Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ.doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
13.03.2016
Размер:
729.6 Кб
Скачать

3. Бог как Творец вселенной

В языческой мифологии «главным» богам неоднократно приписывались функции творцов небесных светил, Земли и воды, и всех живых тварей на Земле. Например, древнеегипетский бог Птах, будучи вначале только номовым богом Мемфиса (древней столицы Египта), впоследствии, когда его культ принял общегосударственный характер, сделался в сознании верующих творцом мира. «Задумав творение в своём сердце и назвав задуманное языком», он создал вселенную и всё живое в ней, включая остальных богов. Вавилонский бог Мардук создал землю и небесный свод из тела побеждённой им богини хаоса Тиамат. Индийский бог Брахма в начале каждого цикла жизни творит Вселенную со всем несметным множеством её живых существ: людей, животных, богов и демонов... Но следует отметить, что в древнейших космогониях, как правило, сотворению мира ужепредшествует существование некой пра-материи, из вещества которой он создаётся.

Идея Бога-Творца впоследствии будет одной из центральных в концепциях мировых религий.

4. Проблема инобытия. Идея бессмертной души. Грех и посмертное воздаяние.

Тема смерти с древнейших времён интриговала человека. Во многих религиях мира она становится центральной, что и неудивительно: с одной стороны, смерть оставалась величайшей метафизической тайной, с другой,  она мыслилась как переход в инобытие, за которым следует некая запредельная форма существования, связанная каким-то образом с качеством земной жизни человеческого существа.

Проблема смерти вообще  одна из самых глубоких, самых серьёзных (до сих пор ещё не решённых до конца) проблем в мировоззрении людей, принадлежащих к самым различным культурным традициям и эпохам. Человек психологически никак не может смириться с тем, что рано или поздно его существование прекратится решительно и навсегда… Религиозная интуиция препятствует этому, она говорит о том, что его индивидуальное бытие никогда не прервётся! Но ведь гибель физического тела – реальный факт; как с ним быть? Естественно, человек приходит к мысли о том, что сознание после смерти существует в какой-то иной ипостаси, возможно, в другом теле, призрачном, не видимом обычным физическим зрением.

Отсюда рождается представление о душе  особой субстанции, существующей внутри тела, в которой после смерти, сбросив физическую оболочку, индивид продолжает своё посмертное существование.

Каким именно может быть это существование? Как правило, в представлениях разных народов инобытие во многом напоминает земное (для иных представлений у человечества просто нет наличного опыта). Но эта схожесть, как правило, утрирована: либо усиливаются негативные черты, вплоть до представлений об адских мирах, либо мечта переносит человеческое воображение в мир вечного блаженства и радости. Первый вариант мы находим в вавилонской мифологии: загробный мир здесь  нечто тусклое и безрадостное; люди ведут там мучительное существование, обитая в темноте, копаясь в грязи и питаясь отбросами. Второй вариант воплощает сказочный Элизиум (в древнегреческой мифологии  страна блаженных, где после смерти живут герои, праведники и благочестивые люди).

Иногда «тот мир» мыслится как точная копия земной жизни, с поправкой лишь на бессмертие его обитателей. Не случайно в древних захоронениях находят оружие, домашнюю утварь, еду, останки лошадей и т.п.,  то, что, по представлениям родственников покойного, могло бы послужить усопшему в его загробном существовании.

В языческих государственных религиях особый акцент на теме смерти и посмертного существования обнаруживает традиция древнего Египта.

Египтяне были уверены, что после смерти человек может вести такую же полноценную жизнь, как и до неё, и заранее готовились к переходу в иной мир. По их верованиям, человек владел несколькими душами: Ка, Ба, Ах и ещё другими, суть которых не совсем ясна; известно лишь, что Ка считался как бы «эфирным двойником» человека, а Ба  чем-то вроде воплощения жизненной силы. Египтяне считали, что для посмертного существования души необходимо, чтобы вечно существовала её обитель, «дом души»  физическое тело. Отсюда задача: сохранить навечно тело после смерти. Египтяне это делали с помощью тщательного бальзамирования, которое производилось в несколько этапов в течение 70 дней. Это была сложная процедура, по смыслу равная религиозному ритуалу: бальзамировщик, обряженный в маску чёрного шакала (атрибут Анубиса, бога бальзамирования) освобождал тело от внутренностей, оставляя лишь сердце, затем вымачивал его в специальном растворе и оборачивал бинтами, пропитанными специальным составом, консервирующим ткани. Тело затем помещалось сначала в деревянный, саркофаг, затем (вместе с ним) в каменный, на стенках которого высекались письмена заклинаний. Гробница считалась посмертным жилищем покойного.

Состоятельные люди, от вельмож до чиновников, а тем более фараоны, могли себе позволить грандиозные усыпальницы. Для сиявших на троне живых богов в эпоху Древнего царства сооружались пирамиды, строительство которых начиналось одновременно с началом царствования того или иного фараона. Колоссальные размеры этих сооружений указывают на то, что их возведение могло продолжаться десятилетиями. Рядом с пирамидой строился заупокойный храм, в котором регулярно должны были проводиться богослужения: ведь живой бог становился теперь Озирисом, богом мёртвых! Для служб в храме, посвящённом усопшему, назначались специальные жрецы. Службы эти проводились в соответствии с древнейшим сводом гимнов и заклинаний, зафиксированным в специальных свитках (так называемая «Книга мёртвых»).

Как верили древние египтяне, после физической смерти человек должен был пройти суд Озириса. Это была торжественная, внушающая ужас процедура, проводившаяся в присутствии всех главных богов Египта, и состояла она в следующем. Покойный представал перед троном бога Царства мёртвых, и «отчитывался» о своей прошлой жизни. Эта так называемая «исповедь отрицания» состояла в перечислении сорока грехов, которые покойный не совершал: «Я не чинил несправедливости… Я не разбойничал… Я не предавал… Я не брал того, что принадлежит богу… Я не произносил дурных слов… Я не был причиной слёз другого…» и так далее. После этой речи, которую здесь же записывал в особый свиток бог письма и счёта Тот, начиналась вторая часть действа: помощник Озириса Анубис взвешивал сердце покойного на специальных весах. На одной чаше весов находилось сердце, на другой  статуэтка Маат, богини истины и справедливости. Если стрелка весов показывала равновесие, или сердце оказывалось более лёгким, чем статуэтка, человеку была открыта возможность для вечной жизни в потустороннем мире. Если же сердце, отягощённое грехами, перевешивало,  это значило, что человек не был достоин вечной жизни, и его отдавали на съедение чудовищу по имени Амт, с телом льва и головой крокодила.

Здесь следует обратить внимание на примету, которая открывает далеко в даль идущую перспективу: представление о посмертном воздаянии. Человек обязан вести праведную жизнь, дабы заслужить бессмертие в загробном мире! В противном случае будет страшно наказан, навсегда исчезнув из Вечности.

Значение этой традиции трудно переоценить. Она свидетельствует, что уже с языческих времён в религию проникают этические представления, в частности, представление о грехе как религиозном запрете для верующего. В мировых религиях эта черта станет одной из доминирующих.