Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История зарубежной литературы.Учебник..doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
19.12.2018
Размер:
3.24 Mб
Скачать

В.А. Фаворский. Обложка книги «Сонеты Шекспира в переводах с. Маршака». Издание 1960 г. Москва

Сторонники «биографического» подхода к сонетам видят в цикле сквозной сюжет, определяемый отношениями Поэта, Друга Поэта и Смуглой Дамы, и делают множество предположений относительно их реальных прототипов. В Поэте они, естественно, видят только самого Шекспира, рассказывающего в сонетах о своей привязанности к Другу, прекрасному юноше, и страстной любви к некрасивой, но пленительной Смуглой Даме.

Большую трудность в исследование сонетов вносит и пресловутый «шекспировский вопрос», уже на протяжении нескольких столетий заставляющий сомневаться в авторстве этих сонетов и, безусловно, влияющий на их переводческие прочтения.

Шекспировский вопрос – вопрос об авторстве произведений – предмет мировой дискуссии, длящейся многие годы. Почти никто из исследователей не сомневается, что Шекспир существовал, но вот в каком качестве?.. Кого только не считали авторами произведений: философа Френсиса Бэкона, королеву Елизавету, Филипа Сидни, английского поэта и общественного деятеля елизаветинской эпохи (и его дочь), графа Ретленда... Ну и самого Шекспира, естественно. Причиной возникновения сомнений в правильности пришедших из ХVII в. представлений о личности автора шекспировских произведений являются некоторые факты. В частности, тот, что вся семья Шекспира была неграмотна. Нет никакого подтверждения, что сам он учился хотя бы в начальной школе, нет ни строки, написанной его рукой, есть лишь шесть неловких, разной транскрипции подписей под документами. Он был пайщиком актерской труппы, но никто при жизни не назвал его поэтом или драматургом. Сомнения появились уже в XVIII в. по мере нахождения подлинных документов, а с середины следующего века вокруг «шекспировского вопроса» развернулась широкая дискуссия. Написаны тысячи книг и статей; среди их авторов – Чарлз Диккенс, Марк Твен, Уолт Уитмен, Зигмунд Фрейд, Анна Ахматова, Владимир Набоков и многие, многие другие. Все нестратфордианцы (критики традиции) приходят к выводу, что Шекспир не был и не мог быть ни поэтом, ни драматургом, но по вопросу о том, кто же именно и почему скрывался за именем-маской, их мнения расходятся. Спор идет о том, кто же писал под этим именем. «Шекспировский вопрос» как мировая научная проблема сегодня дебатируется на Западе еще больше, чем в прошлом. Семь десятилетий назад оживленная дискуссия начиналась и в России, но потом ее, как и многие другие, «закрыли», объявив всякие сомнения в стратфордской традиции «идеологически враждебными». Более полувека наши гуманитарии были этим нелепым табу отрезаны от интереснейшей мировой дискуссии.

Прежде чем говорить о содержании сонетов Шекспира, обратимся к их форме. В английской литературе сонет утвердился усилиями поэтов-петраркистов, предшественников Шекспира, Т. Уайетта и Г. Серрея, которые и придали английскому сонету тот отличный от итальянского, более свободный порядок рифмовки, при котором 3 четверостишия имеют по 2 самостоятельные рифмы, а 2 последних стиха рифмуются между собой. Эта форма и была воспринята Шекспиром.

Его сонеты всегда выстроены на остром конфликте, который и разрешается в последнем двустишии. Здесь передается столкновение идей (тезиса и антитезиса) и его результат (синтез). 14 сонетных стихов Шекспира вмещают в себя целый мир, передают огромное драматическое содержание, гамму сложнейших чувств и настроений лирического героя, игру его внутренних противоречий (см., например, 90-й сонет).

При всей психологической утонченности сонетов, они удивительно близки к прозе жизни. Напр., 74-й сонет построен на имущественно-правовых понятиях того времени. По форме это – завещание, но завещает Поэт не имущество и не деньги, а свой прах – земле, свою душу – другу. Делаются распоряжения и по поводу памятника, которым Поэт хочет видеть «не глыбы камня, не могильный крест», а свои стихи («эти строчки»).

Расширение сферы поэтических образов не только помогало Шекспиру уйти от условности, шаблонных тем и образности. За прозаическими метафорами сонетов мы находим глубокое философское постижение человека и мира, их сложных связей и взаимодействия (см., например, 34-й, 143-й сонеты).

Возвращаясь к проблеме циклизации сонетов, назовем другое возможное ее основание – не сюжетное, а идейно-эмоциональное единство, обусловленное личностью лирического героя. Обычно сонеты группируют по тематическому признаку: первые 126 посвящены Другу Поэта, остальные – Смуглой Даме. При этом, однако, следует обратить внимание на ренессансную трактовку дружбы и любви, в основе которой – идеи Платона. Из его учения гуманисты извлекли представление о любви как высшем чувстве, доступном человеку, считавшемся в Средневековье возможным только по отношению к Богу. В любви видится не столько форма взаимоотношений мужчины и женщины, сколько универсальная истинно человеческая форма отношений между людьми. В связи с этим мужская дружба считалась даже более высоким проявлением гуманизма, чем любовь к женщине.

Сонеты Шекспира и являются гимном такой высокой любви, таких чистых человеческих отношений. Этот пафос и определяет единство лирического героя и единство цикла. Во всех сонетах органично развиваются темы любви, красоты, которые тесно связываются с особой философией времени: Шекспир любит противопоставлять бренность красоты и неумолимость времени, скоротечность формы и вечность сути.

При этом Друг изображается как существо идеальное, а Смуглая Дама как вполне земное создание. Ее изображение в сонетах выливается в глубокое эстетическое утверждение, полемически направленное против эстетики куртуазной литературы. Неслучайно, в отличие от сонетов о Друге, пронизанных светлым пафосом, сонеты о Смуглой Даме посвящены теме земной любви, несущей не только радости, но и страдания.

Так на протяжении цикла развиваются 2 линии, тезис и антитезис (любовь земная, плотская и платоническая). Синтезом становится мысль о необходимости понимать действительность во всей ее полноте и противоречивости. С этим, в частности, связано создание сонетов, затрагивающих проблемы английской действительности (например, 66-й сонет, достигающий поистине трагедийного гражданского звучания).

То, что цикл сонетов Шекспира начинается гимном жизни, а заканчивается близкими к трагизму настроениями, отражает самую суть духовной истории не только Шекспира, но и эпохи Ренессанса в целом. В этом смысле сонеты Шекспира – это миниатюрный лирический синтез эпохи Возрождения, ее эволюции.