Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хрестоматия Том 2 Книга 3.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
01.11.2018
Размер:
4.5 Mб
Скачать

22 Тема 14. Развитие личности

ла с участием отцов, а не матерей, показали такие же реакции неудоволь­ствия у детей, когда отец уходил, и такое же устремление к нему, когда он возвращался <...>. Более того, привязанность к отцу и к матери разви­вается у детей почти одновременно1. Т.е. можно сказать, что в раннем воз­расте у детей формируется прочная привязанность к обоим родителям.

Хотя привязанность к обоим родителям одинаково сильна и воз­никает одинаково рано, она различается по качеству. Главное различие состоит в том, что общение матери с детьми — это, в основном, забота, а общение отца — игра, причем игра отца с детьми сопровождается энер­гичными физическими действиями: папы поднимают детей на руки, рас­качивают их, подбрасывают в воздух. В отличие от отцов, матери играют с детьми более спокойно, рассказывая им истории, стихи и сказки, об­нимая и лаская их. Дети и реагируют соответственно, прибегая к маме, если им хочется заботы и ласки, и к папе — если хочется поиграть. Это различие закладывается еще в раннем детстве, когда маме ребенок чаще улыбается, а глядя на папу — смеется. Двое из троих детей, которые учат­ся ходить, в качестве партнера для игры выбирают папу, а не маму. Не­смотря на имеющиеся исключения, общая модель ясна: мама — это ком­форт и безопасность, папа — это развлечение и веселье2.

В чем причина таких различий? Конечно, социальные и экономичес­кие факторы играют здесь определенную роль. В большинстве культур мужчина — добытчик, и поэтому он меньше времени, чем женщина, зани­мается воспитанием детей. Т.е. если матери занимаются детьми на протя­жении целого дня, то отцы концентрируют свое общение с ними в коротких эпизодах интенсивной игры3.

Однако причины различий в моделях родительской заботы не ис­черпываются социально-экономическими факторами.

Существуют данные сравнительного исследования отцов, которые были «вторыми воспитателями» ребенка (как это часто бывает в американских семьях) и тех, которые были «первыми воспитателями». Поведение отцов из этих двух групп оказалось схожим. И те и другие играли со своими детьми в более активные игры, чем это делали матери4. Следовательно, от­цовское поведение не просто отражает действие социальных факторов. Оно,

1 См.: Pipp S., Esterbrooks МЛ., Brown S.R. Attachment status and complexity of in­ fant's self- and other-knowledge when tested with mother and father // Social Development. 1993. 2. P. 1-114.

2 См.: Clarke-Stewart A. And daddy makes three: The father's impact on mother and young child // Child Development. 1978. 49. P. 466-478; Parke R.D. Fathers. Cambridge, Mass.: Harvard Univ. Press, 1981; Lamb M.E. (Ed.). The role the father in child development. N. Y.: Wiley, 1997.

3 См.: Roopnarine J.L., Johnson J.E., Hooper F.H. Children's play in diverse cultures. Albany: SUNY press, 1994.

1 См.: Field T. Interaction behavior of primary versus secondary caretaker fathers // Developmental Psychology. 1978. 14. P. 183-184.

Глейтман Г., ФридлунА А, Райсберг Д Социальное развитие 23

скорее, базируется на тендерных ролях или врожденной склонности. К сказанному можно добавить, что активная игра, включающая шутливую борьбу, гораздо чаще встречается у самцов обезьян, чем у самок <...>.

Ранняя разлука с матерью и детские учреждения

Многие авторы считают, что ранняя разлука с матерью может причи­нить ребенку психологический вред. Так, Джон Боулби, позицию которого мы изложили выше, предполагает, что любое нарушение первичной привя­занности ребенка к матери приводит к развитию у него неуверенности в дальнейшей жизни. С этой точки зрения, разлука опасна для ребенка, а непрерывность общения с матерью играет важную роль в формировании его душевного здоровья1.

Одно время это мнение широко поддерживалось в Соединенных Шта­тах и имело разнообразные последствия для общества. Из-за него многие женщины не могли позволить себе оставить ребенка под присмотром дру­гого человека, что работающая женщина не может не делать. Эта точка зрения также влияла на решения судов относительно местопребывания ребенка в пользу дома (где, как подразумевается, у ребенка сформировалась привязанность), несмотря на очевидное отсутствие дома родительской забо­ты и жестокое обращение2.

Однако в последние годы эта позиция подвергается сомнению, что немаловажно, принимая во внимание, что более 60 процентов матерей в США сейчас работают вне дома, а количество семей с одним родителем растет. Семейная жизнь в Америке уже не та. Все чаще днем ребенок на­ходится в детских учреждениях, персонал которых проводит с ним даже больше времени, чем члены его собственной семьи3. Как все это отражает­ся на психологическом благополучии детей?

Некоторые факты свидетельствуют о том, что уменьшение количе­ства времени, которое дети проводят с матерью, дает негативный эффект. Например, дети, которые в первый год своей жизни проводили много вре­мени (более 20-ти часов в неделю) без матери, под присмотром других лиц, чаще других демонстрировали ненадежную привязанность в «ситуации с незнакомцем», а также были менее склонны выполнять требования или просьбы взрослых4.

1 См.: Bowlby J. Separation and loss. N. Y.: Basic Books, 1973.

2 См.: Maccoby E.E. Social development. N. Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1980.

3 См.: Hofferth S.L. Child care in the United State today // The Future of Children. 1996. 6. P. 41-61.

4 См.: Barglow P., Vaughn B.E., Molitor N. Effects of maternal absence due to employment on the quality of infant-mother attachment in a low-risk sample // Child Development. 1987. 58. P. 945-954; Belsky J. The effects of infant day care reconsidered // Infant Day Care, Early Childhood Research Quarterly (Special Issue). 1988.3. P. 235-272; Belsky J., Braun- gart J.M. Are insecure-avoident infants with extensive day-care experience less stressed by and more independent in the Strange Situation? // Child Development. 1991. 62. P. 657-671.