Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
МП учебники студентам / Никэз-Перетятъко Элементы МПП.doc
Скачиваний:
55
Добавлен:
18.03.2016
Размер:
783.87 Кб
Скачать

I. Приоритет текстуального анализа

А) ГРАММАТИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ Отправной точкой для толкования любого международного соглашения являются условия договора. Условия договора должны толковаться в соответствии с их естественным, обычным значением (согласно логическому и грамматическому анализу). Ст.31 (4) признает, однако, что "специальное значение придается термину в том случае, если установлено, что участники имели такое намерение ".

Б) КОНТЕКСТ Условия договора должны пониматься в их контексте: Ст.31 (2) определяет контекст как:

"контекст охватывает, кроме текста, включая преамбулу и приложения:

а) любое соглашение, относящееся к договору, которое было достигнуто между всеми участниками в связи с заключением договора;

б) любой документ, составленный одним или несколькими участниками в связи с заключением договора и принятый другими участниками в качестве документа, относящегося к договору. "

Основным принципом является то, что договор должен толковаться как единое целое. В поисках значения положения договора недостаточно рассмотреть только условия этого отдельного положения: напр, преамбула часто определяет объект и цели договора.

2 Вспомогательный средств

Как к вспомогательному средству, можно прибегнуть к следующему при внешнем толковании: подготовительные работы, предварительные проекты, протоколы конференции, обстоятельства заключения договора; эти данные могут быть использованы если текстуальное толкование остается неудовлетворительным Внешнее толкование используется только в двух случаях: подтвердить значение, вытекающее из текстуального анализа; или когда текстуальный анализ "(а) оставляет значение двусмысленным или неясным; или (б) приводит к результатам, которые являются явно абсурдными или неразумными ". (Венская конвенция, Ст.32)

И, наконец, в соответствии с принципом эффективности, договор должен толковаться таким образом, чтобы обеспечить максимальную эффективность в достижении объекта и целей договора.

В. ДОГОВОРЫ И ТРЕТЬИ ГОСУДАРСТВА

Одно из основных правил заключается в том, что договор является обязательным только для его участников. Согласно Ст34 Венской конвенции: "договор не создает обязательств или прав для третьего государства без его на то согласия". Договор может обеспечивать права и обязанности третьего государства только, если последнее определенно принимает эти права и обязанности. (Венская конвенция, Ст.35,36).

Положения договора становятся обязательными для третьих стран только в тех случаях, когда норма, кодифицированная договором, является или стала обычаем Например:

• Договоры, выражающие существующие раньше обычаи: Женевская конвенция о морском праве (1958), Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961), Венская конвенция о праве международных договоров (1969).

• Договоры, создающие обычаи: Ст.2,§4 Устава ООН (которая запрещает применение силы против других государств), Гаагские конвенции о нормах и обычаях войны (1907).

  1. НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ДОГОВОРОВ

Внутренние законодательства, обычно, признают договор недействительным при наличии следующих обстоятельств: ограничения правомочия, ошибки, обмана, подкупа должностного лица и принуждения. Аналогичным образом, Венская конвенция перечисляет шесть оснований для признания договора недействительным: ограничение правомочия, ошибка, обман, подкуп представителя государства, принуждение и противоречие императивной норме общего международного права (jus cogens).

А. ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВОМОЧИЯ

Государства могут пытаться избегать выполнения своих договорных обязательств, заявляя, что договор недействителен по той причине, что его согласие на обязательность для него договора было выражено в нарушение того или иного положения его внутреннего права.

