Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Краткий очерк истории философии учебник (3).doc
Скачиваний:
148
Добавлен:
16.03.2016
Размер:
2.2 Mб
Скачать

Материализм Людвига Фейербаха – важнейший итог разложения гегелевской школы

Людвиг Фейербах (1804—1872) родился в семье известного немецкого юриста. Вначале Фейербах хотел посвятить себя богословию и с этой целью в 1823 г. поступил на богословский факультет Гейдельбергского университе­та. Однако уже через год он покидает богословский факультет и переезжает в Берлин, где слушает лекции Гегеля в университете. В 1827—1828 гг. он начинает сомневаться в истинности гегелевского учения о логической основе природы. Тем не менее в своей диссер­тации «О едином, всеобщем и бесконечном разуме» (1828) он все еще стоит на позициях объективного идеализма. В 1828 г. Фейербах начинает преподавательскую деятельность в Эрлангенском университете, откуда его увольняют через два года за опубликова­ние «Мыслей о смерти и бессмертии», в которых он отвергает личное бессмертие и утверждает, что бес­смертны лишь великие деяния человеческого разума.

С 1830 г. Фейербах ведет уединенную жизнь (пре­имущественно в деревне), публикуя свои философские труды, в которых он постепенно отходит от гегелевской философии. Подобно Штраусу и Б. Бауэру он ставит своей целью критику религии, освобождение человека от порабощающего его религиозного сознания. К 1839 г. Фейербах окончательно порывает с идеализмом. В ра­боте «К критике философии Гегеля» он уже материа­листически решает основной вопрос философии и рас­сматривает природу, бытие, материю как реальность, которая с необходимостью порождает мыслящий разум. В 1841 г. выходит главный труд Фейербаха — «Сущность христианства». Впечатление, произведенное этой книгой, было огромно, В последующие годы он опубликовал «Предварительные тезисы к реформе филосо­фии» (1842), «Основные положения философии буду­щего» (1843), В революции 1848 г. он не принял ак­тивного участия и отказался баллотироваться в Нацио­нальное (Франкфуртское) собрание.

В пореволюционный период Фейербах опубликовал ряд новых работ, которые, впрочем, не привлекли к себе внимания. Буржуазия отвернулась от своего вы­дающегося мыслителя. Что же касается пролетариата, то он уже в меру своей сознательности и организован­ности становился под идейное знамя Маркса и Энгельса,

В конце своей жизни Фейербах обратил свой взор к научному социализму, Он изучал «Капитал» Марк­са, а в 1870 г. стал социал-демократом, но на пози­ции диалектического и исторического материализма так и не смог перейти.

Фейербах о задачах и предмете «новой философии»

Фейербах рассматривал свою философию как завершение и вместе с тем преодоление учения Гегеля и его предшественников. Если Гегель отрывал разум, мышление от человека, от его чувст­венной деятельности и потребностей, то «новая философия», или «философия будущего» — так называет Фейербах свое учение,— исходит из того, что реальным субъектом разума является человек, и только человек. Человек же в свою очередь продукт природы.

Отвергая противопоставление умозрительной фило­софии эмпирическим наукам, Фейербах настаивает на том, чтобы философия также исходила из чувственных данных. Органы чувств — органы философии. Филосо­фия должна заключить союз с естествознанием.

Религия обещает человеку спасение после смерти. Философия призвана на земле осуществить то, что ре­лигия обещает в потустороннем мире, которого, однако, не существует. Философия заменяет религию, давая людям вместо мнимого утешения сознание своих реаль­ных возможностей в достижении счастья.

Осуждая идеалистическое толкование мышления как внеприродной и сверхчеловеческой сущности, Фей­ербах приходит к выводу, что вопрос об отношении мышления к бытию есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Следовательно, философия, поскольку она решает вопрос об отношении мышления к бытию, должна быть антропологией, т. е. учением о человеке, в существовании, в деятельности которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное разре­шение. «Единство бытия и мышления истинно и имеет смысл лишь тогда,— пишет Фейербах,— когда основа­нием, субъектом этого единства берется человек» (Л. Фейербах. Избранные философские произведения в двух томах, т. I. M., 1955, стр. 199).

Науки, изучающие деятельность человека, позволя­ют полностью вскрыть несостоятельность спекулятив­но-идеалистического представления о мышлении и ду­ховном вообще. Эти науки, в особенности физиология, выявляют неразрывную связь мышления с материаль­ными процессами, совершающимися в человеческом организме, с чувственным восприятием внешнего мира и т. д. Человек неотделим от природы, следовательно, и духовное не должно противопоставляться природе как возвышающаяся над ней действительность. «Новая философия,— пишет Фейербах,— превращает человека, включая и природу как базис человека, в единствен­ный, универсальный и высший предмет философии, пре­вращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку» (Там же, стр. 202).

Таким образом, Фейербах стремится разработать материалистическую систему взглядов на базе научной физиологии и психологии человека. Конечно, такое по­нимание предмета материалистической философии носит односторонний характер, но в борьбе против идеа­листического гегелевского учения о божественности мышления оно сыграло прогрессивную роль.

Фейербах возражал против характеристики своего учения как материалистического в особенности пото­му, что в 50—60-х годах XIX в. в немецкой буржуазной философии подвизались так называемые вульгарные материалисты (Л. Бюхнер, К. Фогт, Я. Молешотт), ко­торые рассматривали мышление как особого рода ве­щество, выделяемое мозгом. Отмежевываясь от этих вульгаризаторов материалистической философии, Фей­ербах отказывался и от самого названия «материа­лизм», что свидетельствовало о его непоследовательно­сти в борьбе против идеализма.

Характерную особенность антропологического ма­териализма Фейербаха составляет отрицание дуализ­ма тела и души, признание и обоснование материалистического положения о единстве духовного и телесно­го, субъективного и объективного, психического и фи­зического, мышления и бытия.

Антропологизм Фейербаха не сводится лишь к определенной постановке и решению основного вопроса фи­лософии. Существенным содержанием и назначением антропологического принципа является, по мысли Фейербаха, научное истолкование общественного сознания, в котором он видит отражение сущности человека. Но что такое эта сущность? Это, но Фейербаху, прежде всего чувственность, жизнь ума и сердца, многообра­зие переживаний индивида, который любит, страдает, стремится к счастью и т. д. Речь идет, следовательно, о том, чтобы рассматривать различные формы общест­венного сознания, в первую очередь религию, с точки зрения заключающегося в них жизненного содержания. В этом отношении Фейербах идет дальше предшествую­щих материалистов, которые утверждали, что религия есть совокупность фантастических представлений и по­тому она лишена реального содержания. Фейербах же сводит сверхъестественное к естественному, фантастическое — к реальному, сверхчувственное — к чувствен­ному; в этом основная черта его антропологического метода.

Антропологизм Фейербаха заключает в себе зачатки материалистического понимания истории, попытки ма­териалистического истолкования религии как отра­жения реальной жизни людей. Однако эту реаль­ную жизнь людей, сущность человека Фейербах по­нимает абстрактно, вне связи с определенными исто­рическими общественными отношениями, классовым делением общества.