Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ.doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
13.03.2016
Размер:
729.6 Кб
Скачать

Оживление магических практик.

Тенденция к синтезу науки и религии.

Магию ни в коем случае нельзя отнести к разряду реликтовых суеверий. Она никогда не исчезала из практики народного целительства даже в странах «просвещённого» Запада, не говоря уж о сельских районах и глухих окраинах цивилизованного мира. В истории цивилизаций не раз были периоды (связанные, как правило, с кризисом этих цивилизаций), когда интерес к магии и колдовству становился всеобщим и в среде городского населения. Позиция рациональной науки, считающей магию не более чем вздорным суеверием, отнюдь не воспрепятствовала её влиянию. Более того, примерно к концу 19 столетия стала обнаруживаться тенденция соединения научных знаний с магической практикой: появился оккультизм, теоретически оформленный в труде Е.П. Блаватской «Тайная доктрина». В начале 20 в., накануне великих войн и революций, в Европе и США обнаруживается массовое увлечение спиритизмом (вызыванием духов умерших); множатся всевозможные теософские общества, возрождается интерес к астрологии и хиромантии. На первую треть столетия приходится расцвет деятельности основателя антропософии Рудольфа Штайнера и появление первых книг «Живой этики», якобы продиктованных Гималайскими махатмами Е.И. Рерих, жене русского живописца-мистика Н.К. Рериха. В 60-е годы приобретает невиданную популярность «нетрадиционная» медицина, в т.ч. лечение методом наложения рук. Мастера этой практики (их стали называть экстрасенсами), будучи цивилизованными горожанами, встали на путь самостоятельного изучения своих сверхнормальных способностей, проводили эксперименты и исследования. Нашлись и учёные-профессионалы, которые заинтересовались этой проблемой и начали работать с наиболее одарёнными экстрасенсами (в Россиис Р. Кулешовой, Н. Кулагиной, В. Сафоновым). На книжном рынке стали появляться печатные труды, посвящённые психокенезу, ясновидению, телепатии и другим сверхнормальным способностям человека.

Несмотря на яростное сопротивление официальной науки, эти исследования ширились и становились известны широкой публике, возбуждая всеобщий интерес к «потусторонним» темам. Настоящей сенсацией стали для самого широкого читателя книги Р. Моуди, Ш. Карагулы, Р. Монро, С. Грофа и других исследователей, экспериментально доказавших реальностьявлений, невероятных с точки зрения здравого смысла. Более того, стали появляться люди, далёкие от циркового фокусничества, которые публично и многократно демонстрировали свои необычные способности. Всему миру стали известны имена американца Эдгара Кейси, болгарской ясновидящей Ванги, россиянина Вольфа Мессинга, израильтянина Ури Геллера. Последний мог силой взгляда деформировать металлические предметы; силой мысли он в заранее обусловленное время остановил часы на знаменитой башне Биг Бен в Лондоне.

Одновременно, среди реликтовых племён, ещё сохранившихся в мире, практиковалась и первобытная магия, которой, наконец, заинтересовалась наука. Учёные-энтузиасты начали систематические исследования магических практик шаманов Сибири, Африки, Южной Америки, сохранивших свои тайные знания до сегодняшнего дня. Оказалось, что магия шаманов не суеверие, не гипноз и не обман; что они обладают реальными (но не объяснёнными до сих пор наукой) способностями и могут проникать в реальные (неведомые для науки) миры. Настоящим откровением для читателей всего мира явились книги американского антрополога Карлоса Кастанеды, ставшего учеником индейского шамана Хуана Матуса. В этих книгах, быть может, впервые в истории науки, была сделана попытка рационального объяснения «чудесных» явлений шаманской практики.

В наши дни интерес к паранормальным способностям человека давно уже вышел за рамки простого любопытства. Эти феномены исследуются в специализированных институтах и лабораториях всех развитых стран мира. Если учесть ещё тот факт, что людей с необычными способностями год от года становится всё больше, в перспективе, возможно, нас ожидает кардинальная трансформация всего человеческого вида.

Если это предположение верно, то кризис религиозного сознания в новейшее время мы должны рассматривать как вполне закономерную прелюдию к новому этапу контактов человека с Миром Невидимым, контакта не символического и не умозрительного, а совершенно реального. Что, в этих условиях, произойдёт с религиозными культами? Предугадать пока невозможно. Несомненно лишь, что человек, с его поистине безграничной тягой к познанию, шаг за шагом будет раздвигать границы своего физического и духовного бытия, двигаясь по пути, у которого нет конца.