Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
M_Kurbakova_Istoriya_pressy_2008.doc
Скачиваний:
10
Добавлен:
23.04.2019
Размер:
2.16 Mб
Скачать

1.1.2. Воплощение в жизнь Высочайших повелений 1830 г. И 1837 г.

Провинциальная периодическая печать могла возникнуть в России вскоре после обнародования «Высочайше утвержденного Положения об издании Губернских Ведомостей» от 27 октября 1830 г. Cогласно Высочайшему повелению Казанская и Нижегородская губернии вошли в число шести российских губерний (Астраханская, Казанская, Киевская, Нижегородская, Слободско-украинская, Ярославская)33, при правлениях которых было Высочайше решено выпускать местную газету: «В каждой из губерний по мере удобства и местной надобности учреждается издание Губернских Ведомостей»34. Однако ни в Казани, ни в Н. Новгороде этот проект не был реализован.

Н.М. Лисовский, автор справочника «Библиография русской периодической печати», изданного в 1915 г., писал: «Издавались ли «Ведомости» во всех поименованных шести губерниях в 1831–1838 гг., мы точных сведений не имеем»35, т.е. исследователь отметил отсутствие источника – первых газет, датированных 1831-1837 гг. В более позднем библиографическом справочнике под редакцией А.Г. Дементьева, А.В. Западова, М.С. Черепахова, изданном в 1959 г., начало возникновения губернских ведомостей в вышеперечисленных шести губерниях также отнесено к 1838 г.36. Позже исследователями будет установлено, что в 1831 г. газета вышла в одной лишь Ярославской губернии (№ 1 – 6 марта 1831 г.), и только спустя несколько лет, с 1838 г. «Губернские Ведомости» стали выходить сразу в 42 губерниях»37. Т.е. Нижегородская и Казанская губернии (в отличие от Ярославской) не воспользовались «Высочайше утвержденным Положением об издании Губернских Ведомостей» от 27 октября 1830 г., а вынуждены были подчиниться «Высочайше утвержденному Положению о порядке производства дел в губернских правлениях» от 3 июня 1837 г., специальные параграфы которого вновь отмечали необходимость возникновения губернских «Ведомостей»: «Для облегчения и сокращения в порядке сношений губернского Правления и доставления как присутственным местам и должностным лицам, так и вообще всем и каждому удобнейшего средства получать в надлежащее время сведения о постановлениях и распоряжениях губернского начальства, а равно и о других предметах, следующих к общему сведению, издаются при каждом губернском Правлении особые губернские ведомости»38.

Имея опыт выпуска периодических изданий, Казань в 1830-1837 гг. не смогла реализовать новый, предлагаемый Императором проект, несмотря на то, что этому начинанию Высочайше была обещана финансовая поддержка. В тексте «Высочайше утвержденного Положения об издании Губернских Ведомостей» значилось: «Если б на первоначальное издание сих ведомостей потребовалось суммы, то Начальники губерний имеют входить с особенными представлениями к министру внутренних дел». Более того: «Буде в какой губернии издаются частные газеты, то оне сим положением [об издании Губернских Ведомостей – Е.К.] не отменяются»39.

Возможно, в период смены главноуправляющего Казанской губернией (с 15 ноября 1830 г. по 21 июля 1831 г. должность губернатора исправлял А.К. Пирх, а с 25 июля 1831 г. военным губернатором был назначен генерал-лейтенант С.С. Стрекалов) внедрение столь важного проекта было упущено из сферы внимания губернаторской власти.

В качестве осложняющего обстоятельства для возникновения новой газеты нет оснований выдвигать и фактор недостатка журналистских кадров. Казанская университетская общественность, которая питала своей энергией все существовавшие в 10-20-е гг. XIX в. периодические издания Казани, имела яркие фигуры, способные проявить инициативу в освоении новой ниши развития периодической печати, хотя с назначением М.С. Рыбушкина директором гимназий и училищ Астраханской губернии казанская пресса потеряла заметного творческого деятеля.

