Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бодак.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
21.04.2019
Размер:
20.3 Mб
Скачать
    1. Правление Карла Великого и создание Каролингской империи (768-814 г.)

Источники: основным источником по эпохе Карла Великого является произведение младшего современника Шарлеманя – Эйнгарда: «Жизнеописание Карла Великого». Труд написан по примерам жанра античной биографии, основная цель Эйнгарда – восхваление императора франков.

О Карле Великом. От эпохи сохранилось всего несколько нечетких изображений императора, которые, как правило, воспроизводят во всех школьных учебниках.

До того как была найдена его гробница, между французской и немецкой историографией постоянно шел спор: немцы утверждали, что Шарлемань был настоящим арийцем, этаким тевтоном и белокурой бестией. Французы с этим категорически не были согласны. Как оказалось, обе стороны были неправы: Шарлемань был и не таким, каким его хотели видеть немцы, и не таким, каким Карл должен бы быть на взгляд французов.

Во-первых, Карл был очень стеснительным и скромным по своей натуре, оттого, видимо, он женился где-то раз семь. Сам по себе, Шарлемань был очень высоким и тощим, но при этом имел пивной живот и пухлые щеки – причиной этого было постоянное пристрастие Карла к бургундскому вину и баварскому пиву.

Кстати, следует сказать пару слов об алкоголе в раннее Средневековье. Толковое вино еще делать не научились, традиции античного виноделия были в значительной степени утрачены. Только-только стало появляться первые сорта пива. Вино было очень дорогим и по консистенции напоминало компот. Медовые напитки тоже содержали небольшую дозу алкоголя. Безусловно, современники сильно пьянели от чрезмерного употребления этих напитков, поскольку человеческий организм не имел дела с более сильной по крепости продукцией. Отсюда вывод: четверо студентов-историков могли перепить сотню самых отъявленных алкашей каролингского времени.

У Карла был один существенный недостаток: от природы он имел слабый голос. При этом король слишком поздно начал учиться. Главным плюсом Шарлеманя было то, что он был великолепным военным: за время своего правления Карл провел более 50 кампаний, 25 из них, он возглавлял лично.

Внешняя политика Карла Великого:

  • Покорение лангобардов. Их Карл Великий подмял под себя окончательно, захватив северную и центральную Италию. Именно от них Карл позаимствовал прообраз короны: он водрузил себе на голову обруч. При этом короли в то время все еще имели не вполне презентабельный вид: Шарлемань носил рубаху с кое-где нашитыми бляхами (правда, уже в тот период начали появляться первые кольчужные рубашки), кожаные штаны с широким ремнем и лапти на ногах!

  • Политика давления на Папу Римского. Карл настойчиво стремился стать императором. На Пасху 774 г. после разгрома лангобардов он как бы невзначай явился на молитву со 100-тысячным войском. Папа римский вынужден был сидеть тише воды, ниже травы вместе со всей Италией.

  • Войны с саксами. Саксы проживали между Рейном и Эльбой – здесь находились очень плодородные земли. Войны Карла с саксами 772 – 804 гг. – первые феодально-захватнические войны, проходившие под эгидой христианизации, на самом деле – за передел земли. Во время первого похода Карла Великого в землю саксов (772 г.) всех вроде бы окрестили и поставили франкские гарнизоны. Но у саксов была еще очень сильна племенная спайка: те быстро перебили всех франков, а в церквях поустраивали конюшни. Каждый год Шарлемань ходил на саксов, применяя тактику выжженной земли, при этом Карл регулярно брал в заложники детей местной знати. Но все равно, опять Карлу обломилось: в 784 г. в битве у горы Зенталь саксы нанесли ощутимые потери франкам. Карл рассверипел и казнил 4 тыс. детей-заложников. Саксы несмотря на это продолжали сопротивление. Успехи к Шарлеманю пришли лишь тогда, когда на сторону Карла, соблазняясь привилегиями, стала переходить саксонская знать: вождь Видукинд сдался, простолюдины же еще продолжали сражаться лет этак 20. В результате, саксонское население сократилось в 10 раз. На опустевшие земли Карл посадил франкскую знать.

  • Войны с аварами. Это: 780-е годы. В Европе авары появились в VII веке: именно он познакомили европейцев со стременами. В «Повести Временных лет» авары выведены под именем обров – славянское племя дулебов считалось их данниками, собственно, это одно из первых упоминаний о славянах. Войну с аварами вел не сам Шарлемань, но его сын Пипин Итальянский – наиболее толковый сын и предполагаемый наследник, умерший, однако, еще при жизни своего отца. Пипин захватывает столицу Аварского каганата – Ринг, где находился весь золотой запас государства. Неожиданно свалившиеся деньги Карл не стал распылять, а сразу же пустил на другие войны, которые франкский бюджет уже не затрагивали. Остаток денег Карл подарил англосаксонскому королю Оффе, тот формально признал сюзеренитет Карла Великого: так произошло формальное восстановление Западной Римской империи.

  • Войны в Испании. Здесь Карла в целом поджидала неудача. Христиане Испании не стали поддерживать франков. Экспансия христианства забуксовала у реки Эбро, отвоеванная полоса стала называться испанской маркой.

