 г. писал о том, что начальник губернии граф Кутайсов «ревностно ходатайствовал перед Правительством об обеспечении Нижнего Новгорода в санитарном отношении» (№ 5). Справедливо замечая, что «одни ходатайства г. губернатора без материальной поддержки со стороны городского общества мало принесут пользы», публицист «НБЛ» представил свой взгляд на решение проблемы: «Нам кажется, в настоящее время самый неотлагательный труд выпадает на долю обновленной городской Думы: к предстоящей навигации перевести пароходные пристани от воинских казарм на Софроновскую площадь, закрыть пропитанный зловониями в Живоносновской улице ночлежный дом наследников Переплетчикова и отвести бесплатное помещение для витающих там бездомных пролетариев, часто до 500 человек, близ Рождественской части и в Кунавине под особым присмотром полиции и комиссаров от городской Думы. Если городская Дума находит полезным в обыкновенное время расходовать до 500 р. на ловлю и содержание бродячих собак под наблюдением своего комиссара, то в виду появления такой страшной эпидемии на Волге помочь бездомным пролетариям понуждает нас самосохранение». В этом материале от лица общественности города журналист газеты «НБЛ» дал «наказ» депутатам городской Думы.

Общественное мнение формировалось и посредством «писем в редакцию» по различным вопросам – от «запрета азартных картежных игр на пассажирских пароходах»672 и предложений о том, «как употребить те миллионы, которые в настоящее время предназначаются на борьбу с голодом»673, до привлечения внимания к промерзшим у дверей училища детям674.

В нравоучительном ключе с целью укрепления общности интересов жителей города подавалось повествование о заурядном пожаре: во время пожара, произошедшего в доме скупщика краденого в Кунавине, сгорело и имущество соседей 20 домов, которые знали о «промысле» скупщика. «Микитич», представивший эту информацию в своем «Дневнике», завершил изложение событий нравоучительным выводом: «Вор – не тот, кто ворует, а тот, кто вора прикрывает… Беда – как муха, ныне у соседа гостит, а завтра может и к нам пожаловать»675.

Примечательны факты предания гласности различного рода обстоятельств, связанных с недопустимым, по мнению редакции, поведением публичных нижегородских деятелей. Так, в первых числах апреля 1879 г., в связи с трехдневным празднеством по случаю «чудесного избавления Государя Императора» от очередного покушения на его жизнь, на страницах «НБЛ» появилось сообщение «о замеченном безучастии в молебствиях и радостях народных замещающего должность председателя губернской земской Управы» А.С. Гациского676.

По многим вопросам газета Жуковых адресовала читателю свои «советы». Как правило, они составляли отдел «Дневник», в котором народным языком, с использованием пословиц и поговорок излагались непростые вопросы жизни губернии. Нередко повествование об общественном хозяйстве велось «мимоходом». Так, поднимая вопрос организации общественных касс, в которых можно было бы получить ссуду беднейшим слоям населения, автор «Дневника» писал: «Украшение города быстро идет вперед: прокладываются на окраинах города со счета жертвователей Блиновых, Бугровых и Курбатова водопроводные трубы второго городского водопровода, возвышается Лыкова дамба для удобной езды с тяжелыми возами, засыпаются овраги, одним словом, спланировка города в полном ходу, но на хлеб занять бедному под залог сторублевой вещи и за десять рублей, кроме ростовщиков, нигде возможности не находится»677.

Динамика роста читательского интереса к газете «НБЛ» была очевидной: если в первый год ее существования в Н. Новгороде «НБЛ» имел 491 подписчика, то в 1889 г. подписчиков было 1565 и в розницу продавалось от 700 до 900 экз. ежедневно678.

На первых порах бизнес Жуковых был убыточным. Так, в документе на имя губернатора, датированном 11 марта 1883 г., за подписью И.А. Жукова значилось: «Листок» печатается в настоящее время в количестве 1150 экз. Издание обходится в 8 тыс. руб. Дохода от издания никакого не получается, недобор в издании покрывается частными работами собственной типографии»679.

Первопроходцы Жуковы сумели завоевать внимание читателей, овладеть технологией поиска и создания новостей, вне конкуренции с большой ежедневной газетой «Нижегородский Листок» уже в 1890-е гг. «Волгарь» имел тиражные показатели в 5-6 тысяч экземпляров680.

«Нижегородский Биржевой Листок» явился первым нижегородским частным периодическим изданием, со всей очевидностью проявившим готовность являться посредником в отношениях власти и бизнеса в интересах общества. Эта нижегородская «биржевая» газета, являвшаяся семейным делом, на всех этапах своих взаимоотношений с читателем была не просто «деловым», но и общественным изданием. И.А. Жуков смотрел на деловое периодическое издание не как на «листок», содержащий информацию коммерческого плана, в которой заинтересованы лишь влиятельные деловые читатели Поволжья. Осознавая неразрывную «связь капитала и труда», в аспектах экономической жизни региона Жуковы видели совокупность вопросов общественной значимости. Служению узкому кругу деловых людей они предпочли подвижническую деятельность во благо общественным интересам.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]