Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
V.I.Kutsevljak_Prof_Stomat_Zabolevanij.doc
Скачиваний:
2559
Добавлен:
18.02.2016
Размер:
3.21 Mб
Скачать

Профилактические мероприятия состоят из вмешательств, направлен­ных на ликвидацию указанных причин. При кариозных заболеваниях ос­новная роль принадлежит лечению и пломбированию как временных, так и постоянных зубов. При невозможности восстановления коронок посто­янных зубов пломбировочными материалами, особенно первых моляров, их покрывают тонкостенными металлическими коронками, вне зависимо­

сти от возраста ребенка. При задерж­ке рассасывания корней временных зубов они должны быть удалены.

При удалении постоянных зубов в сменном прикусе следует обяза­тельно наложить профилактические аппараты, цель которых — сохране­ние положения в зубном ряду всех оставшихся зубов (рис. 44).

При низком расположении уздеч­ки верхней губы с тенденцией к раз­витию диастемы профилактика ано­малии состоит в оперативном исправ­лении положения уздечки губы до прорезывания и установления на ме­сто резцов. Оперативному удалению подлежат аденоиды, полипы и другие поражения носовых ходов и носо­

глотки, препятствующие нормальному дыханию.

Значительная роль в профилактике аномалий принадлежит специаль­ной гимнастике, предложенной Роджерсом. Гимнастика также целесооб­разна и эффективна для закрепления результатов лечения, при инфанти­лизме мышц шеи, мышц приротовой области или жевательных мышц. Ме­стную гимнастику необходимо проводить в сочетании с общей гимнасти­кой. Упражнения по укреплению мышц приротовой области целесообраз­но выполнять на специальных аппаратах (маятникообразный и лопастной аппараты, губофиксатор, диск Фриэля).

Нарушение питания ребенка в грудном возрасте. Рахит и его профилактика

Главное профилактическое значение в период формирования времен­ного прикуса имеет организация рационального питания. Это предупреж­дает возникновение остеопорозов, следствием которых являются анома­лии развития органов эубочелюстно-лицевой области. При остеопорозах

усиленно выделяются жирные кислоты, что изменяет процессы усвоения кальция, кости легко деформируются под влиянием внешних воздействий, Профилактика остеопорозов заключается в рациональном питании матери и ребенка. Пища должна содержать достаточное количество белков и ми­неральных веществ. Особое внимание должно быть уделено профилактике рахита.

Рахит — хроническое заболевание детей раннего возраста, возникаю­щее, главным образом, в результате D-гиповитаминоза. Детский организм может усваивать минеральные соли, фосфор и кальций в оптимальной пропорции только при достаточном насыщении организма витамином D.

Витамин D регулирует фосфорно-кальциевый баланс, поэтому даже вве­дение в организм ребенка достаточного количества фосфора и кальция не спасает его от рахита, если не ликвидируется D-гиповитаминоз.

В результате D-гиповитаминоза нарушается процесс оссификации ко­стного скелета растущего организма, кости становятся податливыми, мяг­кими. Рахит начинается в течение первого года жизни ребенка и может

продолжаться при недостаточной профилактике и неэффективном лече­нии до 3—4 лет.

Возникновение рахита является, в основном, следствием неправиль­ного питания ребенка. Известно, что при грудном вскармливании рахит развивается реже и в менее тяжелой форме, чему способствует соотноше­ние кальция и фосфора в женском молоке (1:1), в то время как при других соотношениях кальция и фосфора (3:1, 4:1), наблюдающихся в молоке животных, усвоение кальция организмом резко падает.

Профилактика рахита должна начинаться еще до рождения ребенка. Главным образом это мероприятия, которые обеспечивают нормальный ход беременности. Проведение профилактики D-гиповитаминоза у бере­менных обосновывается тем, что формирование плода и обмен веществ в рем зависят от достаточной обеспеченности беременной витамином D3. Дополнительное введение беременным витамина D3 снижает у детей сте­пень гипокальциемии, гипофосфатемии, а также возможность возникно­вения дефектов эмали зубов в дальнейшие года жизни.

Вопрос про специфическую дородовую профилактику может решать­ся в зависимости от состояния здоровья женщины, ее профессии, быта, условий жизни и питания. Независимо от времени года женщинам с ток­сикозом беременных, хронической экстрагенитальной патологией (сахар-вый диабет, гипертоническая болезнь, ревматизм), клиническими прояв­лениями недостаточности кальция (сведение мышц, парастезии, боль в костях, множественный кариес зубов) обязательно надо употреблять ви­тамин D3. Профилактику проводят на протяжении 6-8 недель, начиная с 28—32 недели беременности, назначая каждый день витамин D3 в дозе

178

179

риска. К группе риска по развитию рахита относятся дети, родившиеся от женщин с отклонениями в состоянии здоровья, осложнениями во время беременности, родов; дети, которые переболели в ранний неонатальный период респираторными или другими заболеваниями, недоношенные, не­зрелые и с маленьким весом; дети, которые страдают аллергическим диа­тезом, в особенности эксудативной энтеропатией; дети, которые получают противосудорожную терапию; дети с первичным или вторичным синдро­мом затронутого высыпания в кишечнике, заболеваниями печени, с пони­женной двигательной активностью (дети с имобилизацией по поводу дис-плазии тазобедренных суставов или нарушенным развитием статических функций при некоторых неврологических заболеваниях).

