Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Бегство от близости

.pdf
Скачиваний:
6804
Добавлен:
07.02.2016
Размер:
4.89 Mб
Скачать

Часть II. Пути к близости

231

Можно вместе составить список целей, чтобы осуществить их в течение этого времени.

Можно согласиться при необходимости изменить что-нибудь в себе или в своем поведении.

Можно взять на себя обязательства по освоению новых навыков общения, которые помогут вам сделать эти отношения действенными.

Можно каждую неделю уделять достаточно времени для работы над вашими отношениями. Это важно: если вы не будете этого делать, это само по себе не произойдет.

Можно периодически оценивать положение дел и при необходимости вносить изменения.

Можно быть честным со своим партнером по поводу того, кто вы есть на самом деле и какие у вас потребности.

Можно согласиться улаживать конфликты, не прибегая к демонстрации силы, угрозам или манипулированию.

Нельзя ожидать, что все произойдет само по себе без всякого планирования.

Нельзя ожидать, что с самого начала все пойдет гладко. Будьте терпеливы и учитесь работать над вашими отношениями сообща.

Нельзя сделать сразу слишком много. Устанавливайте поддающиеся контролю цели.

Нельзя одной ногой быть за дверью. Перекройте выходы, согласившись сохранить отношения в течение согласованного периода времени, и не сбивайтесь с курса, если возникнет конфликт.

Посколькупричинойсозависимыхиконтрзависимыхмоделейповеденияявляютсянарушениявотношениях, тоиустранятьэтинарушениялучшевсеговнутриотношений. Выможете создать различные формы доверительных, сознательных и взаимодействующихотношений, вобстановкекоторыхможно начатьпроцессисцеления(отношениясдрузьями, сделовыми партнерами, между родителями и детьми, между супругами).

Людям с контрзависимыми моделями поведения необходимо научиться быть уязвимыми и рисковать. Вместо того

232 Дженей Б. Уайнхолд и Берри К. Уайнхолд. Бегство от близости

чтобы продолжать охранять доступ к своим проблемам и потребностям, они должны научиться просить других о помощи, быть менее эгоцентричными и развивать чувство сострадания к другим. Работа в обстановке партнерских отношений — прекрасная возможность для того, чтобы научить друг друга создавать и поддерживать близость.

НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ БЛИЗКИХ ОТНОШЕНИЙ

Для развития близости требуется, чтобы люди с контрзависимыми привычками освоили важные навыки общения. Выявление способности к близким отношениям у каждого человека происходит по-своему. Обучение близости может занять много времени и потребовать значительных усилий, так как зачастую этот процесс подразумевает переход от эгоцентризма к обращению внимания на других. Такие меры, как безопасное выражение старых или подавленных переживаний, могут потребовать интенсивной работы, учитывающей сильную потребность контрзависимых людей в защите и безопасности. Ниже приводятся шесть важных навыков, которым мы обучаем наших клиентов и студентов, имеющих проблемы с контрзависимыми привычками. Мы тщательно исследуем каждый из этих навыков в отдельных главах.

Обучение сопереживанию

Сопереживание— этоспособностьвосприниматьмиртак же, как его воспринимает другой человек, и интересоваться тем, что он думает или чувствует и как живет. Сопережива-

Часть II. Пути к близости

233

ние — это желание узнать других с позиции сострадания и заботы. Этосущественнаяпеременадлячеловекасконтрзависимыми проблемами, который до этого мог собирать информацию о людях только для того, чтобы удовлетворить свою потребностьсудить, контролировать, подчинятьизащищаться.

Преждечемлюдисконтрзависимымипроблемамисмогут развить в себе сопереживание, они должны понять, почему раньше они не имели этого навыка. Им мешали быть чуткими определенные условия в их родительской семье. Ключевые задачи в обучении сопереживанию заключаются в том, чтобы ослабить контроль, отказаться от подчинения и перестать заниматься самопожертвованием.

