Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Бегство от близости

.pdf
Скачиваний:
6804
Добавлен:
07.02.2016
Размер:
4.89 Mб
Скачать

Часть I. Бегство от близости

141

в понимание этих недостатков развития у взрослых. Мы живем в обществе, которое сообща достигло контрзависимого этапа развития. Это означает, что ваши контрзависимые модели поведения не являются неправильными или плохими, а отражают ту обстановку, в которой вы живете. Исходя из структуры наших социальных и культурных учреждений, вы практически не имели возможности вырасти свободным от каких-либо контрзависимых привычек. Поэтому мы рассматриваем общество и культуру как часть проблемы, и вместе с тем — как часть решения. Понимание того, что контрзависимые привычки являются как индивидуальной, так и социаль- но-культурнойпроблемой, может избавить васотнегативных чувств по поводу их наличия.

Формируйте взгляд на жизнь вне созависимых и контр-

зависимых проблем. Это является необходимой и часто неучтенной составной частью процесса освобождения от неправильных способов поведения. Вы не сможете избавиться от ограничений, обусловленных созависимыми или контрзависимыми проблемами, до тех пор, пока не сформируете взгляд на то, какой могла бы быть ваша жизнь без них.

Выполнитепредложенныевэтойкнигеупражненияпись-

менно. Это поможет вам использовать в вашей жизни основные принципы, предложенные нами в этой книге. Мы настоятельно советуем вам найти время и письменно проделать упражнения, которые мы предлагаем. Это — эффективная возможность для более глубокого понимания каждым своих контрзависимых привычек (мы объясним вам, как именно эти привычки влияют на вашу жизнь). Практические задания, представленные в этой книге, мы широко используем

142 Дженей Б. Уайнхолд и Берри К. Уайнхолд. Бегство от близости

на своих семинарах, в нашей терапевтической практике и в работе склиентами. Онипомогутвам освободиться отваших контрзависимых привычек.

УПРАЖНЕНИЕ НА ВОСПРИЯТИЕ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАШИХ ВНУТРЕННИХ ТРАВМ

Когда мы вступаем в отношения, каждый из возможных партнеров надеется сформировать чувство первичного доверия. Это подразумевает создание ограниченного восприятия друг друга по принципу «все хорошо». Каждый может считатьдругогомилым, любящим, способнымудовлетворитьего потребности. Такойвзглядподобенблаженному райскомусостоянию, испытываемому ребенком в самом раннем детстве. Потом в какой-то момент что-то происходит, и рай заканчивается, заставляя одного из партнеров пережить ощущение предательства, грубости, отречения.

В более поздние детские годы и даже во взрослом возрасте мы продолжаем пытаться воссоздать первичное доверие в наших близких отношениях как способ удовлетворения нашей (неудовлетворенной в свое время) потребности в привязанности. Однако всякий раз, когда мы делаем это, наше чистое, детское доверие обычно разрушается предательством — после того как наш партнер по отношениям терпит неудачу в исполнении роли безупречного родителя. Предательство может стать полезным жизненным опытом в период роста, если вы научитесь видеть в нем нечто положительное [7]. Оно также может быть полезным в определении элементов драмы на основе травмы. Как?

Часть I. Бегство от близости

143

1.Начнитессоставлениясписканаиболеесущественных травм или предательств, которые вы пережили в своей жизни. Это могут быть моменты, когда вас предавали другие, а также те случаи, когда предателем были вы сами. Вы можете составить список в хронологическом порядке, начиная с событий последнего времени, углубляясь в пласты прожитых летвобратномпорядке, возвращаясь, такимобразом, назад, к своим самым ранним детским воспоминаниям о предательстве. Дляописания каждой травмы используйтекороткие фразы в несколько предложений.

Затем расположите их в хронологическом порядке, начиная с самого раннего случая предательства.

2.Теперь просмотрите свой список, задавая себе нижеприведенные вопросы и записывая ответы на них.

Что общего между этими травмами?

Каковамоярольвкаждойтравмеилипредательстве?

Какими обстоятельствами были вызваны все эти предательства?

Какие чувства я испытывал при каждом предательстве или травме?

Какиеубеждения, ценности, установкииожиданияя сформировал о себе и о мире в результате этих предательств или травм?

Как моя самая ранняя травма отразилась на каждой последующей?

Какие драмы разыгрываются в моей жизни вновь и вновь?

Что не было завершено в контексте каждой травмы или предательства?

Что мне надо сделать, чтобы завершить каждое из этих переживаний?

144 Дженей Б. Уайнхолд и Берри К. Уайнхолд. Бегство от близости

3.Теперьнапишитенебольшойрассказнатему«История моей жизни», в котором кратко изложите весь список своих травм — в виде мифа или сказки. Пусть ваша история отражает отношения, которые вы видите между своими ранними травмами и вашей жизненной драмой.

