Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
28
Добавлен:
08.02.2016
Размер:
1.74 Mб
Скачать

4. Правильное действие в подходящее время приводит к успеху

Когда лидеры предпринимают правильные действия в подходящее время, то успех почти неизбежен. В таком случае люди, принципы и процессы сходятся воедино, оказывая тем самым прямо-таки невероятное воздейст­вие на ситуацию. И достигаемые при этом результаты затрагивают не только самого лидера, но и его последо­вателей, а также всю организацию в целом.

Когда вместе сходятся надлежащий лидер и надле­жаще выбранное время, то случаются невероятные ве­щи. Подумайте о жизни Уинстона Черчилля. Он стал премьер-министром Англии вовсе не рано — ему было уже за шестьдесят. Солдат, писатель и государствен­ный деятель, он всю свою жизнь вел за собой других, но лишь в ходе второй мировой войны ему выпало время проявить себя как великого лидера. Однако как только война закончилась, британский народ, совсем недавно тесно сплоченный вокруг Черчилля, отверг его.

Обращаясь 30 ноября 1954 года, в день своего восьми­десятилетия, к парламенту страны, Черчилль следую­щим образом отразил свою роль как одного из лидеров Великобритании: «Никогда не соглашусь с тем, что ве­ликодушно приписывают мне многие люди, — а именно, будто я вдохновил этот народ. Его воля всегда была не­поколебимой и безжалостной, а также — и это доказала история — непобедимой. Мне лишь выпало выразить ее.

Это был народ той по­роды, который смог рас­селиться по всему зем­ному шару и обладал львиным сердцем. Мне повезло, и я имел сча­стье быть призванным, чтобы издать рык».

В действительности вклад Черчилля не имел никакого отношения к везе­нию, зато имел самое большое отношение к своевремен­ности. Он понимал то огромное воздействие, которое мо­жет оказать на жизнь индивидуума надлежащий выбор времени. В другом месте и при других обстоятельствах он высказался по этому поводу так: «Есть особенный момент, который наступает в жизни каждого, — тот мо­мент, ради которого и был рожден данный человек. Эта особая возможность, если только не упустить ее, позво­лит ему выполнить свою миссию — ту уникальную мис­сию, для которой подходит он и только он. В такой момент к нему приходит величие. Это и есть его пре­краснейший час».

Суровое испытание войной демонстрирует закон своевременности

Опыт Черчилля показывает, что закон своевременно­сти особенно ярко проявляется в процессе войн. Это мож­но было заметить и в ходе войны 1991 года с Ираком в районе Персидского залива. На ранних стадиях опера­ции «Щит в пустыне» большую озабоченность вызывал вопрос доставки на место достаточного контингента войск и снаряжения, чтобы эффективно защитить Саудовскую Аравию от вторжения. Если бы Ирак напал на нее преж­де, чем сюда прибыли защитники в лице американской премии, еще одна страна была бы потеряна и стала жерт­вой агрессии Саддама Хусейна.

Следующая цель состояла в том, чтобы развернуть достаточное количество войск, которое позволит одер­жать решительную победу над иракцами. Силы западной коалиции поджидали, когда наступит их время, а затем d преддверии операции «Буря в пустыне» провели успеш­ную военно-воздушную кампанию, предшествовавшую на­чалу полномасштабного наступления, которое преследо­вало цель изгнать Ирак из Кувейта. А доказательством хорошего выбора момента и своевременности всех дейст­вий могут послужить достигнутые результаты: если Ирак потерял убитыми и ранеными десятки тысяч военнослу­жащих, а больше шестидесяти тысяч его солдат были захвачены в плен, то Соединенные Штаты вместе с союзниками потеряли меньше 150 человек, причем в руки иракской армии ненадолго попал только 41 узник.

Одна из причин, почему именно война столь отчетли­во иллюстрирует закон своевременности, состоит в том, что последствия здесь являются весьма драматичными и немедленными. Если вы оглянетесь назад и рассмотрите любое крупное сражение, то сможете увидеть, насколько важен был в нем фактор своевременности. Едва ли не самый выразительный пример — битва под Геттисбергом и ходе гражданской войны в Америке.

Неизбежность этого столкновения стала ясна, когда генерал конфедератов Роберт Э. Ли в конце июня 1863 го­да ввел армию Северной Вирджинии в Пенсильванию. Это был третий год войны, и обе стороны испытывали все большую усталость от затянувшегося конфликта. Дей­ствия Ли преследовали три цели: 1) вытянуть войска Северного союза из Вирджинии, 2) пополнить истощив­шиеся запасы собственных войск за счет использования ресурсов Пенсильвании и 3) перенести боевые действия в самое сердце вражеской территории, надеясь таким об­разом ускорить развязку конфликта.

Стратегия генерала Ли состояла в том, чтобы дви­нуться на пенсильванский город Геттисберг в попытке побудить армию северян, которая, по его последним све­дениям, находилась в Вирджинии, к поспешным и неже­лательным для них действиям. За несколько дней до главного сражения Ли сказал генералу Тримблу:

Наша армия находится в хорошем настроении, далека от переутомления и может быть сконцентрирована в лю­бом пункте за двадцать четыре часа или даже меньше. Я еще не слышал, чтобы враг переправился через Пото­мак, и ожидаю соответствующего известия от генерала Стюарта. Когда они узнают, что мы здесь, то начнут со­вершать форсированные марши... Они подойдут сюда... изможденными от голода и трудного похода, растянув­шимися в длинную колонну и во многом деморализо­ванными — вот какими они будут, когда вступят в Пен­сильванию. Я брошу им наперерез превосходящие силы, а потом буду вводить в действие один корпус за другим и непрекращающимися наскоками в сочетании с неожи­данными сильными ударами не позволю им сконцентри­роваться, создам панику и фактически уничтожу всю их армию.

Ли пытался уловить момент, чтобы одержать сокру­шительную победу. До самого утра 1 июля он не знал, что армия союза уже переместилась к северу. К тому времени некоторые из их сил уже вступили в бой с вой­сками конфедератов на Чемберсбергской дороге к западу от Геттисберга. Такое развитие событий разрушило стра­тегию Ли и сделало все его дальнейшие действия несвоевременными.

Сначала Ли хотел отойти назад, сдерживать натиск и ждать подхода главных сил своей армии, чтобы собрать их в кулак и перегруппироваться, перед тем как принудить противника к крупной битве. Но, всегда умея тонко ощутить закон своевременности, он распознал момент, когда его войска получили внезапное преимущество. Ведя наблюдение с близлежащего горного кряжа, Ли увидел, что отряды федералов-северян разбиты и отступают. У сил конфедератов появилась возможность захватить Кладбищенский холм, который защищали только немно­гочисленные резервы пехоты и артиллерии союза. Если бы его войска смогли занять и взять под свой контроль «ту стратегическую позицию, рассуждал Ли, то стали бы контролировать всю округу. Это было бы ключом к побе­де южан-конфедератов в данной битве и, возможно, по­ложило бы конец войне в целом.