Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
психотерапия.doc
Скачиваний:
79
Добавлен:
08.06.2015
Размер:
1.96 Mб
Скачать

7.3. Поведенческий анализ

Поведенческие эксцессы: «жесткое самообладание», открытое болевое по­ведение, депрессивные когниции и чувство беспомощности («со мной всегда происходит самое худшее», «за что бы я ни бралась, все не получается», «кто знает, что произойдет в будущем»).

Поведенческий дефицит: социальная отгороженность, неспособность вы­разить свои чувства, неспособность расслабиться.

Поведенческие ресурсы: хорошая способность к интроспекции, высо­кий самоконтроль, указания на имеющиеся жизненные перспективы (пере­обучение).

Если говорить о компонентах, связанных с развитием, и социальных ком­понентах симптоматики (вертикальный поведенческий анализ), то необходи­мо отметить сформированный у пациентки в результате научения опыт обращения со своими чувствами и конфликтами. Особенно следует отметить спо­собность «жестко держать себя в руках», самообладание, которое было необхо­димо в детстве, чтобы справляться с «психическими травмами». Это самообла­дание было необходимо также в браке (создание фирмы), и, соответственно, было оперантно подкреплено. Представляется, что это самообладание также помогло справиться с горем, вызванным потерей мужа.

Негативные когниции (чувство беспомощности, брошенности на произвол судьбы, ненужности, чувство, что отвергнута всеми) сформировались в резуль­тате неправильного воспитания и активизировались после смерти мужа.

Предрасполагающим условием для депрессивной симптоматики была смерть мужа, для болевой симптоматики - органические изменения в результа­те несчастного случая. Неудачные попытки устроиться на работу и безработи­ца привели к усилению чувства собственной неполноценности, неконтролиру­емости (стимулов) и беспомощности.

На физиологическом уровне произошло снижение болевых порогов и по­вышение ноцицептивной чувствительности вследствие несчастного случая и комплексных терапевтических интервенций.

На когнитивном / эмоциональном уровне решающую роль в поддержании болевой симптоматики играли беспомощность, негативные когнитивные схе­мы и связанные с ними депрессивность и пассивность. Боль, депрессия и бес­помощность находятся в динамической взаимосвязи и взаимно поддерживают друг друга. Отсутствует адекватное противодействие заболеванию, а также факту смерти мужа; депрессивная отгороженность способствует болевой симптома­тике. Чувства скорби и разочарованности находят свое выражение в боли (ре­акции, когниции, эмоции, поведение). Соответственно, необходимо исходить из потери позитивных подкреплений.

Имеет значение оперантное подкрепление внешнего выражения боли (от­крытого болевого поведения) через повышенное внимание ребенка и осталь­ных членов семьи. Чрезмерное обращение внимания тесно связано с внешним выражение боли и, таким образом, ведет к его усилению (последствия).

7.4. Диагноз

Дистимическое расстройство (МКБ-10: F 34.1).

Соматоформное болевое расстройство (МКБ-10: F 46.4).

7.5. Цель терапии и план лечения

Руководствуясь желанием пациентки, было важно прежде всего учитывать болевую симптоматику, не подкрепляя при этом (через обращение внимания) болевое поведение. Поэтому с целью разрыва замкнутого круга Боль - Беспомощность - Депрессия - Боль пациентке сообщили о конкретных стратегиях преодоления боли (релаксация, воображение, отвлечение, позитивные мысли); она выучила их и перенесла в свою повседневную жизнь. Позитивное подкреп­ление (социальное подкрепление терапевта) стабилизировало новое поведе­ние. Целью являлось активное и конструктивное противодействие боли и пре­одоление беспомощности.

В процессе терапии на первый план выступило сопротивление факту смер­ти мужа и связанным с ним чувствам тоски и опустошенности. Это обнаружи­лось уже при собирании анамнеза. Через соответствующее поведение терапев­та (установление отношений переноса) была создана основа для повторного переживания чувств тоски и опустошенности. Одновременно проводилась кор­рекция депрессивных когниций, связанных с этими чувствами (в смысле «ког­нитивной терапии», по А. Беку). В рамках когнитивного переструктурирова­ния было поставлено под вопрос и изменено межличностное поведение паци­ентки. Наряду с этим корректировались когнитивные планы будущего. Осо­бенно прорабатывались новые профессиональные перспективы. В ходе роле­вой игры было улучшено непосредственное выражение собственных желаний и потребностей. В качестве позитивного подкрепления нового поведения пред­лагалась деятельность, доставляющая удовольствие.