Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хрестоматия Том 2 Книга 3.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
01.11.2018
Размер:
4.5 Mб
Скачать

538 Тема 14. Развитие личности

сложнее. Необходимо принять во внимание потребность менять пеленки, одеваться, готовить пищу, выбирать профессию или приобретать знания.

Поскольку мы вынуждены учиться столь многому посредством обра­зования, а не используя врожденные инстинкты, нам во многом не хвата­ет интуиции животных относительно того, как действовать в том или ином случае. Вместо этого «правильный» способ действия устанавливается бла­годаря сложным фантазиям, которые передаются и модифицируются от поколения к поколению. Это преимущественно функции поддержания со­циального контакта, такие, как хорошие манеры и кодексы поведения (эти­ка), средства ориентации (грамота и мировоззрение), стандарты красоты (эс­тетика) и социального положения (социальные установки). Часто, однако, эти способы действования биологически нецелесообразны, и из-за этого подрывают самые корни нашего существования и ведут к вырождению.

Психиатрические истории болезни вновь и вновь показывают, напри­мер, как принятое уничижительное отношение к сексу порождает неврозы. Но если эти установленные способы действия анти-биологичны, анти-лично-стны или анти-социальны, они являются прерываниями текущего процесса, который своим естественным развертыванием формирует опору на себя.

Такие прерывания являются кошмаром воспитания детей. Это пре­рывания контакта, — «не трогай того», «не делай этого», — которые отрав­ляют ему жизнь день за днем. Или: «Отстань от меня! Могу я отдохнуть неможко?!» — прерывание его желания прервать маму. Уход ребенка тоже прерывается: «Сиди здесь, занимайся своими уроками и не мечтай!» — или: «Ты не пойдешь гулять пока не доешь обед!»

Следует ли нам в таком случае придерживаться политики полного не-прерывания? Как любому другому животному, ребенку нужно исследо­вать свой мир, осваивать спектр своих возможностей, стараться расширить свои границы, выяснять, насколько далеко он может зайти. Но в то же вре­мя его нужно удерживать от того, что может серьезно повредить ему само­му или другим. Он должен научиться обращаться с прерываниями.

Реальные трудности возникают тогда, когда родители вмешивают­ся в процесс взросления, либо прерывая попытки ребенка найти собствен­ную манеру поведения, либо излишне оберегая его, либо разрушая его доверие к своей способности опираться на себя в пределах возможностей собственного развития.

Родители рассматривают ребенка как собственное владение, которое нужно либо охранять, либо выставлять напоказ. В последнем случае они торопят развитие ребенка своими амбициозными требованиями, в то вре­мя как ребенок не обладает достаточной способностью опираться на себя, чтобы их выполнить. В первом же случае они препятствуют взрослению, не давая ребенку возможности опираться на себя в том, на что он уже способен. Первый ребенок может выработать тенденцию к самодостаточ­ности, второй вырастет зависимым, и ни тот, ни другой не будет способен опираться на себя.

Перлз Ф. [Гештальт-подход к психотерапии] 539

Пациенты приходят к нам, вобрав в себя прерывания своих родителей — это интроекция; они могут, например, сказать: «Взрослый мужчина не должен плакать!» Они отвергают «мешающие» им части себя, — то, что прерывалось в их детстве; это проекция: «Эти проклятые головные боли! Почему я должен от них страдать!» Они могут обратить те качества, кото­рые родители называли дурными, и демонстрацию которых прерывали, против себя; это ретрофлексия: «Я должен владеть собой, я не должен по­зволять себе плакать!» Они могут настолько запутаться в прерываниях, осуществлявшихся родителями, что совершенно откажутся от себя самих, перестав замечать различие и связь между своими нуждами и внешними способами их удовлетворения; это ведет к слиянию: «У меня всегда начи­нается головная боль, когда люди кричат на меня!»

Помогая пациентам сознавать, — здесь и теперь, посредством концен­трации, — что именно они прерывают, и как эти прерывания воздействуют на них, мы можем способствовать их реальной интеграции. Мы можем помочь им распутать тот постоянный клинч, в котором они находятся. Мы даем им шанс быть собой, потому что они обретают опыт самих себя; даем им возможность правильно оценить себя и других и вступить в контакт с миром, потому что они обнаруживают, где находится мир.

Понимание означает прежде всего видение отношения части к це­лому. Для наших пациентов это означает видение себя как части целос­тного поля, и становление отношений к себе и к миру. Это и есть хоро­ший контакт.