Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебное пособие 700220.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.05.2022
Размер:
1.37 Mб
Скачать

5.2. Основные подходы к изучению личности

Понятие «личность» является сложным и многогранным, что объясняет наличие нескольких подходов к ее изучению. Согласно марксистскому подходу подлинно научное и философское исследова­ние природы человека становится возможным только при наличии определенных объектив­ных условий, прежде всего достижения человечеством опре­деленного уровня развития общественных отношений. "Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, а в своей действительнос­ти она есть совокупность всех общественных отношений". К моменту разработки марксистской философии, по мнению авторов, такие исторические условия уже стали реальностью.

В марксизме проблема происхождения человека становит­ся проблемой антропосоциогенеза, т.е. возникновение чело­века невозможно представить себе в отрыве от формирова­ния общества. Выделение человека из природного мира свя­зано с формированием сознания, происходящим под влияни­ем объективных факторов. "Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие лю­дей есть реальный процесс их жизни". Сознание не есть нечто данное, противопоставленное бытию, природе, оно является вторичным по отношению к бытию.

Первой предпосылкой человеческого сознания было нали­чие высокоразвитого мозга. Мозг человека, как и он сам, является, прежде всего, продуктом исторического развития природы. По мере развития трудовой деятельности человек, воздействуя на природу, изменяя, приспосабливая ее к себе, стал выделять себя из природы и осознавать свое отношение к природе и другим людям. Через посредство своего отноше­ния к другим людям человек стал все более сознательно относиться и к самому себе, и к собственной деятельности. Характерная для трудовой деятельности человека целенап­равленность, согласно марксистской концепции, составляет основное проявление сознательности человека, которая ко­ренным образом отличает его деятельность от несознательно­го, инстинктивного в своей основе поведения животных. Развитие трудовой деятельности и новые функции, которые должен был принять на себя мозг человека в связи с разви­тием труда, отразилось, в свою очередь, на его строении, а развитие мозга обусловило возможность появления новых, более сложных функций, как двигательных, так и сенсор­ных, как практических, так и познавательных.

Возникшая "параллельно" с развитием труда речь явилась важным стимулом развития человеческого сознания. Благодаря орудиям труда и речи сознание человека стало развиваться как продукт общественного труда. С одной стороны, орудия как обобществленный труд передавали в овеществленной форме накопленный человечеством опыт из поколения в поколение, а с другой — эта передача общественного опыта, его сообщение совершалось посредством речи. Для общественного труда необходимо было общественно значимое и материализованное в речи сознание.

Марксистская трудовая теория возникновения сознания содержит в себе существенные внутренние противоречия, не может дать объяснение большинству данных и фактов, полученных в современных палеоантропологических, этнографических и культурологических исследованиях.

Проблема бессознательного в марксистской концепции рассматривается как проблема наличия скрытых детерми­нант сознания, т.е. объективных, влияющих на него факто­ров, не представленных в самом сознании. Бессознательное, так же как и сознание, имеет социальную природу, его ис­токи необходимо искать в сфере материально-практической деятельности людей, которая формируется объективно, неза­висимо от их воли и сознания. Отдельный индивид не в силах преодолеть навязанные ему бессознательные (т.е. не осознаваемые им как внешние) мотивы, потребности, ценно­сти. Освобождение человека от диктата бессознательного невозможно без устранения тех социально-экономических условий, которые препятствуют свободному, полностью осоз­нанному бытию людей в обществе.

Концепция Зигмунда Фрейда (1856—1939) основывается на признании объективно существующего в человеческой психике бессознательного начала. Если в марксистской концепции бессознательное существует в рамках общественных отношений, то фрейдизм предлагает совершенно иную его трактовку. Бессознательное (или "Оно"), по Фрейду, скрыто в самой человеческой психике и имеет природное происхождение, в нем сконцентрированы все первичные биологические влечения. Они могут быть сведены к двум противоположно направленным влечениям: стремлению к жизни, связанному с сексуальным влечением, и стремлению к смерти, имеющему целью уничтожить жизнь и являющемуся необходимой и неустранимой составляющей жизни вообще. Разумное начало человеческой личности (или "Я") сталкивается с "Оно". Их взаимодействие Фрейд характеризует при помощи следующего сравнения: "По отношению к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади... Сравнение может быть продолжено. Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается только вести ее туда, куда ей хочется, так и Я превраща­ет обыкновенно волю Оно в действие, как будто бы это было его собственной волей". Противоборство этих начал неизбеж­но, поскольку бессознательное "Оно" руководствуется принципом удовольствия, а разумное "Я" — принципом реальности. Но как же тогда объяснить сам переход человека от животного состояния к существованию в рамках культуры? По мнению Фрейда, в процессе развития человеческого об­щества возникает особый способ реализации энергии бессоз­нательного начала человеческой психики — сублимация, который позволяет направить эту энергию биологических влечений в отведенное культурой "русло". Для этого необхо­димо проникновение требований, диктуемых культурой, в саму структуру человеческой психики. Так, в ней наряду с "Я" и "Оно" формируется третья составляющая — "Сверх-Я". Таким образом, собственно человеческое "Я" несвобод­но, оно зависит не только от биологических влечений, но и от норм и запретов культуры и вынуждено разрываться между этими противоположными полюсами.

