Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
filosofia.docx
Скачиваний:
75
Добавлен:
23.02.2015
Размер:
236.94 Кб
Скачать

68. Категория «единичное», «особое», «общее»

Изучение вещей, предметов объективной действительности убеждает нас в том, что каждая вещь, явление, с одной стороны, имеет какие-то строго индивидуальные признаки, благодаря которым мы распознаем эти вещи, в другой – каждое не отдельно, индивидуальное явление имеет в себе некоторые общие признаки, характерные для многих явлений. Эти объективные признаки вещей и явлений отображается в мышлении с помощью категорий единичного и общего. Единичное – отдельный предмет, вещь, явление, событие, факт, кот характеризуется соответствующими пространственными и временными границами, соответствующей определенностью. Общее - это объективно существующее тождество между предметами, вещами, явлениями, кот свойственно многим предметам, вещам и явлениям в рамках конкретной качественной определенности. Единичное и общее единство противоположностей. Единичное существует как таковое, отдельно. Общее же не существует как таковое, отдельно. Его нельзя увидеть, попробовать, дотронуться рукой. Оно существует через единичное как его момент. Мы говорим «Иван явл человеком». Уже здесь диалектика единичного и общего. «Иван» - единичное, «Человек» - общее. Иван имеет те черты, кот свойственны всем людям. Значит, он явл носителем общего. Общее же не существует вне одиночного, отдельно. Особое не существует иначе как в той связи, кот ведет к общему. Некоторое особое явл так или иначе общим, т.к. оно объективно связано с ним. Всякое общее явл частью, элементом, стороной отдельного, поскольку оно отображает последнее не полностью, не целиком, а частично – в том, что есть тождественно предмету. Единичное, особое, по своему смыслу, проявлением больше от общего, кот явл абстрактным, Однако общее глубже раскрывает содержание, смысл вещи. Промежуточной категорией между единичным и общим явл понятие «особое», кот отображает момент противоречивого единства общего и единичного. Особое – это то, что явл общим и в отношении к единичному и единичным в отношении к общему. Отличие между общим, особым и единичным относительна. Каждый предмет, вещь, явление представляет собой единство одиночного, общего и особого в том понимании, что любая вещь, предмет, явление и тому подобное имеют в себе неповторимые, индивидуальные признаки, черты, свойства и общие для всех этих вещей, предметов и явлений. В особом преодолевается односторонность как общего, так и единичного, т.к. оно фиксирует в себе и то , и другое.

69. Философия возможности познания: оптимизм, скептицизм, агностицизм

В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира. Пример оптимистического взгляда на познание — позиция Гегеля, выраженная в словах: «У скрытой и замкнутой вначале сущности вселенной нет силы, которая могла бы противостоять дерзанию познания; она должна раскрыться перед ним, показать ему свои богатства и свои глубины и дать ему наслаждаться ими». Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания, тогда как агностики отрицают познаваемость мира.

Выделение этих трех линий представляется серьезным упрощением. Все гораздо сложнее. Ведь если агностики отрицают познаваемость мира, то это ни на чем не основанное отрицание. На многие вопросы, указываемые ими, пока действительно невозможно дать ответ. Основная проблема, которая подводит к агностицизму: предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления. Мы получаем о нем сведения лишь в том виде, какой они приобрели в результате такого преломления. Каковы же предметы на самом деле, мы не знаем и знать не можем. Получается, что мы замкнуты миром наших способов познания и не в состоянии сказать нечто достоверное о мире, как он существует сам по себе, — вот вывод, к которому неизбежно ведет логика данного рассуждения при определенных гносеологических допущениях. Однако практический вывод агностицизма на каждом шагу опровергается развитием науки, познания. Но и сегодня диапазон философских доктрин, не чуждых агностическим выводам, довольно широк — от неопозитивизма до феноменологии, экзистенциализма, прагматизма и др. Их агностицизм обусловлен не только причинами гносеологического порядка, внутренней логикой, но в определенной степени и традицией, восходящей к философии Д. Юма и И. Канта.

Одним из истоков агностицизма является гносеологический релятивизм — абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания. Сторонники релятивизма исходят из скептического принципа: все в мире скоротечно, истина — и на житейском, и даже на научном уровне — выражает наши знания о явлениях мира лишь в данный момент, и то, что вчера считалось истиной, сегодня признается заблуждением. Все наше знание как бы плавает в море неопределенности и недостоверности, оно относительно, условно, конвенционально и тем самым субъективно.

Скептическая мысль восходит отчасти к рассуждениям античных философов — Протагора, Горгия, Продика, Гиппия, Антифонта, Фразимаха, которые были предшественниками и современниками наиболее крупных мыслителей древности — Сократа и Платона (в Диалогах Платона можно найти споры с софистами).

Агностицизм, как уже говорилось, противоречит самой практике знания, т.е. его положения входят в конфликт с тем, что, например, ученым удается построить более или менее успешные теории, подтверждающиеся на опыте. На основе этих теорий инженеры строят механизмы, машины и т.п., действительно достигающие поставленные в проекте цели. Если какая-то теория со временем отвергается, то она не отвергается целиком, некоторые «кирпичи» неизбежно переносятся в новое теоретическое здание (этот процесс, конечно, сложен, и он подробнее будет обсуждаться далее в этой главе). Более того, теории, развиваемые независимо в разных областях, вдруг обнаруживают параллелизм. Практика знания есть сумма огромного числа косвенных опровержений агностицизма. Агностицизм есть гипертрофированная форма скептицизма. Скептицизм, признавая принципиальную возможность познания, выражает сомнение в достоверности знаний. Как правило, скептицизм расцветает буйным цветом в период (или в преддверии) ломки парадигм, смены ценностей, общественных систем и т.д., когда нечто, считавшееся ранее истинным, в свете новых данных науки и практики оказывается ложным, несостоятельным. Психология скептицизма такова, что он тут же начинает попирать не только изжившее себя, но заодно и все новое, нарождающееся. В основе этой психологии лежит не исследовательская жажда новаторства и вера в силу человеческого разума, а привычка к «уютным», однажды принятым на веру принципам

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]