«Казанский Вестник», «Прибавление» и «Заволжский Муравей» охватывали весьма широкую аудиторию. Но у этих трех, перешедших в 30-е гг. изданий был один круг читателей. Для приобщения к прессе другого круга «начинающих» читателей необходимы были огромные новаторские усилия. До появления в январе 1838 г. «Казанских Губернских Ведомостей» в Казани выходило лишь одно периодическое издание - «Ученые Записки Императорского Казанского университета», - которое еще более (до научной среды) сузило читательскую аудиторию.

Таким образом, исследование начального этапа истории казанской периодической печати выявляет значимость личностного фактора как в административной сфере решения вопросов, так и на поприще реализации представителями журналистского цеха своих творческих и общественно значимых задач.

Не меньшего внимания заслуживает исследование появления «Губернских Ведомостей» в Н. Новгороде. На реализацию «Проекта-1830» - выданного Высочайшей властью кредита доверия для осуществления периодической печатью коммуникативных функций в общественном и культурном развитии региона – не изыскала ресурсов и Нижегородская губерния.

Н. Новгород менее, чем Казань, был обеспечен «журналистскими кадрами». Нижегородцам, в отличие от казанцев, в силу большей близости к столицам было проще получать центральную прессу, чем издавать свою. Однако губернская власть осуществляла значительные усилия для учреждения местной периодики, работая, в частности, в направлении модернизации типографских мощностей.

С одной стороны, типография нижегородского губернского Правления, основанная в 1791 г., была старейшей на Волге и выполняла немалый фронт работ40. Уже на протяжении последнего десятилетия XVIII в. в нижегородской типографии было «отпечатано восемь изданий»41 различных книг. А к 1830 г., кроме казенной типографии губернского Правления, в Н. Новгороде функционировала и частная типография при театре (с 1828 г.).

С другой стороны, сохранились сведения о том, что в типографии нижегородского губернского Правления «к 1801 г. шрифт был избит»42, и «первые десятки лет существования типографии прошли совершенно бесследно; кроме указов и книжных бланок не осталось никаких произведений печати, которые могли напомнить о существовании и деятельности типографии с 1791 по 1838 гг., когда вышел первый номер «Нижегородских Губернских Ведомостей»43. Стремясь урегулировать техническую сторону вопроса, нижегородские власти предприняли немало усилий: «Для этого в Москву обучаться типографскому делу у известного книгоиздателя С.И. Селивановского ездили в разное время советник губернского Правления Бравин, смотритель типографии Богуславский и канцелярист Львов. Приобреталось и новое оборудование. К концу 1837 г. типография, находившаяся в кремле, имела в своем распоряжении 7 печатных станков и 50 пудов шрифта»44.

Иными словами, «Нижегородские Губернские Ведомости» появились на свет в 1838 г. в результате политической воли и гражданской сознательности центральной и губернаторской власти. Т.о. более чем с полуторастолетним интервалом от процессов, происходивших в развитых странах Европы, в каждом российском регионе начал функционировать собственный канал массовой информации. Российская власть внедряла идеи, которые уже были апробированы в Европе: «кто желает вести осмысленный образ жизни, кто желает быть достойным членом общества и принимать участие в его государственной, торговой и гражданской деятельности, тот обязан интересоваться газетами, тот должен их читать, должен запоминать и взвешивать прочитанное; должен уметь приложить его на деле»45.

Газета «Справочный Листок для Нижегородской ярмарки» начнет выходить в свет лишь 19 лет спустя, 15 июля 1857 г. Ее издателем явится нижегородский ярмарочный Комитет, заинтересованный в информационном сопровождении торговых операций во время всероссийского торжища. Испрашивая в Министерстве внутренних дел разрешение на выпуск этого ярмарочного «Листка», нижегородский губернатор А.Н. Муравьев именно информационной составляющей издания аргументирует значимость возникновения новой региональной газеты.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]