Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Краткий очерк истории философии учебник (3).doc
Скачиваний:
148
Добавлен:
16.03.2016
Размер:
2.2 Mб
Скачать

Глава XIV развитие диалектического и исторического материализма марксом и энгельсом после парижской коммуны

Парижская коммуна знаменовала новый период ми­ровой истории — период перерастания промышленного капитализма в империализм. На путь интенсивного ка­питалистического развития вступают Германия, Россия и другие страны. Происходит быстрое развитие крупной промышленности и вместе с ним рост и концентрация рабочего класса.

Учение Маркса и Энгельса одерживает победу в ра­бочем движении, происходит слияние рабочего движе­ния с социализмом. Социалистические партии учатся использовать буржуазный парламентаризм, создают профессиональные союзы и другие организации рабоче­го класса.

Парижская коммуна необычайно обогатила рабочее движение новым опытом классовой борьбы: это была первая попытка пролетариата захватить в свои руки по­литическую власть. Она имела всемирно-историческое значение и нашла свое теоретическое обобщение в рабо­тах Маркса и Энгельса.

Новые исторические процессы послужили объективной основой дальнейшего развития Марксом и Энгельсом диалектического и исторического материализма Ос­новоположники марксизма разрабатывают важнейшие проблемы диалектики и научного коммунизма, исходя из анализа закономерностей капиталистического общества, международного рабочего движения и содержания естественных наук. Дальнейшее развитие марксистской философии проходило в ожесточенной борьбе с буржуазной философией.

Страх буржуазии перед нарастающим освободительным движением рабочего класса породил реакционные поползновения в философии, социологии, историографии.. Выход в свет философских произведений Маркса и Энгельса вызвал волну критики со стороны реакцион­ных идеологов буржуазии. Широкое распространение получили идеалистические учения Шопенгауэра, Гартмана, неокантианцев и т. д. В области теоретического естествознания возникают «физический идеализм», «физиологический идеализм», значительное влияние приоб­рели различного рода виталистические учения.

Перед основоположниками марксизма особенно ост­ро встал вопрос о применении диалектического матери­ализма к классовой борьбе пролетариата в новых обще­ственных условиях, а также к вопросам естествознания, успехи которого в области физики, химии, биологии и физиологии требовали философского осмысления. Маркс в «Критике Готской программы» и других произведени­ях, Энгельс в работах «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «Происхождение семьи, частной собственности и госу­дарства», «Диалектика природы» и других решили эту исключительной важности историческую задачу,

§ 1. Развитие диалектического материализма в трудах Энгельса «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах...» и других произведениях

В конце 70-х годов в рядах немецкой социал-демо­кратии некоторое влияние приобрели идеи Е. Дюринга, философия которого представляла собой эклектическую смесь вульгарного материализма и идеализма. Теории научного социализма Дюринг противопоставил идею о социализме, исходящую из отвлеченного принципа cnpaведливости, открыто выступил против марксистской теории революции и диктатуры пролетариата и их фило­софского обоснования — диалектического и исторического материализма. Дюрингу потворствовали оппортунистические элементы в немецкой социал-демократической партии. Мост, Бернштейн и другие противники револю- ционного марксизма стремились заменить марксистский материализм дюрингианством, популяризируя его идеи. Даже В. Либкнехт и А. Бебель вначале сочувственно относились к Дюрингу и не сразу поняли враждебность его взглядов марксизму.

Основоположники марксизма считали обходимым обосновать и изложить главные принципы современного материализма и тем самым нанести удар по буржуаз­ной философии. Эту задачу и выполнил Энгельс в своих работах «Анти-Дюринг» (1878) и «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886). Ру­копись «Анти-Дюринга» была просмотрена и одобрена Марксом, который написал десятую главу II отдела, по­священную разбору экономических вопросов. Структура книги соответствует содержанию основных частей марк­сизма: диалектического материализма, экономического учения Маркса и научного социализма. В этом труде Энгельс подверг критике Дюринга по коренным вопро­сам философской науки: о предмете философии, о ее методе и принципах, о единстве мира, о пространстве и времени, о движении и его формах, о теории познания. Были проанализированы теоретические проблемы есте­ствознания.

