Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
1. Практикум Греция 22.02.2011.rtf
Скачиваний:
639
Добавлен:
21.03.2016
Размер:
3.78 Mб
Скачать

I. Социально-политическая структура афинского общества

1. Граждане

Закон Перикла 450 г. о гражданстве (Плутарх. Перикл, 37)

«Народ просил простить ему его несправедливость, и Перикл опять принял на себя управление делами и был выбран в стратеги. Тотчас после этого он потребовал отмены закона о незаконнорожденных детях, который он сам прежде внес, — для того, чтобы за отсутствием у него наследников не прекратился совершенно его род и имя.

История этого закона такова. Когда Перикл очень задолго до этого был на вершине своего политического могущества и имел, как сказано выше, законных детей, он внес предложение о том, чтобы афинскими гражданами считались только те, у которых и отец и мать были афинскими гражданами. Когда египетский царь прислал в подарок народу со­рок тысяч медимнов пшеницы и надо было гражданам делить ее между собою, то на основании этого закона возникло множество судебных про­цессов против незаконнорожденных, о происхождении которых до тех пор или не знали, или смотрели сквозь пальцы; многие делались также жертвой ложных доносов. На этом основании были признаны виновны­ми и проданы в рабство без малого пять тысяч человек; а число сохра­нивших право гражданства и признанных настоящими афинянами оказа­лось равным четырнадцати тысячам двумстам сорока».

Проверка гражданского статуса (Гиперид. Против Аристагоры, 2)

«К данному процессу ведь применим закон [относительно] попыток получения гражданства за взятку. Ибо в законе сказано, что любой же­лающий может снова возбудить дело против тех, кто был оправдан по обвинению в незаконном присвоении гражданских прав, если он сочтет, что первое оправдание несправедливо».

Подготовка будущих граждан в период прохождения эфебии

(Аристотель. Афинская полития, 42)

«Гражданскими правами пользуются люди, которых родители оба граждане. Они вносятся в списки демотов по достижении восемнадца­тилетнего возраста. Всякий раз, когда производится их запись, демоты решают голосованием под присягой относительно их: во-первых, находят ли, что они достигли положенного законом возраста (в случае отрица­тельного решения молодые люди опять поступают в разряд несовершен­нолетних); во-вторых, свободный ли каждый из них в отдельности и за­конно ли рожденный. Затем, если его отвергнут, признав несвободным, он имеет право апеллировать в суд. Демоты выбирают в качестве обви­нителей пятерых из своей среды, и, если будет признано, что он не име­ет права быть записанным, государство продает его в рабство; если же он выиграет дело, демоты обязаны его вписать. (2) После этого вписан­ных подвергает докимасии 1Совет и, если окажется, что данное лицо моложе 18 лет, налагает взыскание на демотов, внесших его в список. После того как эфебы2подвергнутся докимасии, отцы их собираются по филам и, принеся присягу, выбирают троих из членов фил в возрасте свыше сорока лет от роду — таких, которые, по их мнению, будут наи­лучшими и наиболее пригодными, чтобы иметь попечение об эфебах, а из них народ выбирает поднятием рук по одному от каждой филы в ка­честве софрониста и из всех вообще афинян — космета над всеми. Эти лица, собрав эфебов, прежде всего обходят храмы богов, затем от­правляются в Пирей и несут гарнизонную службу — одни в Мунихии3, другие в Акте. Далее, народ выбирает для них поднятием рук и двух педотрибов и учителей, которые должны обучать их фехтованию, стрельбе из лука, метанию дротика и спусканию катапальта.

На содержание народ выдает софронистам по одной драхме каждо­му, а эфебам — по 4 обола каждому. Каждый софронист получает деньги эфебов своей филы, закупает припасы для всех в общее хозяй­ство (они обедают вместе по филам) и заботится обо всем остальном.

Таким образом они проводят первый год. На следующий же год, после Народного собрания в театре, эфебы показывают народу строевые приемы и получают от государства щит и копье. После этого они охра­няют границы страны, дежуря все время на сторожевых постах. Гарни­зонную службу они исполняют в течение двух лет … и на это время освобождаются от всех повинностей. Перед судом они не выступают ни в качестве ответчиков, ни в качестве истцов, чтобы не было повода отлучаться, — разве только возникнет дело о наследстве или наследнице, или если кому-нибудь придется в его роде выполнять жреческие обязанности. По истечении этих двух лет они становятся уже на один уровень с остальными гражданами».

Клятва афинских эфебов (надпись IV века до н. э.)

«Боги. Жрец Ареса и Афины Арейи, Дион, сын Диона, из дема Ахарны сделал посвящение. Отеческая клятва эфебов, которая должна быть принесена эфебами: Я не опозорю священное оружие (которое я ношу), я не покину моего товарища, когда я нахожусь в строю. И я буду сражаться, защищая храмы и святыни, и я не передам моим наследникам отечество уменьшенным, но, наоборот, преумноженным и усиленным, и я буду это делать и сам лично, и с помощью всех. И я буду благоразумно под­чиняться во всякое время руководителям и законам, которые уже суще­ствуют, и тем, которые могут быть приняты позднее. Если кто-нибудь попытается уничтожить их, я буду бороться с ним и сам лично, и с по­мощью всех. И я буду чтить отечественные святыни. Моими свидетеля­ми да будут боги Аглавра, Гестия, Энио, Эниалий, Арес и Афина Арейя, Зевс, Талло, Ауксо, Гегемона, Геракл,1(и) границы моего оте­чества, пшеница, ячмень, виноград, оливки, фиги».

Афинские ремесленники – участники народного собрания

(Ксенофонт. Воспоминания, III, 7, 5-7)

«- Но разве ты не видишь,- заметил Хармид,- что стыд и страх врождены человеку и гораздо сильнее проявляются перед народом, чем среди своих?

- Вот у меня и явилось намерение и тебе показать, что ты, не испытывая застенчивости перед самыми умными и страха перед самыми сильными людьми, стыдишься говорить перед самыми глупыми и слабыми людьми. Неужели ты стесняешься валяльщиков, башмачников, плотников, кузнецов, земледельцев, купцов, рыночных торговцев, думающих только о том, чтоб им купить что-нибудь подешевле и продать подороже? А ведь из всех них и состоит Народное собрание».