Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
СОЦИОЛОГИЯ ВВОДНЫЙ КУРС.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
09.11.2018
Размер:
882.69 Кб
Скачать

2.2. Повседневность конструирует язык социологии

Язык социологии таков, что практически ни одно из используемых в нем понятий не конструируется вне мира повседневности. "Общество" и "человек", "богатство" и "бедность", "солидарность" и "конфликт" "город" и "село", "безработный" и "мигрант" - все социологические концептуализации содержат значительный компонент обыденности, т. е. нечто зависящее от обстоятельств и не очень-то точное. Лексикон социологии придаёт строгие очертания тому, что принято называть "жизненным опытом".

Наиболее приближен языку повседневности концептуальный лексикон массовых опросов общественного мнения. В анкетах и интервью ставятся вопросы, которые представляют интерес равно как для публики так и для профессиональных социологов. Тематический диапазон массовых опросов в современной России довольно широк, он постоянно включает в себя мнения о президентских выборах, о работе Государственной Думы, о распределении государственного бюджета, о самооценке экономического положения респондентов, об экологической проблематике и т. п.

Язык повседневности фиксирует явные, чувственно воспринимаемые внешние свойства человеческого поведения. Но внутренние характеристики человеческого действия - мотивы, цели, внешние воздействия - недоступны непосредственному сенсорному восприятию. Эти особенности являются скрытыми или латентными для органов чувств, к ним относятся не только личностные, но и социальные вещи - образцы культуры, ментальности, институты. Для их отражения и познания необходим специфический латентный язык.

Само разграничение признаков познаваемых предметов на явные и латентные условно, поскольку при ближайшем рассмотрении любая явная характеристика предмета изучения оказывается проявлением латентности. Видимые признаки, например пол, возраст, образование и т. д., используются для определения социального статуса - латентного признака человека. Явные, вполне реальные свойства отражают глубинные сущности. В этом качестве внешние признаки могут ввести в заблуждение. К слову, звание "академик" предполагает высочайший уровень компетентности. Однако в современной России "академия" может иметь статус общественной организации наподобие клуба или ассоциации - "академия транспорта", "экологическая академия" и т. д. В этом случае, язык уже не столько способствует обнаружению подлинного значения рассматриваемого предмета, сколько сокрытию мыслей.

Предназначение науки состоит в том, чтобы, умело оперируя изменениями внешних признаков, показывать сущность действительности. Для достижения этого необходимо терминологическое развитие, обогащение описательного языка обыденности до такого состояния, чтобы он смог описать внутренние, латентные процессы. Перевод с языка обыденности, отражающего явные признаки вещей, на язык, описывающий латентные свойства и сущности, во многом зависит от субъективных представлений и воли исследователя, прокладывающего дорогу в мир непознанного.

На этом пути развития языка науки возникает ряд проблем. Действительно, если латентные признаки и свойства не проявляют себя самым непосредственным образом, то не являются ли они тем самым искусственно сконструированными понятиями, обозначающими несуществующие вещи? Если так, то нельзя ли провести оздоровление языка науки от вымышленных понятий и использовать только "реальные" термины?

Общепризнанным в науке считается мнение, что полное сведение ненаблюдаемых явлений к наблюдаемым невозможно. Тем не менее, в современной отечественной социологии наблюдается процесс, когда явочным порядком уменьшается употребление идеологем - идеологически окрашенных понятий. За годы, прошедшие после начала перестройки, в научных публикациях по социологии значительно сокращается количество работ, где используются идеологические термины: антикоммунизм, антимарксизм, антисоветизм, буржуазная социология, всестороннее развитие личности, диктатура пролетариата, классовый подход, коммунистический идеал, коммунистическое отношение к труду, контрпропаганда, развитой социализм, пролетарский интернационализм и др. (25, сс. 589, 612-613). Данный факт свидетельствует о том, что язык социологии может со временем самоочищаться от искусственно привнесенного балласта.