Согласно Ст.46 Венской конвенции этот аргумент неуместен, если только: данное нарушение не было явным (очевидным для любого государства, добросовестно следующего нормальной практике); и не касалось нормы его внутреннего права особо важного значения. Например, если Президент Соединенных Штатов не подал договор на утверждение в Сенат, то это не обязательно значит, что договор является недействительным: согласно законодательству США, некоторые международные соглашения могут быть ратифицированы Президентом без согласия Сената. Это положение, обычно, оправдывается на практике невозможностью для государств проверить, не противоречит ли договор внутреннему праву каждого участника: некоторые конституционные вопросы часто бывают спорными; и проверка может привести к вмешательству во внутренние дела суверенных государств. Стоит отметить, что в этом случае, ссылаться на неправомочность может только то государство, чье законодательство было нарушено, и что это государство может также подтвердить правомочность договора

Б. ОШИБКА

Согласно Ст.48 Венской конвенции,

"Государство вправе ссылаться на ошибку в договоре как на основание недействительности его согласия на обязательность для него этого договора, если ошибка касается факта или ситуации, которые, по предположению этого государства, существовали при заключении договора и представляли собой существенную основу для его согласия на обязательность для него данного договора ".

Если ошибка произошла и по вине данного государства, оно не может ссылаться на ее как на основание недействительности договора. На практике, государства редко ссылаются на ошибку как на основание недействительности договора: сегодня существует очень малая вероятность допущения ошибки при составлении договора. Некоторые границы в неисследованных областях, которые были определены договорами в прошлом столетии, могут содержать ошибки: например, ссылка на реку, которая не существует в реальности. В этом случае участники ведут переговоры о заключении нового договора или арбитры пытаются толковать намерение участников.

В. ОБМАН И ПОДКУП

Обман и подкуп не определяются Венской конвенцией; согласно Статьям 49 и 50, обманные действия другого участвующего в переговорах государства или подкуп государственного представителя другим государством могут служить достаточным основанием для признания договора недействительным. Практика международного права не имеет прецедентов такого рода.

Г. ПРИНУЖДЕНИЕ

В соответствии со Статьями 51 и 52 Венской конвенции, договор является ничтожным, если:

• Его заключение явилось результатом угрозы силой или ее применения в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе Организации Объединенных Наций: например, Мюнхенские соглашения (хотя они были приняты до принятия Устава ООН, Германия признала их недействительность, потому что согласие было выражено в результате угрозы войной118);

• Согласие государства на обязательность для него договора, которое было выражено в результате принуждения его представителя действиями или угрозами, направленными против него: например, договор, устанавливающий Немецкий Протекторат над Богемией и Моравией был навязан Президенту и представителям Министерства Иностранных Дел Чехословакии в 1939 году.

Другие средства принуждения, такие как политическое и экономическое давление, были осуждены декларацией Венской Конференции, но не были упомянуты в Ст.52 как основания для признания договора недействительным.

118 См. договор, заключенный между Западной Германией и Чехословакией 11 декабря 1973 г.

Д. ПРОТИВОРЕЧИЕ НОРМЕ JUS COGENS

Договор является недействительным, если во время его заключения он противоречит императивной норме общего международного права (jus cogens). Венская конвенция определяет императивную норму общего международного права следующим образом:

"(-) императивная норма общего международного права является нормой, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер. " (Ст.53)

Не важно, является ли источником такой нормы jus cogens договор или международное обычное право, только ее характер имеет значение. Ее правомочие исходит из тех ценностей, которые она вводит в силу. Конвенция не определяет конкретно никакую императивную норму международного права, но кажется общепринятым, что договоры, легализующие работорговлю, пиратство, геноцид, незаконное применение силы или нарушение фундаментальных принципов гуманитарного права должны считаться недействительными. Согласно общему принципу международного права, государства обладают почти абсолютной свободой при заключении договора: единственным ограничением является то, что они не должны противоречить императивным нормам международного права.

  1. ПОПРАВКИ К ДОГОВОРАМ, ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРОВ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ИХ ДЕЙСТВИЯ

А. ПОПРАВКИ К ДОГОВОРАМ

Согласно Ст.39 Венской конвенции, договор может быть изменен по соглашению между участниками. Ст.40 и 41 предлагают некоторые принципы, регулирующие условия и процедуру внесения поправок в многосторонние договоры: все договаривающиеся государства должны уведомляться о любом предложении о внесении поправок, причем, каждое из договаривающихся государств имеет право участвовать в процессе внесения поправки, каждое государство, имеющее право стать участником договора, также имеет право стать участником договора, в который были внесены поправки. Два или более участника могут заключить соглашение о внесении поправок в договор, касающихся только этих государств (если такие изменения не запрещены договором и остальные участники были заблаговременно уведомлены о намерении данных государств). Соглашение о внесении поправок не связывает государство, уже являющееся участником договора, но не ставшее участником соглашения о внесении поправок.

