Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 700220.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
1.37 Mб
Скачать

Тема 7. Социальный контроль и девиация

7.1. Способы социального контроля

Социальная жизнь человека регулируется нормами и правилами. Деятельность людей превратилась бы в хаос, если бы они не придерживались правил, определяющих поведение в соответствии с ситуацией. Нормы, которым мы следуем в наших действиях, придают социальному миру регулярность и предсказуемость. Общество стремится гарантировать соответствие действий своих членов базовым социальным нормам с помощью социального контроля – методов и стратегий, определяющих поведение людей в рамках общества.

Социальный контроль - это целенаправленное воздействие социальной системы (общества) на элемент (индивида) с целью достижения необходимого системного эффекта - не допущения нарушений норм, регулирования взаимоотношений между людьми, самосохранения.

Функционалисты и конфликтологи по-разному оценивают роль социального контроля. Проблема социального контроля составляет значительную часть функционализма. Функционалисты рассматривают социальный контроль, в первую очередь выражающийся в юридических актах, как неизбежное требование, без выполнения которого выживание общества невозможно. Если население откажется следовать общественным стандартам поведения, это повлечет за собой неправильное функционирование и разлад институциональных систем. По этой причине функционалисты считают хаос альтернативой эффективного социального контроля. По мнению крупнейшего представителя функционализма Т. Парсонса, функциональное воспроизводство социальной структуры обеспечивается системой верований, моралью, институтами социализации (семья, образование и т.п.). Парсонс называет многочисленные механизмы социального контроля, смысл которых – организация статусов и ролей индивидов с целью уменьшения напряженности и девиаций; институциализация (обеспечение определенности ролевых ожиданий); межличностные санкции и жесты; ритуальные действия (снятие напряженности символическим путем, укрепление господствующих культурных образцов); структуры, обеспечивающие сохранение ценностей и разграничение «нормального» и «девиантного»; структуры повторной интеграции (приведение к норме тенденций «отклонения»); институционализация системы, способной применять насилие, принуждение к девиантам. Парсонс выделяет 3 метода социального контроля по отношению к девиантам: 1) изоляция от других (например, тюрьмы); 2) обособление с частичным ограничением контактов (например, психиатрические больницы); 3) реабилитация – подготовка к возвращению к «нормальной жизни» (например, с помощью психотерапии, деятельности общественных организаций типа «анонимных алкоголиков»).

Сторонники теории конфликта утверждают, что социальный контроль осуществляется в интересах наделенных властью социальных групп в ущерб всем прочим группам в обществе, причем никакие социальные структуры не могут быть нейтральным. Составляют законы и обеспечивают их исполнение облеченные властью индивиды и социальные группы. Вследствие этого законы не являются нейтральными, но служат интересам правящих классов и выражают основные их ценности. Самые суровые санкции, как правило, налагаются на людей низших социальных классов. Происхождение конфликтологического подхода к проблеме социального контроля восходит к марксисткой традиции, согласно которой правящий класс эксплуатирует народные массы и при этом избегает возмездия за свои преступления. Трудящиеся – жертвы капиталистического угнетения – в своей борьбе за выживание вынуждены совершать поступки, которые правящий класс клеймит как преступные. Другие типы девиантного поведения – алкоголизм, злоупотребление наркотиками, насилие в семье, сексуальная распущенность и проституция – являются продуктами моральной деградации, основанной на беспринципной погоне за наживой и угнетении бедняков, женщин, представителей этнических меньшинств. Современный марксистский подход к проблеме социального контроля сформулировал американский социолог Р. Квинни, который утверждает, что «закон есть инструмент правящего класса. Криминальное право, в частности, есть средство, созданное и используемое правящим классом для сохранения существующего порядка». Закон объявляет нелегальными поступки, представляющие угрозу для привилегий и собственности властей предержащих. Так, криминальные поступки обычных людей, нарушающие права собственности (карманные кражи, кражи со взломом, грабежи и т.п.), совершаемые из необходимости выжить в условиях капиталистической социальной системы, наказываются тюремным заключением, а преступления в сфере бизнеса, совершаемые корпорациями (от установления фиксированных цен до загрязнения окружающей среды) – денежными штрафами.

