Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
13.03.2016
Размер:
729.6 Кб
Скачать

Контрольные вопросы

1. Как называются три основные христианские конфессии?

2. Назовите известные Вам страны, где преобладающей конфессией являются католицизм, православие, либо одна из форм протестантизма.

3. Какое дополнение внесли католики в символ христианской веры?

4. Каким было отношение Церкви к государственной власти в православии и католицизме?

5. Какую связь имеет индульгенцияс концепциейсверхдолжных заслуг, существовавшей в католицизме?

6. С какой целью был созван Тридентский собор?

7. Как протестанты относились к труду и к идее накопления?

8. Почему главным праздником в православии является Пасха?

9. В чём состоит идея предопределениядля протестантов?

Тема 7. ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОСЛАВИЯ В РОССИИ

До введения христианства Киевская Русь, как известно, была языческой страной. Два знаменательных события идейно подготовили христианизацию Руси. Во-первых, великая княгиня Ольга, правившая Киевом после смерти своего мужа князя Игоря, приняла крещение по православному обряду в столице Византии Константинополе, и её крёстным отцом был сам император Константин Багрянородный. Этот факт даёт основание полагать, что во времена Ольги в Киеве уже могла быть христианская община, и стояла церковь, по-видимому, перестроенная впоследствии. Второе событиемиссия Кирилла и Мефодия, знаменитых византийских просветителей, создавших славянский алфавит на основе древнегреческого письма. Они перевели богослужебные книги, в т.ч. большую часть Нового Завета, на древнеславянский язык.

Эти события явились важным подготовительным этапом христианизации Древней Руси. Великий князь Владимир Владимир Святой, внук княгини Ольги, был озабочен тем, чтобы государство, которым он управлял, имело достаточно мощный духовный фундамент. С этой целью в 980 г. он реформировал языческий пантеон: из множества божеств, которым поклонялись подвластные ему славянские племена, он выбрал шесть, во главе с Перуном, и повелел поставить шесть деревянных истуканов, изображений этих богов, на берегу Днепра. Но довольно скоро Владимир убедился в бесплодности своей затеи: государственное язычество не способно было служить духовным знаменем для разноплемённого населения его державы.

Оставался единственный разумный шаг: принять одну из мировых религий, укрепившихся уже в то время на территории соседствующих стран. Выбор пал на Византию как страну, с которой Киевская Русь традиционно имела тесные торговые и культурные связи. С этой целью в 987 г. в Византию было отправлено посольство. Люди Владимира были допущены в знаменитый Софийский собор, где присутствовали во время торжественной литургии. Послы были поражены пышностью и великолепием службы. Страницы летописи Нестора так передают их «отчёт» перед государственным советом князя Владимира:

«Пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом,знаем мы только, что пребывает Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького, так и мы не можем уже здесь пребывать».

Удовлетворённый успехом своего посольства, князь Владимир принял решение о крещении Руси по византийскому чину, что и было исполнено в 988 г. сначала в Киеве, затем и в других городах. Обряд проводили приглашённые из Византии священники. Крещальной купелью для киевлян послужили воды Днепра. Шесть языческих истуканов были свергнуты с холма. Лицом вниз их проволокли по улицам города и сбросили в Днепр. Летописец упоминает о том, что многие горожане, глядя на такое уничижение вчерашних святынь, не могли сдержать слёз. Эта подробность красноречиво говорит о том, что население города в целом психологически не было подготовлено к столь резкой перемене вероисповедания. Реформа проводилась сверху, указом государя. В некоторых городах (например, в Новгороде) для её проведения пришлось применить силу. Надо сказать, что православному священству пришлось ещё долго бороться с пережитками язычества среди славян, причём, полного успеха они так и не достигли. Традиция сохранила языческие предания, веру во всевозможную «нежить» (домовых, водяных, леших, русалок, и т.п.), а также древние обряды поклонения этим безымянным духам природы. На Руси пришлось даже сохранить некоторые языческие праздники (например, Масленицу), «подверстав» их к христианскому календарю.

