
Бегство от близости
.pdf
Часть I
БЕГСТВО ОТ БЛИЗОСТИ


Глава 1
КОНТРЗАВИСИМОСТЬ: ДРУГАЯ СТОРОНА СОЗАВИСИМОСТИ
Но он же человек, и с ним происходит что-то ужасное! Стало быть, надо уделить внимание.
Нельзя допустить, чтобы его бросили в могилу, как старую собаку.
Такому человеку, в конечном итоге, надо уделить внимание.
АРТУР МИЛЛЕР
В предыдущей книге «Освобождение из ловушки созависимости» мы определили, что причина возникновения созависимости заключается в неудачном завершении процесса привязанности — одного из самых важных процессов развития в раннем детстве. Мы объяснили, как завершить этот процесс и избавиться от проблем созависимости.
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Созависимые привычки определить довольно легко, гораздо легче, чем контрзависимые. Основные признаки созависимости просматриваются в примерах, подобных приведенным ниже:

34 Дженей Б. Уайнхолд и Берри К. Уайнхолд. Бегство от близости
чувство тревоги и неуверенности по неизвестной причине;
постоянное беспокойство по поводу того, что другие люди вас отвергнут;
ощущение того, что вы оказались в ловушке жестоких отношений;
недоверие к себе и к собственным решениям;
проявление заботы о других вместо заботы о себе;
стремление угодить другим людям;
ничтожно малое количество либо полное отсутствие личных границ;
незнание того, что вы хотите, или того, что вам надо;
исполнение роли жертвы или мученика.
Вотличиеотлюдей, которымсвойственночто-тоизвыше сказанного, другой человек, затерявшийся где-то в офисном здании, работающий до позднего вечера, возможно, не в состоянииопределитьсвоиконтрзависимыепривычки, поскольку они не так очевидны, хотя и так же вредны. Возможно, люди, проявляющие черты контрзависимости, имеют те же самые неудовлетворенные потребности в близости и интимности, как и люди с созависимостью, но эти их потребности скрыты — не только от других, но и от них самих, так как контрзависимые люди с осуждением относятся к тем, кто в чем-тонуждается. Контрзависимыелюдирасполагаютоправданием, подобным своим мыслям: когда-то в прошлом, когда они проявляли свою слабость и уязвимость, кто-то высмеял их или отверг — именно по этой причине.
Как вы можете различить, имеет ли взрослый человек контрзависимые привычки? Когда вы просмотрите приведенный ниже список с характерными признаками, вы, вероятно, признаете, что некоторые из них напоминают вам

Часть I. Бегство от близости |
35 |
скорее о двухлетнем, чем о взрослом человеке. Это не удивительно, потому что люди, социальные и эмоциональные потребности которых остались неудовлетворенными в первые три года жизни, переносят их на последующие периоды. Потом эти потребности всплывают во взрослых отношениях и препятствуют близости. Это является главной причиной контрзависимых моделей поведения у взрослых людей. Когда люди не удовлетворяют свои развивающие потребности в детском возрасте, они начинают замечать, что лишь «играют во взрослых».
Известно ли вам, что...
Развивающие потребности, неудовлетворенные в детстве, приходится тащить за собой как дополнительный багаж?
Эти потребности продолжают требовать внимания, вызывая конфликты, которые препятствуют близости во взрослых отношениях.
Контрзависимые привычки помогают вам справиться с наличием неудовлетворенных потребностей. Но вы не являетесь при этом плохими или больными. Вы всегда делаете все от вас зависящее, чтобы удовлетворить эти потребности в ваших нынешних отношениях.
Признаки контрзависимости
Когда вы будете читать этот список признаков, обратите внимание на то, сколько из них вы признаете у себя. Первый шаг впонимании своихконтрзависимых привычек как попытокудовлетворитьнасущныепотребностивразвитиисостоит в том, чтобы определить для себя компенсирующие модели поведения. Итак, честно ответьте себе, вы:
с трудом сближаетесь с людьми?
струдомсохраняетеблизостьвинтимныхотношениях?

36 Дженей Б. Уайнхолд и Берри К. Уайнхолд. Бегство от близости
имеете привычку считать людей плохими или порочными, когда вы их оставляете, или они оставляют вас?
испытываете трудности в переживании каких-либо чувств, кроме справедливого гнева или досады?
боитесь, что люди вас контролируют?
имеете привычку говорить «нет» новым идеям, предложенным другими?
оказываете противодействие людям, которые пытаются, как вам кажется, чересчур сблизиться с вами, или сразу же расстаетесь с ними?
ощущаете тревогу в близких, интимных отношениях?
постоянно боитесь допустить ошибку?
пытаетесьбытьбезупречнымиждететогожеотдругих?
воздерживаетесь от того, чтобы просить помощи, даже когда она вам нужна?
имеете непреодолимую потребность быть правым?
имеете толстые прослойки из мышц или жира на плечах, груди или животе, которые создают для вас своего рода телесную броню?
опасаетесь быть загруженным потребностями других людей?
боитесь, что другие люди отвернутся от вас, если вы проявите свои слабости или страхи?
легко теряете интерес и вынуждены искать что-либо захватывающее?
предъявляете высокие требования ксебе иликдругим?
склонны считать людей во всем хорошими или во всем плохими, в зависимости от того, как они к вам относятся?
работаете сверхурочно в течение недели и, кроме того, ходите на работу по выходным?