Социальный контроль осуществляется через три основных процесса: социализацию, групповое давление, принуждение.

Социальный контроль через социализацию. Э. Фромм отмечал, что общество только тогда функционирует эффективно, когда «его члены достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества. Они должны желать делать то, что объективно необходимо для общества». Социализация, формируя стандарты поведения, доминирующие в обществе, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе. Как заставить человека со свободной волей подчиняться законам и нравственным нормам, ограничивающим его свободу? Только культивируя у него те чувства, желания и стремления, которые приведут к желанию упорядочить свою жизнь и подчиниться законам общества. В детском возрасте соответствие ожиданиям других людей прежде всего является продуктом внешних процессов контроля. По мере взросления поведение человека начинает все более и более управляться внутренними регуляторами. Индивид сначала адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем воспринимает их таким образом, что автоматически действует в ожидаемой манере поведения. Одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания. Значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением осуществляется именно таким путем. Степень самоконтроля неодинакова у разных людей и во многом зависит от уровня общественной сознательности, духовного развития личности.

Важнейшую функцию первичного социального контроля и моральной регламентации поведения ее членов выполняет семья. Когда ребенок социализируется в условиях счастливой, крепкой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная в себе и в окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определенным образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чем-то неудовлетворительна, то дети часто вырастают с пробелами в воспитании и с отклоняющимся поведением. Многочисленные исследования молодежной преступности показали, что около 85 % молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывалось в неблагополучных семьях. Однако также многочисленны случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья – не единственный, хотя и важнейший, институт общества, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности с социальным окружением.

В сложном, постоянно изменяющемся обществе, где нет единой и неизменной системы норм, многие нормы и культурные ценности разных субкультур противоречат друг другу. Часто родители сталкиваются с такой ситуацией, когда воспитание ребенка в семье противоречит влиянию других социальных групп и институтов. Так, родители вынуждены бороться излишней идеологизацией своих детей, влиянием коммерческого духа, уличных групп, массовой культуры и т.д., неизбежно происходят конфликты норм и ценностей.

Социальный контроль через групповое давление. Человек не может участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На его поведение накладывает отпечаток также включенность в общественную жизнь, которая выражается в том, что индивид является членом многих первичных групп (семья, дружеская компания, трудовой коллектив и т.д.). По мере того, как человек «погружается» в жизнь группы, он вырабатывает представление о себе. Регулирующее его поведение в соответствие с групповыми нормами. Делая то, что делают члены группы, он приобретает собственную идентичность и ощущение благополучия. Таким образом, групповое давление ведет к возникновению конформизма. Конформизм – это поведение, которое представляет собой следование нормам, установленным в группе или обществе, из-за принятия ценностей, лежащих в основе этих норм, из соображений целесообразности или из-за страха перед негативными санкциями. За нарушение групповых норм возможен широкий диапазон санкций (осуждений или одобрений) со стороны группы. Вариации поведения группы, возникающего в результате группового давления, можно проследить на примере производственной бригады. Если неподчинение бригадиру может повлечь для нарушителя резкие замечания со стороны рабочих, то прогулы и пьянство часто заканчиваются его бойкотом и отторжением из бригады, так как они наносят материальный ущерб каждому из членов бригады. Группе сплоченной, совершающей регулярные совместные действия легче осуществлять социальный неформальный контроль (например, в семье, на производстве), чем группе разобщенной (например, публике, толпе).

Социальный контроль через принуждение. Человек следует нормам своего общества, так как знает, что в противном случае его ожидает наказание. К людям, нарушающим правила, окружающие относится недоброжелательно, враждебно, о них злословят, их подвергают остракизму. Конформист же получает одобрение, престиж и прочие социально определенные вознаграждения. Люди весьма быстро осознают невыгодность нонконформизма и преимущества конформизма. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм. Роль механизма реализации правовых норм - законов, выполняет государство.