Христианизация сильно продвинула вперёд культуру Древней Руси. Иконопись, каменное зодчество, рукописная литература, всё это большей частью вдохновлялось христианскими идеями. Учителями зодчих и иконописцев на первых порах были византийцы. Константинополь в течение четырёх с половиной веков также осуществлял и духовное руководство: вплоть до 1448 г. РПЦ являлась метрополией Константинопольского патриархата.

В годы татаро-монгольского ига христианская вера сыграла на Руси роль, которую невозможно переоценить: она способствовала духовной консолидации восточных славян и, в конечном итоге, возрождению Руси под знаменем Московского царства. По мнению историка Л.Н. Гумилёва, такому исходу немало способствовала политика князя Александра Невского, который отверг предложение римского Папы ИннокентияIV, предлагавшего в личном письме помощь князю в обмен на принятие католичества. Александр предпочёл унизительный союз с татарскими ханами, поскольку Золотая Орда не посягала на веру покорённых ею народов. Более того, завоеватели старались не трогать русские монастыри и не облагали данью монастырские земли. Татаро-монголы с уважением относились к чужой вере. Они позволяли русским оставаться русскими.

Итак, православная Церковь как институт не понесла значительного урона от татаро-монгольского завоевания. Этим можно объяснить тот широко известный факт, что именно в период лихолетья деятельность святых подвижников Церкви значительно усиливается. Кульминацией этой деятельности можно считать создание Троицкого монастыря Сергием Радонежским, первым по значению русским святым. Св. Сергий, как известно, был духовником князя Дмитрия Донского. Он же и благословил его на битву с татарским ханом Мамаем в 1380 г.

В 1448 г., после избрания св. Ионы на кафедру митрополита Московского, РПЦ практически становится автокефальной, т.е. управляется самостоятельно избранным митрополитом. Таким образом, в православном мире она уже занимает почётное место, почти на равных с византийской.

С возникновением Московского царства связано событие, которое в истории православия получило название борьбы иосифлян и нестяжателей.Это знаменовало первый резкий перелом в деятельности РПЦ.

Вождь иосифлян, игумен Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий, был сторонником сохранения монастырских земель, рассчитывая, что в голодные годы монастырская братия будет иметь возможность оказывать помощь окрестным крестьянам (что неоднократно и происходило). Это был чрезвычайно суровый пастырь, установивший в своём монастыре самые строгие правила общежития:: монахи скудно питались, летом и зимой носили залатанные ризы, ходили, не смея поднять глаз друг на друга, целыми днями работали, а ночью молились, оставляя для сна всего 2 часа. Иосиф считал, что главное в христианстве страх Божий иуставное благочестие, т.е. точное исполнение церковных обрядов. К еретикам, появившимся в то время на Руси, он относился без всякой жалости, настаивая на том, чтобы предавать их сожжению, независимо от раскаяния. Кроме того, он считал, что православие должно находиться в тесном союзе со светской властью и поддерживать её.

Нил Сорский, духовный глава «нестяжателей», заволжских старцев, живших в северных скитах,наоборот, главным в православии считал не уставное благочестие, адуховное делание: это была особая мистическая практика, заимствованная у византийских исихастов, с помощью которой старцы добивались состояния внутренней тишины и благодати. Самым важным для верующего он считал не «страх Божий», алюбовь. Он с состраданием относился к преследуемым еретикам: некоторым из них было предоставлено убежище в скитах заволжских старцев. Нил Сорский не признавал необходимости для монастырей владеть крестьянами, считая, что монахи должны кормиться либо собственным трудом, либо подаянием. Что касается самодержавия,он отстаивал мнение, согласно которому Церковь должна быть полностью отделена от государственной власти.

Обе противоборствующие стороны отстаивали свои позиции на церковных соборах. В конце концов, светская власть, в лице Великого князя Василия III, как и следовало ожидать, встала на сторону Иосифа Волоцкого. Последовал настоящий разгром движения нестяжателей: их скиты были сожжены, старцы разбежались, и с этого времени православие приняло на Руси характер сурового обрядоверия, что наложило своеобразную тяжёлую печать на всю духовную атмосферу Московского царства. Сформировалась и прочно укрепилась взаимозависимость религии и государства, религии и быта. Что касается мистической традиции, представленной исихастами, она была почти прервана и в дальнейшем существовала, так сказать, на «полулегальном» положении, вылившись, в конце концов, в практикустарчества.