Рассмотренные подходы к проблеме соотношения биоло­гического и социального в человеке являются противополож­ными лишь на первый взгляд. В основе своей они исходят из одностороннего объяснения человека, когда его сущность сводится либо к социальным отношениям, либо к бессозна­тельному началу, имеющему биологическое происхождение. Развитие философских представлений о человеке убедитель­но свидетельствует о том, что игнорирование внутренней свободы человеческой личности, стремление объяснить его природу только с помощью внешних ему обстоятельств, акцентируя внимание на действительно существенных гра­нях его бытия, не дают необходимой полноты объяснения.

Автором концепции зеркального «Я» был Чарльз Хортон Кули - один из основателей символического интеракционизма. Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Кроме простого восприятия «Я» через самого себя, мы также воспринимаем свое «Я» как бы видя его отражение в других. То есть огромную роль для индивида играет не только то, что он думает о себе сам, но и то, что думают о нем другие. Мы смотрим в представления других о нас самих, как в зеркало, и судим о самих себе по этому отражению.

Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный, при этом подобная оценка может не соответствовать реальности.

Как отражение в зеркале дает образ физического Я, так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешность дает образ социального Я. При этом существует возможность неправильного истолкования мнений, или искаженного зеркала. Мы, например, часто поддерживаем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказываются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения.

Кули подробно проанализировал развитие личности на основании концепции зеркального «Я». Уже в возрасте шести месяцев, отмечает Кули, ребенок по-разному реагирует на разных людей и по-разному организует в их присутствии собственное поведение. «Юный актер скоро научается быть разным для разных людей, показывая, что он начинает понимать, что такое личность и как она организует свою деятельность». В этом наблюдении Кули уже содержатся основы современной теории социализации, ролевой теории личности и прочих «микросоциологических» концепций, детальная разработка которых - заслуга позднейших теоретиков символического интеракционизма.

Идеи Кули развил Джордж Герберт Мид. Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция «обобщенного другого», в известной степени дополняющая и развивающая теорию зеркального Я. В соответствии с концепцией Дж. Мида «обобщенный другой» представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его «обобщенного другого», как бы смотрит на себя со стороны.

Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли — это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли (концепция социальной роли рассматривается в следующей главе). Участники детских игр принимают на себя различные роли, например, при игре в дом (ты будешь мамой, ты — папой, ты — ребенком). Исполнение роли — это действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.

Мид пишет, что особенно важную роль такой процесс играет в раннем развитии ребенка, когда именно через восприятия и реакции других людей формируются его идеи и представления о самом себе, выливающиеся затем в стабильную концепцию собственной личности.

Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая — подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания (например, девочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они, изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. Третья — заключительная стадия (в 4-5 лет и более), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров. Удачным примером или аналогом такого поведения можно считать игру в футбол, когда в ходе перемещения по полю происходит постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с партнерами каждому из игроков необходимо ставить себя на место партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или ином игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогда, когда каждый усваивает не только собственную роль, но и роли партнеров.

В ходе подобного процесса индивид, проходя последовательно все стадии вхождения в другие роли, развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других ролей, а также чувств и ценностей других в сознании личности формируется «обобщенный другой». Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимаемую роль «обобщенного другого», индивид формирует свою концепцию Я.

Стадии принятия роли другого, других, обобщенного другого — все это стадии превращения физиологического организма в рефлексивного социального индивида. Происхождение «Я», таким образом, целиком социально.