Б. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРОВ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ИХ ДЕЙСТВИЯ

Договор прекращается при достижении его объекта и целей. Договор, заключенный на определенный период времени, прекращается по истечению этого периода времени. Но не все договоры преследуют определенную цель; договоры, устанавливающие специфичный правовой режим (1961 Конвенция о дипломатических сношениях или 1982 Конвенция о морском праве), не заключаются на определенный период времени. Для таких договоров необходимо определить, когда государство может на законных основаниях выйти из него или когда он может считаться прекращенным.

  1. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА С СОГЛАСИЯ УЧАСТНИКОВ

Прекращение договора или выход из него в соответствии с положениями договора или с согласия участников могут иметь место в любое время (Венская конвенция, Ст.54). Аналогичным образом, действие договора может быть приостановлено в соответствии с положениями договора или с согласия участников (Венская конвенция, Ст.57).

Договор также считается прекращенным, если все его участники заключили последующий договор по тому же вопросу и, из последующего договора вытекает или иным образом установлено намерение участников, чтобы данный вопрос регулировался этим договором; или если положения этого последующего договора настолько несовместимы с положениями предыдущего договора, что оба договора невозможно применять одновременно (Венская конвенция, Ст.59).

  1. ДРУГИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЕДУЩИЕ К ПРЕКРАЩЕНИЮ ДОГОВОРА

Другие обстоятельства, ведущие к прекращению договора включают: (а) существенное нарушение, (б) последующую невозможность выполнения, (в) коренные изменения обстоятельств.

А) СУЩЕСТВЕННОЕ НАРУШЕНИЕ ДОГОВОРА Существенное нарушение договора состоит в отказе от договора, который не допускается настоящей Конвенцией, или в нарушении положения, имеющего существенное значение для осуществления объекта и целей договора (Венская конвенция, Ст. 60, §3).

Существенное нарушение двустороннего договора одним из его участников дает право другому участнику прервать договор или приостановить его действие в целом или в части (Венская конвенция, Ст.бО, §1).

Существенное нарушение многостороннего договора одним из его участников дает право всем другим участникам приостановить действие договора в целом или в отношениях между собой и государством, нарушившим договор (Венская конвенция, Ст.б0,§2,а); участнику, особо пострадавшему в результате нарушения, приостановить действие договора между ним и государством, нарушившим договор (Венская конвенция, Ст.60,§2,Ь) и любое другое государство, кроме нарушившего договор, может приостановить действие договора в целом или в части в отношении самого себя, если договор носит такой характер, что существенное нарушение его положений одним участником коренным образом меняет положение каждого участника в отношении дальнейшего выполнения им своих обязательств, вытекающих из договора (Венская конвенция, Ст.б0,§2,с)

Б) ПОСЛЕДУЮЩАЯ НЕВОЗМОЖНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ Прекращение договора по причине невозможности выполнения является следствием безвозвратного исчезновения или безвозвратного уничтожения объекта, необходимого для выполнения договора. Если такая невозможность является временной, на нее можно ссылаться как на основание лишь для приостановления действия договора (Венская конвенция, Ст.61). В практике государств существует несколько примеров прекращения договора на основании невозможности его выполнения.

В) КОРЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ На коренное изменение обстоятельств можно ссылаться как на основание для прекращения договора только в тех случаях, когда наличие таких обстоятельств составляет существенное основание согласия участников на обязательность для них договора и, если последствия изменения обстоятельств коренным образом изменяют сферу действия обязательств, все еще подлежащих выполнению по договору. На коренное изменение обстоятельств нельзя ссылаться как на основание для прекращения договора, если договор устанавливает границу или, если такое коренное изменение является результатом нарушения этим участником обязательства по договору (Венская конвенция, Ст.62).