Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Проблемы межд-ого труд-ого обмена (Каменский).doc
Скачиваний:
84
Добавлен:
28.10.2013
Размер:
2.39 Mб
Скачать

Практические рекомендации

1. Федеральной Миграционной Службе РФ выйти в Правительство Российской Федерации с концепцией компенсирования экономических потерь России при приеме беженцев и вынужденных переселенцев.

2. Провести научно-практическую конференцию по проблемам компенсирования потерь от миграций в Россию для формирования российского и мирового общественного мнения.

3. Продолжить работу по компенсационным расчетам на базе предложенной концепции по всему периоду массовой миграции в России параллельно с проведением первого этапа переговоров со странами СНГ и Балтии.

4. Поставить вопрос перед международными организациями, оказывающими помощь странам СНГ и Балтии, о переводе части помощи этим странам на компенсирование ряда статей по нашей концепции.

Заключение

Все страны мира в различной степени втянуты в международную трудовую миграцию. Основная проблема, которая стоит перед государствами мира, — как обеспечить свое участие в международном трудовом обмене. Степень участия стран мира в международном трудовом обмене различна и зависит от основных экономических параметров их развития в современных условиях. Участие России в этом мировом процессе неизбежно. Введение типов миграционной политики показало, что страны мира ведут политику, обусловленную их положением в мировых миграционных потоках. Исключение составляет лишь небольшая группа стран с небольшой международной миграцией, но декларирующих “запретительную политику”, сюда входит и Российская Федерация с 1991 года, единственная из стран СНГ. Как правило, это страны, не имеющие научно обоснованной политики в области международной миграции. Так, у стран–экспортеров рабочей силы доля экономически активного населения в целом ниже, чем у стран–импортеров, что служит признаком того, что экономическая ситуация способствует созданию рабочих мест. В то же время, если в экономически активное население стран–экспортеров включить их население, находящееся за рубежом, то уровень экономически активного населения у стран-экспортеров повышается, подтягиваясь к уровню стран–импортеров, а у последних, за вычетом заемных трудовых ресурсов, понижается. Причем обе группы стремятся к гармоничному уровню 35–40%, который можно считать демографически обоснованным.

В самой группе основных мировых государств–экспортеров рабочей силы происходят определенные сдвиги, меняющие наши устойчивые представления о том, что экспорт рабочей силы — удел только слаборазвитых стран. Напротив, крупнейшие экспортеры — это среднеразвитые развивающиеся страны, а также промышленно развитые страны мира, которые поставляют рабочую силу в более промышленно развитые страны. Таким образом, эффективность участия в экспорте рабочей силы привлекательна для любого государства, независимо от уровня его развития.

Миграция рабочей силы всегда была неотъемлемой частью интеграции. Межгосударственные отношения характеризуются тенденцией к сближению национальных рынков рабочей силы, все большей прозрачностью границ, усилиями по взаимодействию в области иммиграционного контроля. Особенно характерно это для стран с высоким уровнем экономического развития, прежде всего, Северной Америки и Западной Европы. Определенное стремление к обобщению рынков рабочей силы складывается и у стран СНГ, причем по инициативе Российской Федерации.

Приведенная в работе типология государственной политики стран мира в области международных миграций показала, что в целом в миграционной политике превалирует либеральный подход, характеризующийся невмешательством правительственных органов в большую часть миграционного процесса. В то же время сложившийся международный правовой механизм регулирования миграции рабочей силы, в основном разработанный Международной организацией труда, строится на базе защиты интересов трудящихся–мигрантов. Механизм же обеспечения эффективного участия в международном трудовом обмене государств–экспортеров и импортеров или фирм-экспортеров и импортеров рабочей силы в настоящее время разработан значительно слабее и нуждается в дальнейшем развитии. Отчасти это вызвано колебаниями в осмыслении роли миграций в мировой общественной мысли.

Ключевую роль сыграла в деле международного регулирования миграций Каирская конференция 1994 года, где был принят документ “Программа Действий”, проголосованный правительственными делегациями более 150 стран мира и впервые в мировой практике признавший, что международная трудовая миграция есть положительное явление, отвечающее интересам как стран–экспортеров, так и стран–импортеров рабочей силы. Российская делегация участвовала в конференции, однако в национальном докладе РФ представила роль международной трудовой миграции для России без четкой позиции, что характеризовало фактическое отсутствие государственной позиции Российской Федерации в области международной миграции.

Российская Федерация — одна из очень немногих стран мира, входящих в “запрещающую группу” стран, официально декларирующих изоляцию от международных миграционных потоков. Это вызвано тем, что у Российской Федерации не разработана научно обоснованная государственная политика в области международных миграций с учетом мирового опыта эффективного участия в международном трудовом обмене.