Поражение нестяжателей было первым серьёзным кризисом, сильно повлиявшим на дальнейшую судьбу православной Церкви в России. Близость к самодержавной власти также не пошла ей на пользу. Уже первый московский царь, Иван Грозный, слывший человеком набожным, сильно унизил Церковь, «отметив» годы своего царствования не только репрессиями против бояр, но также пытками и казнями самих священников (в частности, по его приказу был задушен в застенке палачом Малютой Скуратовым митрополит Филипп).

Положение РПЦ в православном мире значительно укрепилось в годы царствования сына Ивана Грозного, Фёдора Иоанновича. 23 января 1589 г. на Руси было учреждено патриаршество. Первым патриархом стал Иов. Отныне лишь особо важные для Церкви дела решались на соборах; в остальном решающее слово принадлежало патриарху.

Православная вера, пустившая глубокие корни в толще народа, по-прежнему служила мощным духовным Центром, объединявшим страну. Со всей очевидностью это сказалось в самое лихое для Московского царства время: в годы смуты начала 17 в., когда повальный мор, голод, затяжной кризис власти и шведско-польская агрессия угрожали самому существованию Руси. В то опасное время настоящими героями проявили себя патриархи русской Церкви.

Как известно, самозванец Лжедмитрий Iпообещал полякам, в качестве платы за их поддержку, установление на Руси католичества. Патриарх Иов категорически отказался подчиняться его воле, за что был подвергнут глумлению и сослан в Соловецкий монастырь. Там он ослеп. Следующим патриархом, при царе Василии Шуйском, был избран Гермоген. Новый патриарх, как мог, пытался защитить Отечество и Василия от новой смуты. Поляки, занявшие Москву, пытались склонить его на свою сторону, но не смогли. Гермогена заточили в Чудов монастырь и уморили голодом.

Митрополит Ростовский Филарет, в результате предательства, оказался пленником «Тушинского вора», Лжедмитрия II. Потом он оказался в плену у поляков, и там вёл себя твёрдо и достойно, отвергая все их предложения и посулы. После изгнания поляков из Москвы, в январе 1613 г., по инициативе Церкви, был созван Земский собор, где на царство был избран 16-летний сын Филарета, Михаил. Тем самым была восстановлена легитимность власти.

Конец 17 столетия был ознаменован жестокими потрясениями в жизни русской православной Церкви, вызванными реформой патриарха Никона. Монах Никон, происходивший из простонародья (сын мордовского крестьянина) в 1646 г. обратил на себя внимание царя, вследствие чего получил место игумена Новоспасского монастыря. С этого времени начинается тесная дружба Никона с государем. В 1652 г., по предложению царя Алексея Михайловича, Собор избрал его патриархом всея Руси.

Первой задачей реформы Никона было исправление богослужебных книг. Необходимость этого шага назрела давно: за 7 веков истории русского православия в рукописных экземплярах богослужебных книг накопилось множество ошибок. Тексты Священного Писания решено было сверить с древнегреческими оригиналами.

Во-вторых, проведение богослужебных обрядов на Руси давно уже грешило анархическим разнобоем: чуть ли не в каждом селе местный батюшка (часто полуграмотный) вёл службу не по образцовому чину, а по памяти. Следовательно, задачей реформы становилась унификация всех церковных обрядов. С этой целью Никон установил единый для всех православных церквей порядок богослужения. За образец брался греческий богослужебный чин. Были внесены изменения в некоторые детали обрядов: трёхперстное крестное знамение вместо двуперстного, поясные поклоны вместо земных, единогласие во время церковной службы вместо обычая читать и петь одновременно разное несколькими голосами, крестный ход не по солнцу, а навстречу солнцу, трёхкратная аллилуйя вместо двукратной и т.д. Эти изменения, разумеется, не затрагивали самой сути христианской веры и не меняли её догматов.