Установка границ

Ослабление границ — важная часть процесса изменения для людей с контрзависимыми проблемами. В детстве они, вероятно, испытали грубое воздействие на их физическую, ментальную, эмоциональную и духовную сущность, заставившее их соорудить защитные стены. Самая большая проблема людей с контрзависимыми привычками состоит в том, что они имеют слишком много границ или стен. Их потребность в защите в детском возрасте заставила их установить этиграницы, чтобыоградитьсебяотпосягательств. Врезультате они научились не обращать внимания на то, что говорят другие. Люди с контрзависимыми привычками часто имеют массивные прослойки мышц или жира, которые обеспечивают своего рода телесную защиту и препятствуют близкому общению. Кроме того, они могут пытаться контролировать ситуацию, указывая другим людям, что им чувствовать, а что — нет.

234 Дженей Б. Уайнхолд и Берри К. Уайнхолд. Бегство от близости

Вторая проблема контрзависимых людей, связанная с установкой границ, заключается в пересечении границ других людей. Их агрессивная тактика «Я достану их прежде, чем они достанут меня» на самом деле является замаскированным защитным механизмом, который хорошо работает в деловом мире, но не действует на уровне близких отношений. Агрессивное поведение в близких отношениях приводит к конфликтам и увековечивает конфронтацию между полами. Задача состоит в том, чтобы создать достаточную защиту, не прибегая к чрезмерной обороне, и грубо не нарушать границы других.

Навыки по восстановлению проекций

Когда люди видят отрицательные качества в других, но не замечают тех же самых качеств у себя, они создают проекцию. Для контрзависимых людей проекция является серьезной проблемой, так как они часто не подозревают о своих неудовлетворенных созависимых потребностях. Они отчетливо могут видеть такие же потребности у других и часто резко осуждают этих «нуждающихся» людей. Типичная контрзависимая игра называется «Зал суда», в которой каждый попадает под следствие. В этой межличностной игре контрзависимый игрок направляет других «в суд», судит их и признает виновными, поскольку ни один из них не может удовлетворить свои потребности. Эта игра является прекрасной защитой от близости, так как она обращает внимание на недостатки других и позволяет человеку с контрзависимыми проблемами хорошо выглядеть в глазах других — по сравнению с внутренним миром. Кроме того, она помогает такому

Часть II. Пути к близости

235

человеку сохранять дистанцию, иметь преимущество перед остальными, контролировать ситуацию и чувствовать себя в безопасности.

Навыки правильного воспитания

Люди, состоящие в доверительных, сознательных отношениях, могут договориться помогать друг другу в осуществлении своих неудовлетворенных потребностей и создавать необходимую основу для формирования близости. Установлениеотношенийнатакомглубокомуровне, накоторомлюди рассказывают о старых душевных ранах, боли, грубом обращении, отреченииипоследствиях неправильноговоспитания в семье, может создавать связи такие же близкие, как сексуальное общение. Заключая соглашения о взаимодействии, позволяющие им, в конечном итоге, удовлетворить свои неудовлетворенные потребности, люди могут преобразовать болезненную и противоречивую связь в близкие и заботливые отношения.

Навыки решения конфликтов

Близость обязывает людей иметь навыки в решении конфликтов между потребностями и желаниями, а также между ценностями и убеждениями. Некоторые конфликты, включая глубокие душевные раны, могут возобновляться и стать трудно устранимыми. Для решения этого многообразия конфликтов очень важно, чтобы партнеры овладели навыками воздействия на все три вида. Отличным источником информации на эту тему является наша книга «Решение конфлик-

тов с помощью сотрудничества».

236 Дженей Б. Уайнхолд и Берри К. Уайнхолд. Бегство от близости

Навыки сексуального общения

Спальня — ещеодноместо, где людисконтрзависимыми проблемами испытывают трудности с истинной близостью, так как здесь партнерам как никогда требуется эмоциональная близость и искренние отношения. Это может вынудить людей с контрзависимыми проблемами скрыться за своей защитной стеной. Поскольку их не научили заботиться или приниматьзаботу, имтрудновыйтизапределы механизма занятия любовью и перейти на более глубокие уровни близкого общения. В результате они находят способы избегать сексуальной близости, загружая себя делами, постоянно меняя сексуальных партнеров или убеждая своих партнеров в том, что они непривлекательны и несексуальны.