Предложенный нами анализ занятости иностранной рабочей силы в наиболее крупных странах-импортерах показал, что ее использование эффективно и, как правило, более выгодно, чем национальной рабочей силы, особенно в трудоемких отраслях и регионах хозяйственного освоения. Большинство стран–импортеров рабочей силы сознательно стимулируют приток дополнительных трудовых ресурсов, но осуществляет это по–разному — посредством либо стимулирования приезда самых наиболее ценных иностранных специалистов, либо стимулирования работодателей в эффективном использовании иностранной рабочей силы для развития экономики страны. Интересно отметить, что анализ влияния использования иностранной рабочей силы на безработицу в странах и даже регионах стран выявил то, что иностранная рабочая сила не только не усиливает безработицу ни в одной из стран – крупных импортеров рабочей силы, но и имеет признаки наметившейся тенденции к ее уменьшению. Аналогичная ситуация наблюдается и в России. Это объясняется приведенным в исследовании теоретическим положением о множественности рынков рабочей силы и тем, что иностранная рабочая сила служит необходимым фактором расширенного воспроизводства при ограниченности трудовых ресурсов.

Особенно важным фактором стали мигрантские кадры (иностранных работников, беженцев и вынужденных переселенцев) в России во второй половине 90-х годов при начавшейся депопуляции (абсолютного уменьшения постоянного населения страны). Вместе с тем, если регулирование иностранной рабочей силы, привлекаемой в РФ, практически гарантирует ей рабочие места, то численность беженцев и вынужденных переселенцев из стран СНГ и Прибалтики зависит от всплесков национализма и гражданских конфликтов в постсоветских государствах и характеризуется скорее экономическими потерями как для федерального, так и для региональных бюджетов России, а также социальными и экономическими потерями самих мигрантов.

Одним из важнейших элементов внешнеэкономических расчетов является неоднократно поднимавшаяся на мировом уровне проблема компенсационных расчетов за рабочую силу между странами – участницами международного трудового обмена.

В Российской Федерации в силу ее положения среди стран, принимающих людей из республик СНГ и стран Прибалтики, возникает возможность предъявления внешнеэкономических претензий по экономическим потерям как России, так и самих мигрантов к странам их происхождения. Разработанная нами методика компенсирования позволяет упростить и ускорить эти расчеты и получить в дальнейшем право на получение существенных доходов в государственный бюджет, либо присоединить эти суммы к внешнеэкономическому долгу этих стран России.

Проблему может решить компенсирование мигрантских потерь России со стороны государств “выталкивания”. Нами предложена методика расчета подобного компенсирования, в целом одобренная в 27 из 30 неблагополучных в миграционном отношении регионов РФ.

Доходы от участия в международной трудовой миграции складываются, прежде всего, из поступлений в платежные балансы от экспорта рабочей силы в виде частных трудовых переводов мигрантов. Эти поступления, проанализированные за последние 30 лет по всем странам мира, показали, что их суммы сравнимы в ряде стран крупных экспортеров рабочей силы с поступлениями от товарного и невидимого экспорта. Расчет мигрантских переводов по нашей методике, выявляющей их реальное влияние на экономику стран-экспортеров рабочей силы, показал существенный экономический вклад экспорта рабочей силы в их развитие. Важным элементом экспорта рабочей силы являются посреднические фирмы по зарубежному трудоустройству, распространенные в большинстве стран мира, но особенно в развивающихся странах, обеспечивающие как саму систему эффективного экспорта, так и получающие определенный доход от своей деятельности. Российские посредники по зарубежному трудоустройству только начали формироваться и пока не имеют успехов на мировом рынке рабочей силы из-за нехватки опыта и отсутствия государственной поддержки. В целом, видимо, их деятельность в отсутствии экспортного стимулирования не является и не может стать эффективной в ближайшее время.

Российская Федерация лишь приступила к участию в международном миграционном процессе. Российское участие в международном трудовом обмене минимально и не соответствует возможностям нашей экономики или хотя бы даже численности трудовых ресурсов.

Россия начала получать, по оценкам МВФ, существенные доходы от частных мигрантских переводов, но, по-видимому, эти доходы не носят нетрудового характера.

Таким образом, Россия находится в стороне от расширяющихся международных миграционных потоков и не использует все более явные преимущества международного трудового обмена, хотя имеет для этого все возможности и, на наш взгляд, все большую необходимость.

В то же время особенностью миграционной ситуации в наше стране является то, что в силу распада СССР Россия оказалась вовлеченной в мощный круговорот миграций на постсоветском пространстве и, в силу специфики сложившейся ситуации, стала принимающей стороной и, по оценкам, останется таковой на обозримую перспективу. Глубокий анализ экономических причин международного притока людей в РФ позволяет нам дать не имеющую аналогов концепцию по внешнеэкономическому регулированию на базе компенсирования расходов и потерь России от этих миграций, рассчитанных по оригинальной методике.

