Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
НОВАЯ ПРОГРАММА КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.doc
Скачиваний:
266
Добавлен:
22.11.2019
Размер:
1.08 Mб
Скачать

Тема 10. II этап психологического консультирования. Исповедь» клиента, – субъективное изложение клиентом его жалобы (5 часов)

Психолог-консультант настоятельно просит своего клиента подробно рассказать ему о том, что очень сильно волнует клиента (беспокоит, раздражает, «напрягает»). При этом, консультанту необходимо помнить, что «в идеале», «исповедь» клиента, – это подробный, искренний, когнитивно (познавательно) детальный и эмоционально насыщенный рассказ клиента о себе и о своей действительно серьёзной проблеме (проблемах). Именно на такой конечный результат данного этапа консультирования и обязан ориентироваться (должен к этому стремиться) психолог-консультант.

Для того, чтобы получить наиболее позитивно продуктивный результат на данном этапе, психолог-консультант обязан обладать выраженным личностным качеством – эмпатией (См. Прил. № 5) и уметь профессионально проявлять (выражать для клиента) свою эмпатию.

Итак, на этапе «исповеди» клиента, психолог-консультант пользуется профессиональным приёмом эмпатического слушания. Цель эмпатического слушания заключается в таком осознании личности клиента, в таком эмоциональном принятии клиента, которое позволило бы психологу-консультанту наиболее глубоко понять («прочувствовать») всё то, о чём ему говорит клиент и всё то, что клиент по поводу всего этого чувствует.

При этом подчёркиваем то, психолог-консультант не должен принимать «близко к сердцу» все «эмоциональные излияния» своего клиента. Проясним этот вопрос.

Психолог-консультант должен, обязан, эмоционально воспринимать, анализировать и реагировать в ответ на «чувственные» (эмоционально «заряженные») параметры «исповеди» (рассказа) своего клиента. Тем не менее, психолог-консультант не обязан, не должен (именно с профессионально обоснованной точки зрения) слишком глубоко и очень эмоционально-личностно «относиться» к «исповеди» своего клиента. Это категорически не рекомендуется делать, прежде всего, из-за того, что всегда остается опасность «бессознательного» (как раз таки на «чувственном» уровне) контр-переноса со стороны психолога-консультанта. Так же, этого не рекомендуется делать из-за большого риска «эмоционального выгорания» (См. Прил. № 6).

Таким образом, психолог-консультант может и, во многом, в данный конкретный момент времени (во всё время «исповеди» клиента), профессионально обязан сопереживать (и уместным образом проявлять это внешне) клиенту в течение его «исповеди» (повествования). Наряду с этим, психолог-консультант не должен переживать вместе с клиентом, не должен сочувствовать ему всеми фибрами души (как сочувствовал бы очень близкому и родному человеку), так как это не профессионально и не входит в психотерапевтическую цель психолога. Так же, психологу-консультанту настоятельнейшим образом не рекомендуется основывать свой профессиональный психологический диагноз и прогноз лишь на своих собственных эмоциях и чувствах. Да и внешне проявлять «свои» (ответные!) чувства, психолог обязан весьма сдержанно, что вовсе не утверждает того, что психолог должен быть совсем эмоционально безучастным и невыразительным (как известно, – «всё хорошо в меру»).

Осуществляя вывод по анализу данного вопроса, ещё раз подчёркиваем следующее. Психолог-консультант должен обязательно учитывать эмоции и чувства своего клиента, но не свои собственные эмоции и чувства, возникающие у него по поводу эмоций и чувств или мыслей, или действий клиента! К тому же, эмоции и чувства, активно демонстрируемые («декларируемые») клиентом, даже тогда, когда это не игра, не актёрство, иногда могут быть ложными, не соответствующими имеющимся на самом деле истинным эмоциям и чувствам клиента (что, зачастую, может и не осознаваться самим клиентом). При всём при этом, даже ложные, в указанном контексте, эмоции и чувства клиента, в подавляющем большинстве случаев, не могут быть лживыми, так как для самого клиента они являются абсолютно реальными переживаниями, испытываемыми им в настоящий момент времени и, при этом, нередко, «мучающими» его в течение достаточно длительного периода.25

Наряду со всем прочим, на психоконсультационном этапе «исповеди», у психолога-консультанта возникает общее представление о внутренних и внешних причинах психологических и социальных проблем клиента, и появляются первые рабочие психотерапевтические гипотезы, которые затем окончательно выкристаллизовываются и проверяются психологом-консультантом. Отмечаем, что рабочие консультативные гипотезы должны быть полностью сформированы (обобщены) именно в течение этапа «исповеди» (целостный и комплексный II этап психологического консультирования).