Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История зарубежной литературы.Учебник..doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
19.12.2018
Размер:
3.24 Mб
Скачать

Овидий. «Метаморфозы». Страница из рукописной книги XV в.

Пифагореизм – религиозное и философское учение и социально-политическое движение в Древней Греции, получило название по имени Пифагора. Математические занятия приводили пифагорейцев к символике чисел, приписывающей первым десяти из них божественные свойства. Они верят в переселение души. Идеальные числа понимаются ими как первообразы вещей, творимых богом.

Первым большим поэтом, отразившим черты новой литературной эпохи, был Публий Овидий Назон (43 г. до н.э. – 17 г. н.э.). Он – выходец из среднего сословия, славился как декламатор, но с юношеских лет стал писать стихи. Его перу принадлежат сборник любовных элегий «Героини» (5 книг написаны от имени Пенелопы, Ариадны и др.), ставшая очень известной поэма «Метаморфозы» (о превращениях мифических героев в животных, в растения), сборники посланий (4), а сам Овидий принадлежит эпохе «золотого века» римской поэзии, наряду с Вергилием и Горацием.

Овидий мастерски развил любовную тему, в 15 посланиях он дал 15 разных вариаций этого чувства. Его «Метаморфозы» – это своего рода мифологическая энциклопедия в стихах; более 200 мифов о превращениях тесно связаны друг с другом персонажами, местом, временем действия. По поэтике эта поэма очень близка «Энеиде» Вергилия, хотя у Овидия герои живут в будничных бытовых условиях, и самые патетические места мифов приземлены и даже осовременены. Весь этот разнообразный материал заключен в философскую раму, связанную с учением пифагорейцев о вечной изменчивости материи и неизменности души.

Пифагореизм – религиозное и философское учение и социально-политическое движение в Древней Греции, получило название по имени Пифагора. Математические занятия приводили пифагорейцев к символике чисел, приписывающей первым десяти из них божественные свойства. Они верят в переселение души. Идеальные числа понимаются ими как первообразы вещей, творимых богом.

Неспособность современников поэтов «золотого века» – Вергилия, Горация, Овидия – развить художественные искания в области больших лиро-эпических форм закончилась новым расцветом малого жанра – эпиграммы, рассчитанной на мгновенный эффект. Этот расцвет связан с творчеством Марка Валерия Марциала (ок. 40–104). Им написаны 15 книг эпиграмм, успех которых был огромен. Их предметом были явления живой современной действительности, близкой каждому. Заслугой Марциала стало то, что за эпиграммой закрепилось сатирическое содержание, которое стало характерным признаком жанра. Марциал пишет эпиграммы на гордых богачей, скупцов, охотников за наследством, врачей-шарлатанов и т.д. В своих эпиграммах поэт очень ярок и краток и очень точно отражает жизнь. Любой может узнать себя в этих коротких стихотворениях.

Основной прием комизма, которым пользовался Марциал – несоответствие внешности и сущности. Охотник за наслаждением ухаживает за безобразной дамой, почему? Потому что она в чахотке. Перед нами загадка и отгадка, несколько строк зачина и стих или полустишие или даже одно слово, неожиданно раскрывающие смысл описанного. Этот мир бесконечных противоречий Марциал принимает как объективную данность, мир существует для него только во взаимодействии противоположностей.

Кризисным для античной культуры стал III в. Империю охватывают восстания рабов, с севера вторгаются германцы, с востока персы, один за другим сменяются императоры. Идеологический кризис развивается параллельно общественно-политическому, смолкают поэзия и наука, живой идейной силой остаются религия и философия (в частности, неоплатонизм; его основоположник – философ Плотин (204–270), поставивший определенную точку в философских исканиях античности: если ранняя философия стоиков и эпикурейцев исходила из материальности мира, философия первых веков н.э. металась между материальностью и духовностью, то философия Плотина исходила из представления о сквозной духовности мира). По сути, неоплатонизм был высшей точкой неприятия земного мира в античной культуре, оно уже было близко христианскому неприятию материи. И очень скоро, в эпоху Средневековья, именно христианская идеология займет ведущее место в культуре.