В «Анти-Дюринге» Энгельс критиковал кантианство, философию Гегеля, вульгарный материализм. Но главное в этом произведении — обоснование и разработка важ­нейших проблем марксистской философии, коренных во­просов социологии и социализма. «...Здесь,— замечает В. И. Ленин,— разобраны величайшие вопросы из облас­ти философии, естествознания и общественных наук» (И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 2, стр. 11).

В «Анти-Дюринге», со всей глубиной раскрывающем революцию, совершенную основоположниками марксизма в философии. Энгельс показывает неразрывную связь диалектического матери­ализма с научным социализмом и экономическим уче­нием Маркса. Излагая основные положения пролетар­ского мировоззрения, Энгельс главное внимание уделя­ет выяснению диалектического характера марксистского материализма, подчеркивая его принципиальное отли­чие от предшествовавшего, метафизического материа­лизма.

Марксистскую диалектику Энгельс рассматривает как итог развития философии и естествознания и обоб­щения объективных законов природы и общества. Рас­крывая положение о диалектике как аналоге действительности он писал: «...для меня дело могло идти не том, чтобы внести диалектические законы в природу извне, а в том, чтобы отыскать их в ней и вывести их из нее» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 12). Энгельс определяет диалектику как науку о всеобщих законах движения и развития природы, об­щества и человеческого мышления. В категориях и по­нятиях человек отражает объективные законы природы и общества, всеобщую связь, взаимозависимость и раз­витие явлений мира.

Энгельс подверг критике порочную методологичес­кую позицию Дюринга, который в своей претенциозной «философии действительности» объявил, что при объяс­нении внешнего мира нужно исходить из «первоначаль­ных принципов», выведенных из мышления. Показывая, что метафизический метод Дюринга представляет со­бой воскрешение априорного метода кантианства, Эн­гельс отмечает, что в действительности общие принципы не исходный пункт, а заключительный результат иссле­дования. Принципы правильны лишь постольку, по­скольку они согласуются с закономерностями природы и истории.

Обобщая итоги развития философии, естествознания, экономической и исторической наук, Энгельс раскрывает основные законы материалистической диалектики и по­казывает их действие в различных областях знания и деятельности людей. К основным законам диалектики он относит закон единства и борьбы противоположно­стей, закон перехода количества в качество и обратно, закон отрицания отрицания. Каждый из этих законов отражает существенные стороны единого процесса раз­вития природы и общества.

В противоположность дюринговской метафизике, согласно которой первоначальным состоянием мира была абсолютная неподвижность, а конечным состоянием его — уравновешенное движение, Энгельс указывает движение как на форму существования материи. «Материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материя — мысль, которую прежняя философия (Декарт) выражала так: количеств имеющегося в мире движения остается всегда одним и тем же. Следовательно, движение не может быть создано, оно может быть только перенесено» (Там же, стр. 59). Материя находится в бесконечном движении и развитии. Это движение имеет диалектический характер. Всем явлениям и процессам в природе и обществе свойственны внутрен­ние противоречия. Энгельс иллюстрирует это положение марксистской диалектики примерами из различных областей познания природы — механики, математики, био­логии и т. д. Он показывает, что противоречия сущест­вуют объективно, они заключены в самих вещах. С точ­ки же зрения метафизики такое утверждение бессмыс­ленно. Поэтому для метафизики движение совершенно непостижимо. Она не в состоянии понять переход от по­коя к движению.

Движение, изменение и развитие находят свое выра­жение в диалектических законах. Первый закон диалек­тики — закон единства и борьбы противоположностей. Противоречия составляют источник развития всех явле­ний мира. Уже простое механическое движение, не гово­ря о высших формах движения, содержит в себе проти­воречие. Касаясь развития органической жизни и его источника, Энгельс говорит: «...жизнь тоже есть суще­ствующее в самих вещах и процессах, беспрестанно само себя порождающее и себя разрешающее противоречие, и как только это противоречие прекращается, прекра­щается и жизнь, наступает смерть» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр 121, стр. 123.)

Энгельс указывает на многообразие форм единства и борьбы противоположностей, отмечая антагонистический характер социальных противоречий в классовом обще­стве, основанном на частной собственности. Он подчер­кивает необходимость конкретного подхода к различным формам противоречий и их разрешению.