4.Посмотрите на историю вашей жизненной драмы и оцените, какие проблемы остались незавершенными. Исследуйте каждый негативный случай или предательство, чтобы понять, что необходимо сделать, чтобы оставить это в прошлом. Напишите вторую историю под названием «Новая история моей жизни», в которой отразите, что произошло бы, если бы вы избавились от ваших жизненных травм и излечились от их последствий.

5.Затем создайте для себя аналогичные переживания, чтобы испытать их во время лечения в группе поддержки или в надежных отношениях. Они позволят вам фактически проделать завершающую работу, необходимую для окончания цикла предательств. В конце десятой главы этой книги предлагается упражнение на завершение; оно поможет вам выполнить это задание.

Основные выводы

Новое исследование помогает нам лучше понять, что на самом деле требуется детям от взрослых для того, чтобы правильно и полностью развиваться. Поэтому нужно грамотно использовать эту информацию.

Воспитывая своих детей, вы, скорее всего, столкнетесь с воспоминаниями о своих личных детских душевных ранах. Будьте готовы к этому!

Любая травма, связанная с развитием, которая не была выявлена и излечена, будет мешать близости в ваших взрослых отношениях. Неосознанные соглашения, заключенные в детстве, могут разрушить близость во взрослых отношениях.

Часть I. Бегство от близости

145

Сознание жертвы, основанное на развитии драматического треугольника, может разрушить ваши взрослые отношения. Поэтапный процесс раскрытия вашего Истинного «Я» — возможен, что подтверждается многочисленными практическими проверками. Следовательно, ваша цель — достижима.

Глава 4

МОДЕЛЬ БОЛЕЗНИ ДЛЯ ОТНОШЕНИЙ

В каждом поколении должен быть свой безумец,

который будет высказывать истину так, как он ее видит.

БОРИС ПАСТЕРНАК

Мы проводили в Калифорнии семинар по улаживанию конфликтов, когда обнаружили: многие участники семинара не состояли в первичных отношениях. Мы сообщили об этом группе, и несколько человек сказали, что их предупреждали: дескать, не создавайте отношений — вы пагубно пристрастны к сексу и любви. Эти люди рассказали, что, как только у них возникало стремление к созданию отношений, они сразу обращались за поддержкой в свою группу двенадцати шагов, предусмотренную для таких, как они, — зависимых от секса и любви, чтобы противостоять своему стремлению. Такой взгляд на отношения обеспокоил нас, поскольку мы считали, что отношения не являются чем-то, чего надо избегать, а наоборот, их можно назвать основными средствами, благодаря которым и с помощью которых понимающие люди могут избавиться от любых созависимых и контрзависимых привычек.

Часть I. Бегство от близости

147

АМЕРИКАНСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МЕДИКОВ

Признание болезнью любого навязчивого состояния, связанного с пристрастием к еде, алкоголю, сексу, отношениям, а также к действиям типа азартных игр, курения, работы или шоппинга, вполне типично для современной Америки. Дорогостоящие лечебные программы местечкового уровня, существующие исключительно с целью извлечения выгоды из модели болезни, с успехом убеждают людей в том, что все (или почти все) зависимости или навязчивые состояния — болезни. И это — несмотря на то, что научных данных, поддерживающих эту идею, ничтожно мало. И даже более того — серьезных научных доказательств того, что участие в подобных лечебных программах ведет к выздоровлению, почти не существует.

Национальный совет по проблемам алкоголизма утверждает: вы не можете излечиться от такой «болезни», как алкоголизм или алкогольная зависимость; вы всегда будете вынуждены считать себя алкоголиком. Анонимные Алкоголики (АА) тожеподдерживаютэтораспространенноеутверждение, которое изначально было предложено для того, чтобы препятствовать моральному осуждению алкоголиков или пьющих людей, которые подвергались лечению, посредством воздержания от употребления алкоголя.

Ихотясуществуетнесколькоисследований, связывающих алкоголь с генетикой, на самом деле эти выводы очень разнородны и противоречивы. Ясно только одно: есть люди, которые не могут метаболизировать сахар в алкоголе и по этой причинедолжныотнего(алкоголя) полностьюотказаться. Такие люди склонны к аллергии на сахар, а не на сам алкоголь.

148 Дженей Б. Уайнхолд и Берри К. Уайнхолд. Бегство от близости

ДжорджВейлант, врачиярыйсторонникАА, утверждает, что «алкоголизм, строго говоря, не является болезнью — [но] объявление алкоголизма болезнью... служит, с одной стороны, для того, чтобы убедить алкоголика признать свой алкоголизм, и, с другой, — чтобы предоставить ему своеобразныйбилетнадоступвсистемумедицинскогообслуживания». В то же время Вейлант сделал вывод о том, что «в конечном итоге, она[концепцияболезни] являетсянеэффективной» [1].