Вступая на путь, ведущий к свободе и целостности, люди обнаруживают, что возврата к старым способам быть не может. Иногда, в моменты отчаяния, уныния и депрессии появляется желание сдаться. В такие моменты некая духовная сила, исходящая изнутри человеческой души, часто подталкивает людей вперед, побуждая их принять более разумные способы мышления, восприятия и поведения.

ПРИМЕР ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Линда приехала в Колорадо на две недели, чтобы пройти снамиинтенсивныйкурспсихотерапиипослепятнадцатилет использованиядругихразличныхвидовлеченияипослетого, какчутьменеегоданазадонапосещаланашсеминар, который мы проводили в ее родном городе. На этом семинаре Линда испытала прорыв, побудивший ее продолжить работу с нами.

Часть II. Пути к близости

237

Случай Линды оказался наиболее причудливым из тех, с которыми нам приходилось работать.

Старший ребенок очень богатых родителей, она росла в обстановке, которая со стороны казалась вполне нормальной и даже идеальной. Однако ее родители были самыми проблемными людьми из тех, о которых мы слышали. В результате у Линды развилось много контрзависимых привычек. Ее мать полностью соответствовала прототипу созависимого человека: безвольная, в высшей степени пассивная и всецело подчиненная своему мужу-тирану. Он имел классические признаки контрзависимости: самовлюбленный, субъективный, во всем стремящийся к совершенству и очень требовательный. Линда сравнивала свое детство с концлагерем.

Вначалеработыснеймыпосвятилинесколькочасовтому, чтобы помочь женщине восстановить по кусочкам ее драму, основаннуюнатравме. Мыисследовалидинамикуотношений

ееродителей, ее рольвсохранении равновесия вотношениях между родителями, неосознанное психологическое соглашение, котороеонанегласнозаключиласкаждымизних, ценности, убеждения, предположения и ожидания, использованные ею для анализа жизненных событий, повторяющиеся модели в ее списке предательств и изначальную травму, связанную с развитием, повлиявшую на сценарий ее жизни.

Всвязи с тем, что в детстве она пережила в высшей степени неправильное обращение, мы понимали, что ее внутренняя травма должна была быть очень серьезной. Вместе с Линдой мы исследовали обстоятельства ее рождения.

Она знала, что ее мать находилась под наркозом в бессознательном состоянии, и что в какой-то момент родов возникли трудности, подвергшие риску жизнь Линды. Принимавший роды врач, извлекавший ее при помощи щипцов,

238 Дженей Б. Уайнхолд и Берри К. Уайнхолд. Бегство от близости

вытянул Линду за правую руку. Она также предполагала, что врач держал ее вниз головой и шлепал по ягодицам, чтобы она начала дышать.

На основе этой информации мы смогли вместе с Линдой начать собирать по кусочкам ее жизненную драму, основанную на травме.

Процесс рождения стал для Линды ее жизненной метафорой. Ее мать продолжала играть такую же пассивную, бессознательную роль, которую она исполняла при рождении Линды, «отгораживаясь», когда Линде кто-то доставлял страдания. Ее отец, юрист по профессии, брал на себя роль грубого врача. Совместными усилиями родители воссоздавали травму, полученную Линдой при рождении. По словам Линды, она всегда воспринимала свое детство так, словно ее жизнь постоянно находилась в опасности.

ВглубинеихшикарногодомародителиподвергалиЛинду изощренным психологическим и духовным истязаниям, используя игру «Зал суда». Линда находилась под неусыпным контролем, подобно заключенному. При малейшем нарушении правил (имеющихся в большом количестве) она представала перед родителями. Каждый раз они такими словами объясняли Линде сущность и серьезность ее проступка, что она начинала чувствовать себя преступницей. Ее отец, исполнявший роль обвинителя, излагал материалы дела против нее. Зачастую он призывал мать свидетельствовать против дочери. Линда предстояла перед судьей (снова в лице ее отца), который всегда объявлял ее виновной. Затем она получала свой «приговор». Когда она была маленькой, ей обычно назначалась порка, а в более старшем возрасте это, главным образом, были унижение, стыд, позор, дискредитирование и ругательства.

