Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
28
Добавлен:
08.02.2016
Размер:
1.74 Mб
Скачать

Лучшие лидеры ведут вперед и реагируют на происходящее

Это произошло, когда мы жили в Сан-Диего, и сразу три человека конкурировали за место разыгрывающего полузащитника, выходящего в стартовом составе тамошней футбольной команды «Chargers». Тим спросил, кто, но моему мнению, займет эту ключевую позицию, и я без секунды колебания сказал:

— Стэн Хамфрис.

— В самом деле? — переспросил Тим. — А я вот не думаю, что у него имеются хоть какие-нибудь шансы. Этот парень вовсе не так уж велик, да и говорят, что он не слишком этично ведет себя в тренажерном зале. К тому же он даже с виду не напоминает разыгрывающего.

— Это не имеет значения, — сказал я. — Он просто лучше в качестве лидера. Понаблюдайте, как Стэн дей­ствует на поле, и вы увидите, что он обладает способно­стью читать почти любую ситуацию, выбирать правиль­ный вариант игры и успешно доводить его до конца, невзирая на трудности. Именно он и получит это место в составе.

И Стэн действительно получил указанное место. Он оказался настолько хорош, что смог в 1995 году довести довольно слабую команду Сан-Диего до суперкубка.

В футболе все профессиональные разыгрывающие име­ют хорошие физические данные. Но не они являются определяющими в профессиональном спорте. Тем, что делает одного человека третьим по очереди на скамейке запасных, а другого приводит в Зал славы, является ин­туиция. Великим дано видеть то, чего не замечают ос­тальные, вносить в свое поведение перемены и двигаться вперед прежде, чем другие вообще поймут, что произош­ло какое-то значимое событие.

Информированная интуиция

Несколько лет назад я узнал о том, каким образом учат думать разыгрывающих полузащитников, когда тре­нер Ларри Смит пригласил меня посетить университет Южной Калифорнии. Он попросил, чтобы незадолго до Важной встречи я выступил перед футбольной командой «Троянцы». Во время пребывания там мне также дове­лось посетить их класс наступательных акций. На обыч­ных школьных досках, висевших на каждой стене, тренеры набрасывали любую мыслимую ситуацию, с которой их команда могла столкнуться по ходу матча, — в зависимости от соотношения числа спортсменов на дан­ном участке поля, от наличия свободных коридоров и от размещения относительно кромок поля. И для каждой такой ситуации тренеры, основываясь на своем много­летнем опыте и интуитивном понимании игры, намеча­ли конкретную схему действий и комбинацию, предна­значенную для достижения успеха. В совокупности эти комбинации образовывали собой общий подход к игре и ту призму, через которую должны были смотреть на си­туацию и на свои действия их подопечные, чтобы побе­дить. От трех разыгрывающих полузащитников коман­ды требовалось запомнить каждую из указанных комби­наций. Вечером перед матчем я наблюдал, как молниенос­но тренеры рисовали этим трем молодым людям на дос­ке одну ситуацию за другой, тут же требуя от них опреде­лить правильный вариант действий.

После того как они закончили занятия, я заметил, что координатор наступательных действий направился к походной раскладушке, стоявшей в этом же классе, и спро­сил его:

— Разве вы не собираетесь поехать домой и немного поспать?

— Нет, — сказал он. — В пятницу я всегда провожу ночь здесь, чтобы удостовериться, что сам знаю все заду­манные комбинации наизусть.

— Ага, но ведь они все у вас записаны, — сказал я. — Почему бы вам просто не воспользоваться этой бу­магой?

— Не могу полагаться на это, — ответил он, — вре­мени не хватает. Видите ли, едва колено игрока, владею­щего мячом, коснется земли, я сразу должен знать, ка­кую комбинацию разыгрывать после этого. И у меня не остается ни мгновения на принятие решения о том, что

Его работа и состояла в том, чтобы мгновенно пустить в ход интуицию всей тренерской бригады.