Изучение самих этих проблем международной трудовой миграции, эффективного участия различных стран мира в международном трудовом обмене, а также первых шагов РФ по участию в мировом рынке иностранной рабочей силы дало нам возможность сделать выводы о том, каким образом Россия может выйти на мировой рынок труда для получения всех выгод и преимуществ от этого внедрения для национального социально–экономического развития. Основные выводы, касающиеся участия России в международном трудовом обмене, следующие:

  • Россия не смогла пока выйти на международный рынок труда в качестве экспортера.

  • Государственная миграционная политика России в настоящее время не может считаться научно обоснованной и носит запретительный характер, ограничивающий и экспорт, и импорт рабочей силы.

  • Механизм контроля за привлечением и использованием иностранной рабочей силы в РФ находится в первой стадии становления и позволяет в большей степени контролировать привлечение, чем использование.

  • Выборочный анализ наиболее крупных использователей рабочей силы показал, что наиболее эффективно используется иностранная рабочая сила из стран Содружества, а менее эффективно — из Турции и других афро–азиатских стран дальнего зарубежья. Наши обследования показали, что большая часть наиболее крупных фирм, использующих наибольшие контингенты иностранной рабочей силы, избегают давать информацию об ее использовании.

  • Сложность контроля за эффективностью использования иностранной рабочей силы вызывается тем, что в период строительства объектов на условиях подряда функция управления переходит почти полностью от российского заказчика к иностранному подрядчику, что, по сути, нарушает идею законодательства об использовании иностранной рабочей силы в РФ.

В то же время эффективность использования иностранной рабочей силы снижается в РФ от того, что она не подпадает полностью под российское налогообложение из–за усилий, специально предпринимаемых иностранными работодателями–подрядчиком и из–за неполноценного внешнеэкономического регулирования, что сказывается в отсутствии и скоординированности действий контролирующих органов.

Отдельный анализ картины миграционных потоков из ближнего зарубежья в России позволил выявить следующие основные тенденции:

  1. При депопуляции населения в России мигранты являются единственным резервом трудовых ресурсов РФ.

  2. Мигрантское давление не оказывает прямого влияния на напряженность на рынке труда Российской Федерации и не способствует росту безработицы в России.

  3. Приток мигрантов в регионы РФ определяют в основном следующие два фактора: высокий уровень жизни и низкий уровень безработицы. При этом мигранты в большей степени тянутся к регионам с хорошими условиями и высоким уровнем жизни, чем к регионам с низкой безработицей. Нами также замечено, что низкий уровень безработицы для мигранта важнее, чем напряженность на рынке труда. В целом по экономическим районам РФ наблюдается тенденция усиления притока мигрантов в те районы, где ниже уровень безработицы, независимо от наличия вакансий.

  4. Миграция населения в Россию из стран ближнего зарубежья имеет тяготение к определенным районам: Центрально–Черноземному, Поволжскому, а также Северо–Западному. Мигранты (беженцы, вынужденные переселенцы) избегают Северных, Сибирских, Дальневосточных районов.

  5. Женская рабочая сила из ближнего зарубежья не создает особого напряжения на рынке рабочей силы регионов России.

  6. У мигрантов образованная прослойка выше, чем у безработных, и по России в целом, и по всем, без исключения, регионам. Доля лиц с высшим образованием среди мигрантов значительно превышает аналогичную среди безработных, а доля лиц с незаконченным высшим и средним специальным превышает соответственно, но незначительно.

  7. Миграционные потоки в Россию из ближнего зарубежья безусловно имеют тенденцию к нарастанию.

  8. Миграция будет давать и дальше приток в Россию образованной прослойки трудового потенциала.

  9. Для более полного и дифференцированного анализа при формировании политики занятости в РФ необходимо использовать предложенные нами новые показатели по учету миграционных потоков из ближнего зарубежья, позволяющие определить показатели общего мигрантского давления, трудовое мигрантское давление, женское (общее и трудовое) мигрантское давление — на рынок труда того или иного региона или страны в целом.

  10. Миграция из СНГ в целом не будет создавать давления на рынок труда в РФ. Мигранты будут конкурировать с безработными лишь в нескольких экономических районах Юга и Центра.

В целом исследование показало, что международный трудовой обмен — неотъемлемая и важнейшая часть международных экономических отношений, причем одна из наиболее эффективных их форм. В отличие от других форм, международный трудовой обмен является нестандартным и может быть поэтому малоизученным направлением внешнеэкономической деятельности. Регулирование международного трудового обмена в силу его специфики может оказывать влияние не только на внешнеэкономическую сферу государства, но и на его финансовую, трудовую и социальную сферы.

Особую роль международный трудовой обмен может сыграть для России, которая уже стихийно втянулась в международный миграционный водоворот.

Соседние файлы в предмете Правоведение