Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бодак.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
21.04.2019
Размер:
20.3 Mб
Скачать
    1. Политическая жизнь

В этот период происходит становление английского абсолютизма. Его основные особенности:

1. Сохранение парламента.

2. Нет бюрократии, так как есть Великая хартия вольностей.

3. Нет сильной армии – воевать не с кем.

4. Создание Звездной палаты.

5. Короли к началу XVII в. от народа стояли сравнительно недалеко.

Дело доходило до курьезов. Во Франции существовал дворец Тюэльри – загородная королевская резиденция. В Лондоне построили точно в таком же стиле здание и поместили туда психушку, назвав все это Бедламом. Французы развонялись и хотели воевать. Папа посоветовал договориться по-хорошему. Французы успокоились, после того как англичане сняли со здания купол.

Генрих VII (1485-1509) подорвал позиции бузотеров, распустив своим указом феодальные дружины.

Генрих VIII (1509-1548) был очень экстравагантным, имел 7 жен и фанател от эшафотов. К примеру, в 1530 г. он казнил Томаса Мора. Постепенно с голодухи король стал поглядывать на реформацию, развелся с Екатериной Арагонской (католичка) и женился на Анне Болейн – страшной уродине с дерьмовейшим характером.

Это не является авторским преувеличением, поскольку даже некрасивой Анну Болейн назвать язык не поворачивается. Судите сами: свиные глазки с тремя ресничками, губ нет, но зато есть ротовое отверстие и лоб до затылка, как у бульдога.

Генрих VIII начал собачиться с церковью. Поводом стал развод с прежней женой (типа: церковь развод не утвердила). В 1534 г. король издал акт о королевской суперматии, т. е. о королевском превосходстве. Во главе новой англиканской церкви встал теперь король. Католические церкви позакрывали. Англиканская церковь стала организацией без целибата, папы, мощей и икон. Против новой церкви поднялась часть дворян и монастырское крестьянство (поскольку резко возросли государственные налоги). В стране возникла католическая оппозиция, именовавшая себя диссидентами.

Сын Генриха XVIII – Эдуард VII (1547-1553) послужил сюжетом для фильма «Леди Джейн», полюбив незнатную и вскорости скончавшись. Он был слаб на характер (подмят дворянами) и здоровье. Далее Мария Тюдор – дочь Генриха VII от Екатерины Арагонской (1553-1558) устроила «кровавое пятилетие». В пику отцу стала католичкой. Подполье диссидентов вылезло наружу, инквизиция развернула свою деятельность, начался возврат церковных земель. Мария Тюдор была не совсем отрицательным персонажем, однако ее характер был безнадежно испорчен. Ее сватали за испанского короля Филиппа II. Казалось, что вот-вот победит контрреформация. Парламент отказал ей в праве привезти короля в Англию. Она валялась на коленях и умоляла со слезами на глазах. Не помогло… Дело все было в том, что несмотря на свою внешность красавца испанский король был стопроцентным шизофреником. То, что Мария Тюдор не была совсем сволочной свидетельствует то обстоятельство, что она очень бережно опекала дочку Анны Болейн и свою сводную сестру – Елизавету. Мария Тюдор умерла от онкологии.

Елизавета I (1558-1603) – лучшая английская королева на все времена, оставшаяся после смерти Марии Тюдор единственной претенденткой на престол. Она была очень некрасивой женщиной: некрасивое лицо, которое она скрывала под тоннами белил, редкие рыжие волосы и практически полное отсутствие бровей. В историографии ее оценивают так: «королева, которая выпестовала Англию», т.е. все перевернула, как Петр I.

По жизни она была очень мужественным человеком. Когда ей было уже за 70, и к ней постучалась старуха с косой, она, лежа в постели, пожаловалась, что ей совсем уж херово. На резонные успокоения, типа, «а что вы хотели, пора бы уж и на тот свет» она заявила буквально следующее: «Не дамся я этой старухе с косой! Не собираюсь помирать лежа. Я ни под одного мужика не легла, а перед смертью не лягу тем более». Затем встала, испытывая неимоверную боль, доковыляла до лестницы, оперлась на перила и стояла, пока не отдала Богу душу. Ее предсмертная фраза имела правдивый смысл, она действительно умерла девственницей. Любовники у нее были лишь для интеллектуального время препровождения, она их любила еврейской любовью, т.е. мучила не их тело, а мозги. Правда, у Елизаветы была вредная привычка подтравливать своих любовников, когда общение с ними ей уже надоедало. Но казнь они могли выбирать себе сами. Один такой приказал закрыть себя в бочке своего любимого вина.