Часть II. Пути к близости

239

Однажды в возрасте трех лет Линда сильно испугалась посреди ночи, побежала в спальню родителей и разбудила отца. Он так рассердился, что отволок ее вниз, к ванной комнате, поставил перед открытой дверью туалета, спустил с нее штаны и отшлепал по голой попке. Гневное изгнание ее, не до конца проснувшейся, к ванной, вид и запах открытого туалета и унижение от нахождения в полуголом состоянии, когда отец ее шлепал, вселили в нее такой страх, что это происшествие оставило в ее психике неизгладимый шрам.

Травма, полученнаяприрождении, иподобныеейтравмы, связанные с процессом развития в раннем детстве, создали основу ее жизни: «Меня постоянно осуждают за мою жизнь». Эта мысль проходила основной линией через все отношения ирабочиеситуацииидажепроявиласьприобщениисхорошо известнымврачом, скоторымонасоветоваласьпоповодупсихиатрическоголечения. ЗамногиегодыЛиндасобралаогромноедосье, заполненноестарымиписьмами, журнальнымистатьями, газетнымивырезкамиидругимиматериалами, которые онаиспользоваладлятого, чтобыдокументальноподтвердить пережитый вдетстве террор. Полагая, чтомыбудем осуждать ее, онасобираласьвоспользоватьсяэтимдосьекакисточником поддержки«версиизащиты». Еслибывовремянашихсеансов она испытала страх, то извлекла бы свои вырезки или другие накопленные источники информации для того, чтобы снова и снова доказывать нам — и себе — свою невиновность.

Момент, когдаонасмоглаясноувидетьсвоювнутреннюю травму, связанную с развитием, и наложенные друг на друга жизненные переживания, стал для Линды просветляющим. Казалось, что, когда она впервые увидела цельную картину своей жизни, сквозь нее прошла вспышка озарения. Это привело ее в состояние полной ясности.

240 Дженей Б. Уайнхолд и Берри К. Уайнхолд. Бегство от близости

Когда мы обсуждали характеристики драмы Линды, основанной на связанной с развитием травме, мы предположили, что Линда могла прирасти к своей драме, привязавшись к ней, как дети часто привязываются к кукле или одеялу, когда онииспытываютнедостатокраннеговоспитания. Этопредположение поразило Линду, и мы заметили, как она внутренне переменилась, подумав о такой возможности. Мы предположили, что это могло быть для Линды своеобразным механизмомвыживания, когдаонабыламаленькой, посколькубольше не было ничего надежного, к чему она могла бы привязаться. В настоящее время у нее были люди, с которыми было безопасно вступать в связь, и она могла бы начать удовлетворять свои потребности. Мы вместе с Линдой исследовали ее старую реальность, основанную на мысли «Меня постоянно осуждают за мою жизнь», чтобы посмотреть, насколько она до сих пор соответствует действительности.

Она признала, что уже не ребенок и не живет больше рядом с родителями, и что на самом деле ее жизни больше ничто не угрожает.

Одно только произнесение вслух этой истины, когда мы сиделивместе, освободилоеетелоотнекоторогонапряжения.

Затем мыпроделаливместе сней, шагзашагом, упражнение «Завершение процесса противостояния с вашими родителями», предназначенноедлятого, чтобыпомочьклиентампонятьизавершитьвсенезаконченныеделасихродителями. (см. упражнениепоформированиюнавыковвконцедесятойглавы).

К тому времени, когда двухнедельный курс терапии подошел к концу, мы заметили во внешности и в поведении Линды значительные изменения. Она казалась более веселой, нежной и спокойной. Она излучала невероятную энергию любви. Кроме того, она стала мягко говорить и действо-