Часть I. Бегство от близости |
37 |
слишкомзагруженысвоимиувлечениями, развлекательными мероприятиями или другими делами?
с трудом можете расслабиться или сидеть без дела?
испытываете трудности со свободой действий или организацией вашего времени?
ощущаете вспышки гнева, когда что-то идет не так, как вам хочется?
подвергаете себя неоправданному риску в спорте или в делах, втайне надеясь, что они сделают вас богатым и знаменитым?
считаете, что имеете право на то, чтобы другие относились к вам по-особенному?
Подобно людям с созависимыми привычками, людям с контрзависимостью также кажется, чтоонинемогутдостичь целостности без посторонней помощи. Однако они пытаются скрыть этот факт от остальных и внешне могут выглядеть так, как будто им никто не нужен. Для того чтобы создать подобную иллюзию, им часто приходится тратить огромное количество энергии на введение в заблуждение самих себя и других относительно объема своих потребностей.
Нередко они осуществляют это посредством чересчур активной деятельности, которая может быть оценена и вознаграждена другими (работа, увлечения, развлечения, спорт, общественная деятельность — все то, что обеспечивает им занятость (или видимость занятости) и позволяет производить хорошее впечатление). Таким способом они — на са- мом-то деле — прячутся от самих себя, в надежде, что им не придется испытывать внутренние переживания, связанные с возможностью быть отвергнутыми, брошенными, оскорбленными или подавленными теми людьми, с которыми

38 Дженей Б. Уайнхолд и Берри К. Уайнхолд. Бегство от близости
они были близки в детстве. В число этих людей могут входить их родители или те, кто имел отношение к их воспитанию, например учителя, старшие братья и сестры или ровесники.
Причины контрзависимого поведения взрослых людей
Существуеттройкасвязанныхсразвитиемосновныхпричин, способствующихконтрзависимомуповедениювзрослых людей. Вот эти причины.
1.Отсутствие у человека достаточной привязанности к своим родителям в первый год жизни.
2.Неспособность родителей помочь своему ребенку в течение второго и третьего года жизни стать эмоционально независимым.
3.Перенесение человеком травм, связанных с развитием, полученных в результате различных изощренных форм насилия и/или пренебрежения.
По нашим данным только один или два процента взрослых людей успешно завершили стадии привязанности и отделения, являющиеся важнейшими развивающимипроцессами в раннем детском возрасте. В результате незавершенные процессы развития постоянно проявляются во взрослых отношениях, препятствуя близости между людьми [1].
Контрзависимые привычки указывают на то, что вы не полностью завершили свое психологическое и эмоциональное отделение от родителей в раннем детстве.

Часть I. Бегство от близости |
39 |
При наличии надлежащей родительской и общественной поддержки, а также руководства вы должны были завершить свое психологическое рождение примерно к трем годам. Завершению этого важного этапа развития часто препятствует наличие изощренных форм эмоционального, физического и/ или сексуального воздействия, а также травмы, связанные с развитием, полученные в первые три года жизни. Подчеркиваем еще раз: любые формы травм и жестокое обращение в раннемдетстведелаютлюдейневосприимчивымикжестокости. Во время наших выступлений по теме контрзависимости мыобычнопросимслушателейподнятьруки, еслионилично стали свидетелями жестокости или непристойного обращения, атакжееслионисамистановилисьжертвамижестокости илинепристойногообращения. Вбольшинствеслучаев, около третиаудиторииподнимает руки. Однаконадосказать, чтоне бытьсвидетелемжестокостиилигрубости— означаетникогда не смотреть телевизионных передач и фильмов, содержащих сцены насилия, и никогда не наблюдать за кем-то в семье, на рабочем месте, на дороге, в школе или во дворе, кто проявляет жестокость или насилие. Маловероятно, что хоть один человек защищен от этого! Почему же тогда остальная часть аудитории не поднимает руки, когда мы задаем этот вопрос?
Возможно, они научились отключаться в такие моменты, чтобы справиться со своими воспоминаниями о душевных травмах и жестоком обращении. Кроме того, они могли постоянно находиться в состоянии повышенной бдительности, чтобы их не захлестнули воспоминания о прошлых травмах и насилии. Когда люди непрерывно испытывают состояние повышенной бдительности, у них в крови бурлят гормоны адреналина, что вызывает у них агрессивность, стремление к бегствуилиступор. Особенноэтоподтверждается, когдаимеющийся конфликт в отношениях хотя бы слегка напоминает

40 Дженей Б. Уайнхолд и Берри К. Уайнхолд. Бегство от близости
имопрежнихнезажившихдушевныхтравмахилионасилии. Эти классические стрессовые реакции на адреналин закреплены у нас в мозгу, чтобы помочь нам справиться с ситуациями, которые мы воспринимаем как опасные. Нам даже не надо о них думать, мы просто реагируем. Незажившие травмы, связанные с развитием, могут стать главной предпосылкой, объясняющей, почему население Соединенных Штатов располагает собственностью в двести семьдесят миллионов единиц оружия. Люди не чувствуют себя в безопасности [2].
Нарядусострахомстолкнутьсясвоспоминаниямиотравмах, часто возникает сопутствующее явление, способствующее тому, что травмы притягивают и завораживают людей. Естественный процесс обучения человека основан на повторении действий, пока урок не будет усвоен или травма не получит исцеления. Фрейд называл это вынужденным повторением. Нас привлекает то, чего мы боимся. Таким способом мы можем избавиться от травмы. Вот почему многие люди с удовольствием смотрят сцены жестокости в кино и испытывают удовольствие от смертельного страха. В то время как внешнелюдимогутпроявлятьпристрастиекжестокости, они по-прежнему пытаются понять и исцелить свои травмы, полученные в раннем детстве. Когда маленькие дети, не завершившие свое психологическое рождение, наблюдают сцены жестокости дома или по телевизору, они воспринимают их как нечто происходящее непосредственно с ними [3].
Роль родительского пренебрежения и отречения
В книге «Высокая степень риска: дети без совести» Кена Меджида и Кэрол Маккелви говорится, что подвергавшиеся жестокому обращению и пренебрежению дети, если до