Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Краткий очерк истории философии учебник (3).doc
Скачиваний:
148
Добавлен:
16.03.2016
Размер:
2.2 Mб
Скачать

Критика религии

Критику религии Фейербах считал важнейшим делом своей жизни. Его антропологическое понимание сущности религии представляет собой дальнейшее развитие и углубле­ние буржуазного атеизма. Уже материалисты XVII— XVIII вв. доказывали, что религиозное чувство порож­дается страхом перед стихийными силами природы. Со­глашаясь с этим положением, Фейербах, однако, идет дальше: не только страх, но и все трудности, страда­ния, а также стремления, надежды, идеалы человека получают свое отражение в религии. Бог, говорит Фей­ербах, рождается исключительно в человеческих страданиях. Только у человека заимствует бог все свои определения: бог есть то, чем человек хочет быть. Именно поэтому религия, обладает реальным жизненным содер­жанием, а не является просто бессмыслицей.

Фейербах связывает возникновение религии с той ранней ступенью человеческой истории, когда у челове­ка еще не могло быть правильного представления об окружающих его явлениях природы, обо всем том, от чего непосредственно зависело его существование. Ре­лигиозное поклонение явлениям природы («естествен­ная религия»), так же как и религиозный культ чело­века в новое время («духовная религия»), показывает, что человек обожествляет все то, от чего он зависит реально или хотя бы только в воображении. Но религия не прирождена человеку, иначе пришлось бы допустить, что он появляется на свет с органом суеверия.

Правда, животные в еще большей степени, чем люди, зависят от окружающей среды. Но у них нет духов­ной жизни, мышления, воображения. Существование же религии предполагает способность к абстрактному мышлению, хотя содержание свое религия черпает главным образом из человеческих чувств, эмоций. Сущ­ность религии, говорит в этой связи Фейербах,— чело­веческое сердце; последнее тем и отличается от трез­вого и холодного рассудка, что оно стремится верить, любить. Но сущность религии не может быть сведена к какой-либо отдельной способности человека: в рели­гии превратным образом выражен весь человек — вот основное положение антропологического атеизма. «Че­ловек,— говорит Фейербах,— верит в богов не только потому, что у него есть фантазия и чувство, но также и потому, что у него есть стремление быть счастливым. Он верит в блаженное существо не только потому, что он имеет представление о блаженстве, но и потому, что он сам хочет быть блаженным; он верит в совер­шенное существо потому, что он сам хочет быть совер­шенным; он верит в бессмертное существо потому, что он сам не желает умереть» (Л. Фейербах. Избранные философские произведения в двух томах, т. II. М., 1955, стр. 713).

Таковы основные принципы фейербаховского антро­пологического объяснения религии, принципы, которые он применяет к отдельным христианским догматам. Так, тайна божественной троицы, согласно Фейербаху, есть тайна обычной человеческой семейной жизни; религиозное представление о божественном промысле есть мистическое представление человека о своем отли­чии от животных и природы вообще и т. д. Однако сущ­ность человека Фейербах понимает абстрактно, антро­пологически. Сущность человека, говорит он, есть ра-3VM, воля, сердце, т. е. речь идет об одинаковой на всем протяжении истории неизменной природе инди­вида. Следствием этого ограниченного, метафизическо­го и натуралистического представления о человеке яв­ляется неисторическое понимание религии, несмотря на то что Фейербах пытается проследить ее историческое развитие и исторические формы. Главное, что остается вне поля зрения - немецкого мыслителя,— отражение в религии антагонистических противоречий классового общества, порабощение человека стихийными силами общественного развития.

Неисторическое понимание человеческой жизни ме­шает Фейербаху до конца понять исторически прехо­дящий характер религии, так же как и действительные пути ее преодоления. Он часто говорит о том, что ре­лигиозно-фантастическое представление о мире неиз­бежно исчезнет, человек отвергнет мистическое пред­ставление о своей сущности, добьется на земле того, что религия обещает ему в мифическом, загробном мире. Но поскольку религия, по мнению Фейербаха, отражает, хотя и в извращенной форме, нечто извечно присущее человеку, постольку религиозное чувство не­преодолимо, и Фейербах провозглашает, что любовь человека к человеку, в особенности же половая любовь, есть религиозное чувство. И поскольку любовь объяв­ляется истинной сущностью религии, атеизм рассмат­ривается как истинная религия, религия без бога. Это крайне расширительное понимание религии — наиболее слабый пункт фейербаховского антропологизма; оно смазывает роль религии как средства духовного пора­бощения масс, ведет к своеобразному оправданию ре­лигиозного чувства, к переоценке исторической роли религии, которая выступает в работах Фейербаха чуть ли не как главная форма духовной жизни людей. Ате­ист Фейербах провозглашает себя, таким образом, реформатором религии.

Если в анализе реального содержания религии Фей­ербах делает шаг вперед по сравнению с французскими материалистами, то в оценке общественной роли религии, в попытке создания новой религии Фейербах стоит ниже своих выдающихся предшественников. Он не по­нял, что научная критика религии не исчерпывается сведением религиозных представлений к их земному содержанию. Важнейшая задача научной критики религии состоит в анализе материальных причин религи­озного удвоения мира.