В связи с анализом закона развития путем борьбы противоположностей в «Анти-Дюринге» ставится вопрос о соотношении диалектики и формальной логики. «По­ка,— писал Энгельс,— мы рассматриваем вещи как по­неся и безжизненные, каждую в отдельности, одну и с другой и одну вслед за другой, мы, действитель­но, не наталкиваемся ни на какие противоречия в них» (Там же,стр.123). В этом случае действуют правила обычной, формальной логики. Но когда мы начинаем рассматривать явления в движении и изменении, мы наталкиваемся на противоречия. Их может отразить только диалектика, диалектическая логика. Энгельс говорит, что соотношение логики формальной и логики диалектической аналогично соотношению математики постоянных величин и математики переменных величин.

Второй закон диалектики — закон перехода количест­ва в качество и обратно — также имеет объективный универсальный характер. Энгельс показывает это при­мерами, взятыми из самых различных областей научно­го познания. Закон перехода количества в качество гла­сит, что каждое качественное изменение в природе и об­ществе есть результат количественных изменений и что переход от одного качества к другому совершается че­рез перерыв постепенности, через скачок. Происходит и обратный процесс — превращение качественных измене­ний в количественные.

Третий закон диалектики — закон отрицания отрица­ния — также весьма общий и широко действующий за­кон в природе, обществе и мышлении; он отражает ста­дии развития явлений от низшего к высшему, от просто­го к сложному, от старого к новому. Каждое явление действием внутренних противоречивых сил порождает свое собственное отрицание, В диалектике отрицать, за­мечает Энгельс, не означает объявить вещь несущест­вующей или произвольно уничтожить ее. Диалектичес­кое отрицание не абсолютный разрыв нового со старым, а необходимый момент связи в развитии.

Отрицание выражает внутреннее своеобразие разви­тия явления, переход его в свою противоположность. Для каждой категории предметов существует свой, осо­бый способ отрицания. В процессе развития происходит не одно отрицание, а последовательная смена одних от­рицаний другими. Одну из существенных сторон закон; отрицания отрицания Энгельс видит в том, что на выс­ших стадиях происходит как бы возвращение к низшим, с повторением некоторых черт старого, Энгельс рассматривает отрицание отрицания как общую форму развития путем противоречий от начальной стадии до ее завершающей, как итог поступательного развития.

Все основные законы диалектики взаимно связаны и обусловливают друг друга. В реальных процессах они действуют одновременно.

Опровергая метафизическую концепцию Дюринга о познании как постижении истины в последней инстанции, Энгельс излагает марксистскую теорию познания. Познание отражает вечно развивающуюся природу бесконечным многообразием связей. Анализируя диалектику абсолютного и относительного, истины и заблуждения в познании, Энгельс отмечает; «Истина и заблуждение, подобно всем логическим категориям, движу­щимся в полярных противоположностях, имеют абсолютное значение только в пределах чрезвычайно ограниченной области» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч, т. 20, стр. 92.) Многочисленными примерами из естествознания и истории он опровергает тезис Дюрин­га об окончательной истине в последней инстанции, о существовании неизменного и абсолютного знания и под­черкивает относительный характер познания. Нельзя, говорит Энгельс, «прилагать мерку подлинной, неизмен­ной, окончательной истины в последней инстанции к таким знаниям, которые по самой природе вещей либо должны оставаться относительными для длинного ряда поколений и могут лишь постепенно достигать частично­го завершения, либо даже (как это имеет место в космо­гонии, геологии и истории человечества) навсегда оста­нутся неполными и незавершенными уже вследствие не­достаточности исторического материала...» (Там же). Человечес­кое познание не ограниченно по своей природе, но оно исторически ограниченно на каждом этапе своего раз­вития и для каждого отдельного человека.

Касаясь так называемых вечных истин, отыскание которых Дюринг считал главной задачей познания, Энгельс: пишет, что «вечные истины» как истины факта, как некоторые ограниченные по своему содержанию сужде­ния существуют. Но в познании идет речь не о таких ис­тинах, а об истинах, раскрывающих различные стороны и связи бесконечно развивающегося мира. Энгельс, оп­ровергая аргументацию неокантианцев и других агностиков, обосновывает тезис марксизма об объективном характере познания и разрабатывает вопрос о практике как основе познания. Наши восприятия и суждения, поскольку они соответствуют предметному миру, истинны. Если бы они были ложны, то предпринимаемые на основе их наши действия приводили бы к неудаче. Практика дает доказательство истинности познания. Лучшим опровержением всех домыслов агностиков служит практическая деятельность человека.