Реформа целиком и полностью была поддержана государем Алексеем Михайловичем. Но проводилась она повсюду насильственно, весьма суровыми мерами, что вызвало массовое недовольство низшего священства и простых верующих. Малограмотные священники с трудом разбирались в книгах, все церковные службы выполняли по памяти и были совершенно не подготовлены для осмысленной работы с новыми, исправленными книгами. Наиболее истовые ревнители «древлего благочестия» считали греческую веру «испроказившейся», вследствие порабощения Византии мусульманами. Эти люди выдвинули из своей среды таких пламенных борцов за сохранение старой веры, как протопоп Аввакум (его «Житие» до сих пор считается одним из лучших памятников русской литературы эпохи Московского царства).

Собор 1656 г. официально одобрил все положения церковной реформы и осудил староверов-раскольников, отлучив их от Церкви. Последовали репрессии. Идеологов и руководителей староверов заковывали в кандалы, отправляли в ссылку, истязали в тюрьмах. Аввакум, не сломленный, 14 лет рассылавший из Пустозёрской ссылки во все концы Руси свои знаменитые грамоты «о старой вере», в 1682 г. был сожжён заживо. Огромное множество верующих снялись с насиженных мест и начали уходить в глухие места, чтобы иметь возможность сохранить свою веру. Тысячи людей, спасаясь от преследований, сжигали себя в церквах, предпочитая мучительную смерть насильственному обращению в «антихристову» веру.

Результатом раскола было не только самоустранение от активной жизни огромного числа дееспособных граждан страны: авторитет Церкви был сильно поколеблен, её мощь была ослаблена, и когда Пётр I, в результате своих реформ, открыто и жёстко поставил Церковь под управление государственного аппарата, никто не мог отважиться на протест. После смерти патриарха Адриана (протестовавшего против казни стрельцов), Пётр вообще ликвидировал патриаршество и в 1721 г. создал Святейший правительствующий Синод, 12 членов которого назначались самим царём, а руководил синодом оберпрокурор (гражданское лицо). Фактически Синод стал одним из государственных учреждений. Таким образом, Церковь лишалась самостоятельной роли и превращалась в некий придаток бюрократического аппарата государства.

Одним из следствий преобразований Петра Iбыло появление на Руси нового сословия:просвещённого дворянства. «Передовые» идеи, которые увлекали русских дворян в 18 столетии, имели свои истоком деятельность французских и немецких просветителей. Во Франции эти идеи были откровенно антицерковными. Лишённое почвенных корней, смолоду оторванное от народной культуры новое российское дворянство легко усваивало идеи Вольтера и Дидро. К началу 19 столетия в этой среде всё больше развиваются антицерковные настроения (в особенности среди тех, кого называли «западниками»). Возникшая затем разночинная интеллигенция, в массе своей, была к религии полностью равнодушна. В отдельных же случаях она склонялась к откровенному атеизму.

Эта эрозия веры, захватившая верхушку российского общества в 19 в., имела самые губительные для Церкви последствия: после большевистского переворота в октябре 1917 г. новая власть заняла позицию открытой вражды по отношению не только к православной Церкви, но и к любой религиозной вере вообще. Несмотря на возрождение патриаршества в 1917 г., в течение последующих двух десятилетий РПЦ на всей территории страны была практически разгромлена: взрывались храмы, физически уничтожались священники (по некоторым сведениям, до начала Второй мировой войны были репрессированы около полумиллиона священнослужителей), были изъяты из продажи все богослужебные книги, вера в Бога была фактически приравнена к антигосударственному преступлению. Лишь в 1943 г. деятельность РПЦ была официально разрешена,разумеется, в сильно ограниченных масштабах. При этом руководство Церкви, абсолютно бесправное, было полностью подчинено тоталитарной власти. Это, разумеется, не относилось к той части священства, которая после революции оказалась в эмиграции; она была оформлена как отдельная организация, не принимавшая постановлений «подневольного» руководства РПЦ в большевистской России.

В 60-х гг. 20 столетия (период «оттепели») в России начинается обратный процесс оживления интереса к религии. Он имел место, главным образом, в кругах той интеллигенции, что находилась в молчаливой оппозиции правящему режиму. После крушения большевизма в СССР, уже в конце 80-х гг., РПЦ переживает трудный, мучительный, медленный этап возрождения. Этот ренессанс православия нельзя назвать полностью успешным. Но он идёт неуклонно, с начала Перестройки и вплоть до сегодняшнего дня.