Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
_literatura._19_vek._1_tret._prohorova..doc
Скачиваний:
62
Добавлен:
05.12.2018
Размер:
1.26 Mб
Скачать

30. Маша т 1) Творчество ф.Н. Глинки.

Уйдя в отставку «за болезнью» (1806 г.), Ф.Н. Глинка дебютировал в качестве литератора.

Литературная позиция Глинки изначально определялась стремлением к оригинальному синтезу эстетики Карамзина и оппонентов карамзинизма. С 1808 г. он публиковал стихотворения, заметки в журнале «Русский вестник» (издавался старшим братом – С.Н. Глинкой),  полемически направленном против карамзинистского «Вестника Европы», и одновременно напечатал первую свою книгу – «Письма русского офицера», в которой демонстративно апеллировал к примеру «Писем русского путешественника» Карамзина. (Так, ребятки, вспоминаем потихоньку Татаринову :))))

Современники осознавали своеобразие «синтетической» поэтики Глинки. Вначале Пушкин недоброжелательно относился к творчеству Глинки, но позднее, впрочем, Пушкин придал трактовке творчества Глинки вполне позитивный вид: «Изо всех наших поэтов Ф.Н. Глинка, может быть, самый оригинальный».

В 1810 г. Глинка издал стихотворную историческую трагедию «Вельзен, или Освобожденная Голландия». Реальные события конца XIII в. показаны здесь в предромантическом духе (условный «северный» колорит, злодейства, убийства и т.п.), однако действие лишено конкретно-исторических особенностей и преображено в обобщенный тираноборческий текст – «призыв к брани против иностранного вторжения, против Наполеона».

Годы после войны 1812 – 1814 гг. и до восстания декабристов – время наибольшего влияния Ф.Н. Глинки на русскую литературу. Он становится председателем авторитетного Вольного общества любителей российской словесности. Основное произведение Глинки этих лет – существенно дополненный (по сравнению с изданием 1808 г.) вариант «Писем русского офицера». Центральное место в «Письмах русского офицера» принадлежит теме «священной» (автор настаивал на таком определении) войны 1812 г. Глинка в качестве очевидца привел множество ценных подробностей, описал падение Смоленска, Бородино и др. битвы, дал панегирическую характеристику полководцев М.И. Кутузова, М.Б. Барклая-де-Толли. Война 1812 г. для автора – народная и освободительная. Кроме того, (взято из билета Серёжи) в «Рассуждении о необходимости иметь историю Отечественной войны 1812 года» Глинка, восхищаясь самоотверженностью и мужеством простого народа, спасшего отечество, призывает писателей прославить подвиги народных героев. Этой задаче будет отвечать слог, исполненный «важности, силы и ясности». Но он должен быть понятен «не для одних ученых, не для одних военных, но для людей всякого состояния, ибо все состояния участвовали в славе войны и в свободе Отечества.»

Поэтическое решение темы наполеоновских войн было предложено в лирическом сборнике «Подарок русскому солдату», куда вошли стихотворения о сражениях и героях. Пафос батальной лирики Глинки составляет призыв к борьбе за свободу. В стихотворениях из книги «Подарок русскому солдату» автор развивал традиции военной лирики В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова (песенная форма, исполненный сентиментального уныния протагонист) и в то же время пытался адаптировать их к пониманию «солдата», т.е. простых людей, которых считал творцами победы. Такое отношение к народу подкреплялось верой Глинки в необходимость народного просвещения и в благотворительность.

В «народной книге» «Лука да Марья», адресованной «сельским чтецам, деревенским грамотеям», Глинка изложил серьезное нравоучительное содержание (обличение пьянства, сопровождаемое сопоставлением трудолюбивых русских крестьян со спаивающими их евреями-кабатчиками) нарочитым фольклоризированным слогом (сказ, использование просторечия, поговорок). Но «Народная книга» – вопреки надеждам автора – не стала народным чтением, однако некоторые стихотворения Глинки вошли в репертуар народной песни. 

Стихотворения Глинки, опубликованные в «Полярной звезде» (журнал, с которым он сотрудничал. Он также сотрудничал с «Военным журналом» и журналом Вольного общества любителей российской словесности – «Соревнователь просвещения и благотворительности»), принадлежали к популярным в литературе поэтическим жанрам, но, как правило, оказывались не следованием традиции, а полемикой с ней. Так, баллада «Ворожба» явно задумана как реплика на тему «Леноры» Г. Бюргера: у Глинки девушка, дерзнувшая обратиться к гаданию и тем самым нарушившая религиозный запрет, погибает, а ее жених остается жив.

Вообще Г. любил апеллировать к библейским мотивам (занимался переложением псалмов – с Семена Полоцкого начинается эта традиция). «Плач плененных иудеев»– переложение 136 псалма, опыт «священной поэзии», которая к тому времени приобретала все большее значение в творчестве Глинки. Библейский текст истолковывался как протест против всегдашней общественной несправедливости. Кроме религиозных мотивов, в творчестве г. возникают масонские мотивы. Масоны сделали достаточно много для развития просвещения. Масоны – тайная организация, делающая ставку на знание, доступное только просвещенным.

Глинка-прозаик печатал в «Полярной звезде» аллегории – поэтическую прозу, подчиненную морализаторской установке. Например, аллегория «Незнакомый знакомец» открывалась лирическим пейзажем, построенным на контрасте природной гармонии с людской суетой. Эта зарисовка функционирует как прелюдия появления демонического персонажа, наделенного романтическим обаянием, но олицетворяющего порок. В финале он чудесным образом изгоняется из общества, однако увлекает за собой неосторожного юношу.

В 1826 г. – уже в период гонений – вышли сборники Глинки «Опыты аллегорий, или Иносказательных описаний в стихах и прозе» и «Опыты священной поэзии», в которых он суммировал эксперименты, заявленные в «Полярной звезде».

Оказавшись после тюремного заключения и следствия в ссылке, Глинка продолжал печататься, и затем творческая активность не оставляла его на протяжении всей долгой жизни.

Известной писательницей и переводчицей была также жена Глинки Авдотья Павловна. Ее книга «Жизнь Пресвятой девы Богородицы» (1840) была весьма популярна среди современников и выдержала около 20-ти изданий.

В заключение скажем, что в стихотворениях Ф. Глинки отсвечивается ясная его душа. Стихи поэта благоухают нравственностью. Проза его проста, благозвучна. Литературное наследие писателя очень велико. Он сумел выпустить трехтомное итоговое собрание сочинений.