С походами Карла Великого в Испанию связано содержание знаменитой «Песни о Роланде», почти все содержание которой не соответствует исторической действительности. На самом деле, отряд Роланда вырезали баски в Ронсевальском ущелье, а не мусульмане. Неизвестный автор поэмы превратил отступление Шарлеманя в величайшую победу.

В 799 г. Карл все-таки надумал стать императором, Папой как раз стал Лев III, его в Риме не любили. Карл помог Папе – приструнил римлян и получил взамен императорскую корону: в декабре 800 г. франкское государство стало империей. Византия побурчала, однако ей пришлось смириться.

Каролингское Возрождение. VIII в. – это пик «темных веков», охвативших Западную Европу: происходило постепенное угасание античной культурной традиции. Еле-еле эта культура теплилась в рамках монастырской жизни, однако их самих в сер. VIII в. во Франции было всего несколько штук. К этому времени знания, доставшиеся по наследству от римлян, стали уменьшаться в геометрической прогрессии: количество грамотных сокращается до ничтожного минимума. Карл Великий проводит культурную реформу: в приказном порядке стали создаваться школы при монастырях, детей рыцарей в приказном порядке заставляют обучаться хоть каким-то азам грамоты. Шарлемань приглашает к себе англосаксонского монаха Алкуина, который создает в Аахене Академию, некий прообраз придворного элитарного университета.

Расцвет Аахена хронологически совпадает с правлением Карла Великого. Тогда это был самый большой город Средневековой христианской Европы с населением в 8 тыс. Ныне этот город находится на территории Западной Германии, интересно то, что его население ненамного превышает численность, которой он достиг в период правления Карла Великого. Император вообще постоянно кочевал по всей империи, однако больше всего он любил именно Аахен, там были очень живописные места, которые частично сохранились и до нынешнего времени.

В основном изучали риторику, грамматику, арифметику. Основным методом обучения было умение вести диалог. Тяга Карла к знаниям постоянно росла: хотя писать он научился с трудом, Карл постоянно присутствовал на уроках, и дети часто тыкали в него пальцем, смеясь над императором за его неуспевание. Карл очень любил слушать интеллектуальные беседы, принимая в них посильное участие. За неимением свободного времени, Карл Великий очень много читал по ночам, пряча перед сном книгу под подушку, считая, что так лучше запомнится прочитанное. Толком расписываться он не умел, поэтому для него сделали специальный трафарет с аббревиатурой.

Как видно из рисунка, в анаграмме зашифрованы 4 латинских буквы: K, M, R, F. Это означало: Karl magnus rex fortius. В переводе: Карл Величайший – король наикрутейший.

В этот период происходит бурное развитие книгопереписывания. При монастырях создаются специальные скриптории, качество оформления переписываемых книг становится изумительным. Помимо всего прочего, переписка книг начинает производится унифицированным канцелярским подчерком, так называемым каролингским минускулом. Как говорится, процесс пошел, однако переоценивать это явление тоже не стоит. Тем не менее, Карл Великий отчетливо понимал всю важность культурных инноваций. Некоторые их них носили явный оттенок анекдотичности.

В Европе считалось, что самым могучим хищником является лев. Однако Шарлемань узнал, что есть зверь и покруче – слон. Начитался Карл книжек про этого диковенного зверя, захотелось ему достать штучный экземпляр. Карл послал одного еврея к арабскому правителю Гаруну-аль-Рашиду с целью установления дипломатических отношений. Попутно, этот еврей должен был каким-нибудь образом разведать все о слонах и, если возможно, привезти одного из них о Францию. Этот еврей помыкался на арабском Востоке и через несколько лет у него в Египте закрутился свой бизнес. В разговоре с местным правителем еврей как-то обмолвился о слоне, местный государь обещал ему в этом деле помочь. Слона загнали на огромную баржу, при этом вслед за этой баржой шла вторая с фуражом для животного. Спустя несколько недель плавания слона доставили в Марсель. Местные жители сначала чуть не померли от вони – причиной этого были то, что слон успел переработать громадное количество пищи за время долгого пути; потом на местных напал страх только от одного вида зверя. Как только Карл узнал про слона, он тотчас бросил все дела и помчался на него смотреть. Зверь Шарлеманю чрезвычайно понравился. Слон был поставлен на довольствие, по приказу Карла Великого за слоном присматривал целый штат прислуги. Самое интересное то, что слон отвечал взаимной симпатией Карлу, он слушал только своего хозяина и катал его на себе верхом. Карл лично кормил слона из собственных рук. Все франки сначала были шокированы, а затем горды: сам царь животных находился в услужении у франкского государя! Карл со слоном никогда не расставался: даже брал его в свои походы. В конце концов, слон от сырости захворал и помер, несмотря на то, что были испытаны все средства для его спасения. Бедный Карл целых полгода ничего не делал, все оплакивал своего друга. В это же время у Карла умирает его сын, и траур был гораздо скромнее, чем по слону. Все франкские хроники в этом году писали только о смерти слона Карла Великого, и как бы по ходу упоминали смерть одного из его сыновей. В конце следует сказать то, что этого замечательного слона звали Абдул-Гамидом.