Вейлант также провел крупнейшее сравнительное исследование того, как влияет на людей, ранее злоупотреблявших алкоголем, поддержка АА и ее отсутствие при длительном воздержании от алкоголя. Он выяснил, что восемьдесят один проценттех, ктобросилпитьсамостоятельно, продолжалвоздерживаться от алкоголя и спустя десять лет, в то время как среди людей, регулярно посещавших встречи общества АА, только тридцать два процента оставались трезвенниками через те же десять лет [2].

Популярность концепции болезни по отношению к алкоголизму возросла благодаря обществу АА и Национальному совету по алкоголизму. Алкоголизм был объявлен Американской медицинской ассоциацией болезнью в 1956 году, и, несмотря на это, научных данных, подтверждающих подобное заявление, почти не существует до сих пор. Как уже говорилось, основатели общества АА использовали слово «болезнь» метафорически, имея в виду то, что, по их мнению, алкоголь имеет сходство с болезнью. Конечно, эта концепция была в то время полезной в связи с широко распространенным осуждением людей, зависимых от алкоголя. Однако Американская медицинская ассоциация увидела, насколько полезной и выгодной может быть эта концепция, если опустить метафорический смысл термина и включить алкоголизм

Часть I. Бегство от близости

149

в свои диагностические категории. Это мнение оказалось таким авторитетным, что к 1987 году (согласно исследованиям института Гэллапа) почти девяносто процентов американцев уверились в том, что алкоголизм — это болезнь.

Помимотого, чтомодельболезнипомогалавсебольшему

ибольшемуколичествумедиковобогащаться, онакардинально изменила систему страхования. Поскольку созависимость

иконтрзависимость были признаны психическими заболеваниями, практикующие врачи получили возможность взымать платежи за лечение созависимости и контрзависимости со стороны третьих лиц, то есть со страховых компаний. В период с 1978 по 1984 год количество платных лечебных центров на местах увеличилось на тридцать пять процентов, а их базисная нагрузка возросла в четыре раза [3]!

Обычные программы лечения в стационаре, максимальный срок которых рассчитан на двадцать восемь дней (двадцать восемь дней — максимальная длительность оплачиваемого большинством страховых компаний стационарного лечения), обходятся страховым компаниям в США в сумму от двадцати до сорока тысяч долларов.

Кромеэтого, значительнаячастьрекламыбылапостроена на страхах людей, вызванных «откровением» о том, что необнаруженная вовремя болезнь, в конечном итоге, приведет к смерти либо самого человека, либо члена его семьи, если тот вовремя не обратится за срочной медицинской помощью.

Такаянеумеренностьоказывалазначительноевоздействие на модель регулируемого медицинского обеспечения психического здоровья, которая ограничивала лечение психических заболеваний и существенно сокращала ответственность страховых компаний припокрытии расходов наподдержание психическогоздоровья. Какужеотмечалось, сейчасполитика

150 Дженей Б. Уайнхолд и Берри К. Уайнхолд. Бегство от близости

большинства страховых компаний по сдерживанию стоимости ограничивает количество дней пребывания в стационаре; кроме того, ограничивается и количество посещений при амбулаторномлечении. Ксожалению, применяемыйкраткосрочный подход, связанный с политикой страховых компаний по сдерживанию стоимости, заменил общение врача и пациента на выписывание лекарств.

Посколькуалкоголизмполучилширокоераспространение какболезнь, такжесталиотноситьсяиксоалкоголизму(называемомусейчассозависимостью). Соалкоголизмбылпризнан заболеванием, которое человек приобретал, вырастая в семье алкоголиков. Объявлениеалкоголизмаисоалкоголизмаболезнямипривелоктому, чтодругиенавязчивыесостояния, такие как секс, азартные игры, переедание, беспокойства, курение, шоппинг, ярость, религиозные убеждения и поддерживание отношений, основанных на насилии, тоже стали считаться болезнями. Единственнымнавязчивымсостоянием, которому удалось пока избежать ярлыка с обозначением «болезнь», является навязчивая тяга к работе (трудоголизм). Исходя из существующегомедицинскогоподхода, почтилюбоепроявление неумеренностиинавязчивости, котороеможетнепосредственно навредить человеку или другим связанным с ним людям, определяется как зависимость, которая (и сейчас с наибольшим размахом) затем автоматически признается болезнью.

ЧТО ТАКОЕ ЗАВИСИМОСТЬ?

Очень трудно решить, что можно отнести к зависимости. Основной вывод такой, что какие-то специалисты от медицины принимают решение: эта группа людей является «не-