Особую группу риска составляют дети с родственным отягощением по рахиту, учитывая возможность наследственно детерминированных де­фектов метаболизма фосфора и кальция.

Для профилактики рахита у детей из группы риска назначают витамин D3 с 2—3 недели жизни по 500 ME в сутки на протяжении 2—3 лет с воз­можными перерывами летом (май—август). Доза витамина D3 для недо-аюшенных детей из группы риска может быть повышена с 500 ME до 1000—2000 ME в сутки. Детям также показанные курсы поливитаминных препаратов, которые содержат аскорбиновую кислоту, витамины группы В. Это оказывает содействие улучшению обменных процессов в организме и повышении эффективности воздействия витамина D3.

Положительно зарекомендовала себя специфическая постнатальная профилактика рахита в виде курсового назначения холекальциферола с интервалами между курсами 3 месяца. Курсовой метод был разработан на основе изучения обмена витамина D3 в организме и содержанию его ак­тивных метаболитов в сыворотке крови. Установлено, что при назначении видеина 3 в дозе 2000 ME витамина D3 в сутки на протяжении 30 суток, физиологический уровень его активных форм поддерживается в организме на протяжении 2-3 месяцев после окончания его приема. Поэтому повтор-ные курсы необходимо проводить через 3 месяца от окончания приема препарата.

Доношенным детям витамин назначают по 2000 ME в сутки на протя­жении 30 дней на втором, шестом и десятом месяцах первого года жизни. В дальнейшем детям на 2—3 годах жизни, а при показаниях и старшим Детям до 6—7 лет, проводят 2 профилактических курса витамина D3 в год (прежде всего зимой и осенью).

Противопоказаниями для назначения профилактической дозы холе­кальциферола могут быть только исключительный случай идиопатической кальциурии (болезнь Вильямса—Бурне), гипофосфатазия, а также органи-

1000-2000 ME. Кроме этого, беременная должна много времени находить­ся на свежем воздухе, рационально питаться с потреблением большого количества белка (по 2 г на 1кг массы тела), с включением в рацион вита­минов, овощей, фруктов. К наступлению беременности женщине необхо­димо санировать все очаги инфекции.

Антенатальная профилактика рахита не исключает необходимости проведения определенных мероприятий в постнатальном периоде разви­тия ребенка.

Организация правильного питания с первых дней жизни ребенка явля­ется одним из важнейших профилактических мероприятий. Оптимальным для ребенка грудного возраста является естественное вскармливание. Женщинам, которые кормят грудью, для обеспечения ребенка витаминами необходимо с первых дней после родов регулярно назначать поливита­минные препараты и видеин 3 по 1000 ME витамина D3 в сутки.

Детям, которые находятся на грудном вскармливании, рекомендуют назначение с 1,5—2 месяцев тертых яблок или яблочного пюре, в этом же возрасте назначают фруктовый сок; с 3 месяцев — четверть желтка кури­ного яйца; с 4—4,5 месяцев — овощные пюре, творог, овсяную или греч­невую кашу; с 5 месяцев — отваренную протертую телячью, кроличью или куриную печень (по 1/2 чайной Ложки 2 раза на день); с 6—7 месяцев

  • мясное пюре из телятины, крольчатины, куриного мяса; с 7—8 месяцев

  • рыбу, кефир или молоко.

Если возникает необходимость перевести ребенка на раннее смешан­ное или искусственное выкармливания, следует использовать адаптиро­ванные, приближенные к составу женского молока молочные смеси. С целью контроля за кормлением больного ребенка необходим подсчет ин­гредиентов пищи и его энергетической ценности.

Для профилактики рахита у детей раннего возраста в соответствии с рекомендациями экспертов ВОЗ и ведущих витаминологов витамин D3 назначается в дозе 400—500 ME в сутки с учетом хода беременности и состояния здоровья ребенка. Ежесуточное назначение витамина D3 в такой дозе обеспечивает физиологический уровень его активных метаболитов в крови детей.

При вскармливании адаптированными смесями, которые содержат ви­тамин D3, ежедневная профилактическая доза назначается с учетом вита­мина, который содержится в смеси к суммарной дозе в 400—500 ME. При трудности учета профилактической дозы, которую получают из смесей, доза препарата витамина D3 должна быть снижена и составлять 200—250 ME.

