Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
28
Добавлен:
08.02.2016
Размер:
1.74 Mб
Скачать

Закон мощного порыва

Порыв — вот лучший друг лидера

Каждый лидер сталкивается с необходимостью вно­сить изменения в деятельность своей организации. Клю­чом здесь является импульс к движению вперед — то, что я называю «мощным порывом». Точно так же, как всякому моряку известно, что невозможно управлять суд­ном, которое не движется, сильные лидеры понимают, что для того, чтобы изменять направление, сначала нуж­но начать двигаться— в этом как раз и состоит закон мощного порыва.

Несколько лет назад я видел кинофильм «Встань и идол аи». Возможно, вы тоже его смотрели. Это взятая из реальной жизни история об учителе Хайме Эскаланте, который работал в Гарфилдской средней школе восточ­ного округа Лос-Анджелеса в Калифорнии. Внимание здесь концентрируется на преподавательских способностях Эскаланте, но в реальности происходившие собы­тия фактически представляют собой иллюстрацию закона мощного порыва.

Учить детей, мотивировать их и выступать для них в качестве лидера — это было у него в крови. Хайме Эскаланте начал заниматься этим в юности, когда жил в Боливии. Он начал обучать соседских малышей, когда сам еще учился в начальной школе, а должность препо­давателя физики занял прежде, чем закончил колледж и получил первую ученую степень. Эскаланте быстро приобрел известность в городе как самый лучший учи­тель. В возрасте тридцати с небольшим лет Хайме вме­сте с семьей эмигрировал в Соединенные Штаты. Не­сколько лет он проработал в ресторане, а затем попал в электронную фирму «Russell Electronics». Хотя его ожи­дала блестящая карьера в этой компании, он решил вер­нуться в школу и сдал экзамены на получение второй ученой степени бакалавра, чтобы получить право на преподавание в Соединенных Штатах. Эскаланте горел страстным желанием изменить жизнь окружавших его людей.

В возрасте сорока трех лет он начал преподавать ин­форматику в Гарфилдской средней школе. Но когда в первый день занятий он явился в Гарфилд, то обнаружил, что никаких средств для приобретения компьютеров не было и в помине. А поскольку у нового преподавателя ученая степень была по математике, ему предложили стать учителем общей математики. Разочарованный, Эс­каланте отправился на поиски первого класса, где ему предстояло провести урок, надеясь, что мечта об измене­нии жизни окружающих, которую он лелеял, не ускольз­нет от него.

Борьба с отливной волной негативного порыва

Оказалось, что смена предмета с компьютерной гра­мотности на математику была самой ничтожной из про­блем, вставших перед Эскаланте. В школе, которая вы­глядела такой тихой и безмятежной во время собеседова­ний, проходивших на летних каникулах, теперь царил настоящий хаос. Такого понятия, как дисциплина, про­сто не существовало. Драки, похоже, вспыхивали ежеминутно. Везде валялся мусор, а сомнительные надписи на стенах были более чем обыденны. Ученики — и даже посторонние ребята, которые жили по соседству, — це­лый день напролет бродили по школьному городку. Эс­каланте обнаружил, что чересчур либеральный директор школы, Алекс Авилес, фактически поощрял деятельность разных подростковых банд на территории городка. Ави­лес решил, что члены подобных банд нуждаются в том, чтобы легализовать их и предоставить более широкие возможности отождествлять себя со школой. В результа­те он потворствовал тому, чтобы восемнадцать различ­ных ученических банд разместили в разных пунктах школьного городка свои placas (таблички с символом банды), которые должны были служить ориентиром для сборищ. В общем, учителям все это представлялось сплошным кошмаром, который не мог бы присниться им в самом страшном сне. Каким же невероятным образом Эскаланте собирался нести миру и окружающим переме­ны в этих условиях?

Чуть ли не ежедневно он думал об увольнении. Но страстное желание учить подростков и преданность стрем­лению улучшить жизнь школьников не позволяли этому прирожденному педагогу сдаться. Но в то же самое вре­мя Эскаланте прекрасно понимал что если школа не из­менится, то учащиеся обречены. Все они быстро скользили назад, к краю пропасти, и крайне нуждались в чем-то таком, что двинуло бы их вперед.

Прорыв произошел в результате того, что поначалу казалось крупным регрессом и даже провалом: админи­страторы школьного округа узнали, что Гарфилду угро­жает опасность вообще потерять аккредитацию, после чего они сняли с директорской должности мистера Ави­леса и заменили его лучшим лидером — Полом Поссемато. Тот немедленно занялся очисткой школы в прямом и переносном смысле, воспрепятствовал деятельности банд и выгнал посторонних из школьного городка. Хотя опыт работы нового директора в учебных заведениях насчитывал только два года, он спас Гарфилдскую школу от утра­ты аккредитации и остановил негативный порыв, кото­рый она испытывала.