Санкция – это любая реакция со стороны остальных членов общества на поведение индивида или группы, цель которой – гарантировать выполнение данной социальной нормы. Санкции могут быть позитивными (поощрение за конформность) или негативными (наказание за неконформное поведение), формальными и неформальными. Большинство типов формальных санкций связано в современных обществах с системой наказаний, представленной судами и тюрьмами. Полиция также является организацией, в чьи обязанности входит привлечение преступников к суду. К формальным негативным санкциям относятся штрафы, тюремное заключение, а в некоторых странах – сметная казнь как высшая мера наказания. Формальные позитивные санкции применяются в различных сферах социальной жизни: награждение медалями за храбрость в бою, степени и дипломы, свидетельствующие об академических успехах, награды за победу в спортивных состязаниях и др.

Неформальные санкции, позитивные и негативные, составляют неотъемлемую часть всех областей социальной деятельности. Позитивные неформальные санкции могут выражаться в похвале, одобрительной улыбке, а негативные неформальные санкции обычно выражаются как выговор, демонстративное игнорирование индивида. И хотя формальные санкции более эффективны и явны, неформальные санкции имеют фундаментальное значение для создания конформности в соблюдении норм.

Как отмечает Дюркгейм, правовые нормы оказывают внешнее принуждение, в то время как следование нормам морали, религии обусловлено внутренним принуждением, которое состоит в душевных мотивах человека, в чувстве нравственного и религиозного долга, в боязни осуждения или насмешек со стороны своих наставников, друзей, ближних и т.д. Согласно положению Э. Дюркгейма, всякий раз, когда члены группы осуждают некий акт как отступление от нормы, они ярче очерчивают контуры того, что считается нормой. Их негативная реакция недвусмысленно указывает, какое поведение неприемлемо для «коллективного сознания».

Американский социолог К. Эриксон отмечает, что одной из примечательных черт, свойственных органам контроля, является демонстративный характер их деятельности. Когда-то нарушителей правопорядка наказывали на рыночной площади на виду у толпы народа. Сейчас те же результаты достигаются с помощью средств массовой информации, широко освещающих криминальные процессы и приговоры суда. Привлекая внимание к нарушителям норм, группа может укрепить себя, усилить групповую солидарность.

Однако применение репрессивных мер, лишение свободы приводит личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Именно места лишения свободы являются школами, в которых завершается формирование девиантного поведения и самосознания. Вместе с тем, именно страх наказания удерживает основную массу людей от совершения преступлений.

Социальный контроль над девиантным поведением и, прежде всего, над преступностью, как наиболее острой его формой, помимо наказания (репрессии) включает профилактику (превенцию). В систему мер по преодолению, ограничению и профилактики девиации входят:

  1. Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающие государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья. Неплохо зарекомендовали себя общественные организации по принципу «самопомощи» (группы анонимных алкоголиков, наркоманов или освобожденных из мет лишения свободы).

  2. Нравственное вознаграждение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни. Кризис духа или утрата смысла жизни – важный фактор девиантного поведения. Известный петербургский исследователь проблем девиантного поведения Я.И. Гилинский считает, что если важнейшая человеческая потребность в самоутверждении, самореализации не может быть удовлетворена в созидательной деятельности, то человек может самоутверждаться криминальным образом, либо уходить от общества через наркотики, алкоголь, самоубийство. Во многом это связано с разочарованием, сломом системы ценностей, потерей жизненной перспективы.

  3. Жесткий контроль за средствами массовой информации, проповедующими насилие, жестокость и порнографию, которые формируют криминальные установки и ущербное самосознание у молодежи. К сожалению, можно привести множество примеров признаков дурного тона, встречающихся в СМИ – в частности, систематическое транслирование в толщу народа тюремной субкультуры (клички, татуировки, жаргон, манера поведения, блатные песни и др.) с элементами романтики.

  4. Подготовка и переподготовка кадров, которые были бы способны работать с представителями «социального дна»: работников правохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов; врачей-наркологов и социальных работников – всех, кто уже сегодня работает в контактной зоне с девиантами.