Особая четкость в контроле за профилактическими дозами и их обяза­тельным применением должна быть по отношению к детям из группы

180

181

ческие перинатальные повреждения ЦНС с симптомами микроцефалии, краниостеноза.

Дети с маленьким размером большого темечка или его ранним закры­тием имеют лишь относительные противопоказания относительно назна­чения витамина D3. Им можно проводить специфическую профилактику рахита, начиная с 3—4 месяцев жизни.

Развитию рахита способствует вскармливание ребенка преимущест­венно мучной пищей и различными кашами.

Профилактика рахита состоит в правильном гигиеническом режиме ребенка, гимнастике и массаже, которые следует начинать с пяти — шес­тимесячного возраста (легкий массаж и укладывание ребенка на живот для тренировки мышц спины и шеи рекомендуют начинать со второго— третьего месяца).

Рахитические дети обычно страдают также биологической неполно­ценностью челюстных костей и зубных тканей. Кости, подвергающиеся непрерывной тяге и давлению во время функциональной деятельности жевательной мускулатуры и податливые вследствие недостаточной мине­рализации, легко деформируются. Действие жевательной мускулатуры больше отражается на нижней челюсти, являющейся опорной костью для всей жевательной мускулатуры и подвергающейся силам сжатия и растя­жения. Нижняя челюсть теряет свою параболоидную форму: дуги, в кото­рых расположены фронтальные зубы, теряют свою округлость, что и вы­зывает аномалии положения фронтальных зубов.

Большое значение в правильном развитии челюстей придают акту со­сания. Для захватывания соска и сосания нижняя челюсть передвигается вперед, чем создается необходимое функциональное раздражение, способ­ствующее росту и развитию челюсти, жевательной и приротовой мускула­туры и мускулатуры языка. При искусственном вскармливании, особенно когда для более свободного вытекания молока из бутылки ей придают вертикальное положение, от ребенка не требуется каких-либо усилий для получения молока, в результате челюсти, не получая необходимых функ­циональных раздражений, начинают отставать в своем развитии.

В тех случаях, когда для облегчения питания ребенка обслуживающий персонал укладывает бутылку с молоком на постели рядом со ртом ребен­ка, приучая самостоятельно пользоваться соской от бутылки, часто возни­кает одностороннее развитие челюсти; кроме того, бутылка давлением на челюсть может вызвать ее деформацию. Особенно это проявляется при наличии рахита.

По Н. И. Агапову, рахитическая нижняя челюсть характеризуется тра­пециевидной формой альвеолярной дуги (рис. 45). Короткой стороной трапеции являются фронтальные зубы, стоящие по прямой линии, боко-

выми сторонами — жевательные зубы, расположенные при выраженной

деформации также по прямой линии. Эта форма челюсти (по Агапову)

признак раннего рахита. Если нижняя челюсть так деформирована, что нижние моляры получают наклон в сторону языка под действием челюст­но-подъязычной мышцы, то такая рахитическая нижняя челюсть указыва­ет на поздний рахит.

Рис. 45. Изменения челюстей при рахите: а— нижняя челюсть;

б — верхняя челюсть

Рахит также обуславливает неблагоприятное влияние жевательной мускулатуры на развитие верхней челюсти: мускулатура, прикрепленная к скуловой дуге, в области височной кости, челюстного бугра и крыловид-ного отростка, тянет вниз скуловые дуги вместе с альвеолярными отрост­ками и прилегающими тканями и косвенным образом влияет на область верхних премоляров и моляров.

Щечная мускулатура также сдавливает эти участки, в результате чего образуется компрессия челюсти и смещение премоляров палатинально.

Рахит является этиологическим фактором аномалий зубных рядов в сменном прикусе.

При рахите уплощается подбородочная область вследствие тяги мышц-ретракторов. Возможно также изгибание зубной дуги впереди угла нижней челюсти вследствие действия мышц-опускателей, и таким обра­зом образуется открытый прикус. Особенно тяжелая форма рахита приво­дит к торможению роста тела и к развитию аномалии прикуса.

Деформации челюстей обнаруживаются позже в челюстях, чем на че­репе, так как челюстные кости развиваются и организуются интенсивнее к концу второго года от рождения ребенка, когда заканчивается формирова­ние мозгового черепа. Особый интерес представляют аномалии во взаи­моотношениях между лицевыми и черепными костями. Лицо мало по равнению с черепом, выглядит инфантильным. Недоразвитие костей вле­чет скученность зубов, так как альвеолярные дуги уже зубных дуг. Отме­чается также позднее прорезывание зубов. Верхняя челюсть вытягивается в области фронтальных зубов, увеличивается в длину, и небо принимает

182

183

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]