Разработка Энгельсом вопросов философии»

В произведении «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» и других своих работах Энгельс уделил большое внимание вопросам истории философии, разработав ряд важных проблем историко-философской науки. Разработка их стала методологической основой марксистской истории философии как науки.

Энгельс дал классическое определение основного во­проса философии: «Великий основной вопрос всей в особенности новейшей, философии есть вопрос об отно­шении мышления к бытию. (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 21, стр. 282.). Это позволило строго на­учно подойти к определению предмета философии и ис­тории философии и установить важнейшую закономер­ность ее развития — борьбу между материализмом и идеализмом на протяжении всей многовековой истории философской мысли. Открытие Энгельсом этой законо­мерности развития философии дало научный, объектив­ный критерий для оценки философских учений.

Энгельс подверг критике идеалистические концепции, рассматривающие историю философии как историю раз­вития идей, независимую от социальной и экономиче­ской истории общества. Он показал, что развитие фило­софии определяется в конечном счете ходом развития социально-экономических отношений, складывающихся в обществе, что философов «толкало вперед главным образом мощное, все более быстрое и бурное развитие естествознания и промышленности» (Там же, стр. 285) и что философия представляет собой одно из идеологических средств борьбы между классами в обществе. Вместе с тем Энгельс выдвигает тезис об относительной самостоятель­ности развития философского знания, об исторической преемственной связи философских идей. Философия каждой эпохи располагает мыслительным материалом прошлого, из которого она так или иначе исходит. Только при таком подходе к истории философии, когда принимается во внимание и логика развития самих идей, можно объяснить тот факт, почему страны более отсталые в экономическом отношении в отдельные пepиоды могли играть в философии первенствующую роль. Энгельс резко критикует немецкого буржуазного социолога П. Барта, который рассматривал историю философии как «кучу развалин разрушенных систем». Исто­рия философии есть история познания.

Исключительно важное методологическое значение для историко-философской науки имеет положение Энгельса о принципиальном различии домарксовского и диалектического материализма. Анализируя француз­ский материализм XVIII в., Энгельс вскрывает истори­ческую ограниченность всего старого материализма. Он отмечает три основных его недостатка: 1) этот материа­лизм был преимущественно механистическим; 2) ему был свойствен метафизический, антидиалектический ме­тод мышления и 3) для него было характерно идеали­стическое понимание общественных явлений.

Диалектический материализм — высшая форма ма­териализма, он «представляет собой не простое восста­новление старого материализма, ибо к непреходящим основам последнего он присоединяет еще все идейное содержание двухтысячелетнего развития философии и естествознания, как и самой этой двухтысячелетней ис­тории» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр. 142) Энгельс приходит к выводу, что с каждым со­ставляющим эпоху открытием в области естествознания материализм неизбежно должен изменять свою форму. Это положение подтверждается всем последующим хо­дом развития диалектического материализма.

Большое значение для историко-философской науки имеет разработка Энгельсом вопроса об истории разви­тия диалектического мышления. Осмысление процесса развития диалектических идей в истории философии — сложная, но необходимая задача, без решения которой невозможно раскрыть процесс развития человеческого познания. Прогресс познания был связан с обогаще­нием его диалектическими идеями. В истории филосо­фии этот процесс прерывался, делал большие отступле­ния, но прогресс несомненно был. Несмотря на господ­ство метафизического способа мышления в XVII в. тогдашняя философия имела, по выражению Энгельса, блестящих представителей диалектики (Декарт и Спиноза). Французский материалист Дидро развил ряд диалектических идей. Диалектика на идеалистической основе была разработана в системах немецкой классической философии конца XVIII — начала XIX в Новой, научной формой диалектики явилась марксистская, материалистическая диалектика. Раньше диалектика cтихийно прокладывала себе путь в научном познании на определенном этапе развития науки и общества возникла необходимость сознательного отображения диалектических процессов в природе, обществе и самом мышлении.

Создание диалектического материализма есть, с одной стороны, результат коренной переработки гегелев­ской философии и преодоления односторонности мате­риализма Фейербаха, с другой — результат глубокой: анализа огромных успехов естествознания в XIX в.