Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хрестоматия Том 2 Книга 3.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
01.11.2018
Размер:
4.5 Mб
Скачать

40 Тема 14. Развитие личности

Естественно, точка зрения Гиллиган не предполагает, что один пол более или менее нравственен, чем другой. Исследования нравственного со­знания не выявили значимых различий между мужчинами и женщинами по результатам теста Колберга; из 108 работ только 8 показали превосход­ство мужчин по данному параметру, 4 или 5 — превосходство женщин1.

Несмотря на количественное равенство показателей нравственного развития обоих полов, остается возможность качественных различий, воз­можность того, что мужчины и женщины действительно обращают внима­ние на разные аспекты нравственности — на абстрактное понятие спра­ведливости, с одной стороны, и принцип сопереживания и человеческой от­ветственности — с другой. Эксперименты подтвердили, что мужчины и женщины придают наибольшее значение разным сторонам нравственнос­ти; в частности, девочки считают, что главное — помогать другим людям и демонстрируют большую эмоциональную эмпатию, чем мальчики2. По­чему для женщин забота важнее абстрактной справедливости, до сих пор не выяснено. Существует предположение, что это результат гендерно-специ-фичных моделей социализации, которые ориентируют мальчиков и девочек на разные ценности3.

Какая из этих двух точек зрения правильная? Мы думаем, каждый со­гласится, что однозначного ответа на этот вопрос нет, так как для нравствен­ности важны и справедливость, и сочувствие. Колберг пишет, что обе кон­цепции можно найти в Золотом Правиле Нового Завета. Золотое Правило состоит из двух частей. Первая настаивает на справедливости: «Обращай­ся с другими так, как ты хочешь, чтобы они обращались с тобой». Вторая взывает к заботе и сочувствию: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»4.

Нравственное сознание в разных культурах. Нравственные ценно­сти и взгляды на нравственность в разных культурах различны. Когда представители примитивных культур решали моральные дилеммы из ме-

1 См.: Brabeck M. Moral judgement: Theory and research on differences between males and females // Developmental Review. 1983. 3. P. 274-291; WalkerLJ. Sex differences in the development of moral reasoning: A critical review // Child Development. 1984. 55. P. 677-691; Walker LJ. Sexism in Kohlberg's moral psychology // Kurtines W.M., Gewirtz L. (Eds.). Moral development: An introduction. Boston: Allyn and Bacon, 1995.

2 См.: Hoffman M.L. Sex differences in empathy and related behavior // Psychol. Bull. 1977. 84. P. 712-722.

3 См.: Hoffman M.L. Empathy, its development and prosocial implications // Keasey C.B. (Ed.). Nebraska Symposium on Motivation. 1977. 25. P. 169-217; Hoffman M.L. Development of moral thought, feeling, and behavior // Amer. Psychologist. 1979. 34. P. 295-318; Hof­ fman M.L. Empathy, its limitations, and its role in a comprehensive moral theory // Kur­ tines W.M., Gewirtz L. (Eds.). Morality, moral behavior, and moral development. N. Y.: Wiley, 1984.

4 См.: Kohlberg L.,Candee D. The relationship of moral judgment to moral action // Kurtines W.M., Gewirtz L. (Eds.). Morality, moral behavior, and moral development. N. Y.: Wiley, 1984.

Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергД. Социальное развитие 41

тодики Колберга, они обычно получали низкие оценки. Они гораздо чаще объясняют свои действия с точки зрения конкретных обстоятельств («что скажут соседи»), чем с позиции абстрактных понятий справедливости и нравственности1. Как можно проинтерпретировать эти факты? Означает ли это, что люди, живущие в маленькой турецкой деревушке, менее нрав­ственны, чем жители Парижа или Нью-Йорка? Более вероятное объясне­ние состоит в том, что деревенские люди живут в маленьком сообществе, где постоянно общаются лицом к лицу со всеми его членами. Естествен­но, такие условия формируют более конкретную разновидность нравст­венного сознания, которая придает наибольшее значение заботе, ответ­ственности и лояльности2.

Из этого можно сделать два вывода. Первый: нравственные принци­пы в значительной степени определяются сообществом (и семьей), в кото­рой живет человек; то есть большую роль в формировании личности игра­ют социализация и опыт. Второй: «высшие» уровни развития нравствен­ности не обязательно являются «лучшими» или «наиболее утонченными». Нравственные принципы, которыми руководствуется каждый индивидуум, надо рассматривать в контексте того, кто он и где живет.

Половое и полоролевое развитие

Мы рассматривали процесс социального развития как процесс роста и расширения социальной сферы человека, а социализацию — как попыт­ку вписать развивающуюся личность в рамки культуры. Однако, как и процессы физического и когнитивного развития, социальное развитие име­ет свою оборотную сторону — процесс дифференциации. Социализируясь, ребенок все лучше понимает, что люди отличаются друг от друга и, в част­ности, от него самого. Это понимание ведет ребенка к формированию все более ясной концепции своего Я и своей личности — образа того, что он из себя представляет в собственных глазах и в глазах других людей.

Процесс социального развития идет рука об руку с развитием чувства идентичности, где один из важнейших элементов — это половая идентич­ность — сознание того, мужчина ты или женщина, и всего, что за этим следует. С позиций биологии понятие половой идентичности достаточно

1 См.: Kohlberg L. Stage and sequence: The cognitive developmental approach to socialization // Goslin D.A. (Ed.). Handbook of socialization theory of research. Chicago: Rand McNally,1969; Tletjen AM.,Walker L.J. Moral reasoning and leadership among men in a Papua New Guinea society // Developmental Psychology. 1985. 21. P. 982-989; Walker LJ., Moran TV. Moral reasoning in a communist Chinese society // J. of Moral Education. 1991. 20. P. 139-155.

2 См.: Simpson E.L. Moral development research: A case of scientific cultural bias // Human Development. 1974. 17. P. 81-106; Kaminski H. Moral development in historical perspective // Kurtines W.M., Gewirtz L. (Eds.). Morality, moral behavior, and moral development. N. Y.: Wiley, 1984.