Вот еще одна история о Елизавете, которая свидетельствует о том, что и чисто женские мотивы ей тоже не были чуждыми. При ее дворе появилась новая фрейлина, чертовски красивая, умевшая еще при этом привлекательно одеваться. Словом, двойной упрек королеве. Перед балом королева втихаря стащила новое платье своей фрейлины, бывшее ей совсем не по размеру, нацепила и вышла в люди, говоря при этом каждому встречному: «не правда ли, какое некрасивое платье?»

В момент занятия престола ей было 20 лет, вдобавок она была протестанткой. Против нее тут же слепила заговор Мария Стюарт – королева Шотландии и жена французского короля Франциска II. Мария Стюарт бесконечно интриговала, убежала к Елизавете, та ее и закатала в Тауэр. Католики использовали Марию Стюарт в своих интересах, пока Елизавета свою соперницу не казнила (1588). Казнь Марии Стюарт спровоцировала войну Англии и Испании.

На первый взгляд, Елизавете было несдобровать. У Филиппа II было дохрена армии и флота, у Елизаветы – ни того, ни другого. Из-за налета Дрейка на Кадис в 1587 г. экспедицию испанцам пришлось отложить на год. Это время англичане активно использовали для подготовки.

В 1588 г. к английскому побережью состоялось отплытие Великой (непобедимой) армады – огромного по силе и численности испанского флота: 20 тыс. десант ветеранов, прежде воевавших в Нидерландах. Основу испанского флота составляли пятиэтажные галионы, а у англичан – однопалубные юркие корабли, имеющие экипажи, состоящие из пиратов и висельников. За Па-де-Кале издавна существовали мели под названием Гудвин. Особенность их была в том, что они часто перемещались. Еще в 60-е г. ХХ в. там тонуло дохрена торговых судов, а местные жители с этого кормились. Чтобы подождать нужного ветра, англичанам надо было задержать испанцев у Па-де-Кале. В морском сражении у Па-де-Кале сказался морской опыт английских пиратов. Они выстроили свом корабли клином, а испанский сухопутный генерал Медина Сидонья – полумесяцем. Перед собой англичане пустили брандеры – суденышки, начиненные горючкой. Пока испанцы находились в замешательстве, не успевая перестроиться в линию, англичане начали поливать испанские суда из артиллерии. В то время у испанцев еще был порох, который очень дымил – клубы дыма вились до 5 м над уровнем моря, а англичане уже перешли на бездымный. Воспользовавшись дымовой завесой, маленькие маневренные суденышки стали садить по ватерлинии, рулям, и основным мачтам. Потом английский флот отступил, и многие испанские суда, многие из которых были практически неуправляемы, вразнобой поплыли дальше на север. Далее в северном море разразился страшный шторм, очень много испанских кораблей погибло в Северном море. Но упертые шотландцы все равно помогали потерпевшим кораблекрушение испанцам, однако о войне речь уже не шла. Часть испанских кораблей обогнула Альбион через север и вернулась домой. Самое интересное то, что испанцы после этой неудачной попытки предприняли еще 2, армады которых практически не уступали первой. Они закончились тем же плачевным результатом.

Елизавета пристегнула к Англии Шотландию, в 1586 г. она подписала договор с сыном Марии Стюарт – Яковом VI. Уговор: тот не поддерживает католиков, а после смерти Елизаветы он сможет занять престол. Это стало первым шагом к становлению Великобритании. В Англии, заняв престол, Яков уже стал первым по списку (1603-1625). Теперь шотландцы стали рвать жопу за свою общую родину, еще больше, чем англичане. В годы его правления состоялся знаменитый пороховой заговор Гая Фокса, который, проникнув в пороховые подземелья Тауэра, пытался подорвать все здание. Сейчас в Англии существует такой праздник, на котором сжигают соломенное чучело Гая Фокса. На это время приходится также жизнь Фрэнсиса Бэкона и Уильяма Шекспира. Пуритане в это время рвут когти в Северную Америку. После Якова I стал править Карл Стюарт, именно его и долбанет Английская буржуазная революция.

Лекция 18. Италия в XVI – первой половине XVII вв.