Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
_literatura._19_vek._1_tret._prohorova..doc
Скачиваний:
62
Добавлен:
05.12.2018
Размер:
1.26 Mб
Скачать

13. Лиза 1) Лирика п.А. Вяземского.

По лекциям, в интерпретации Миши:

Пётр Андреевич Вяземский – поэт мыслей. Нет единой философской идеи, но есть множество остроумных открытий. Один из тех, кто в начале цементировал круг поэтов-новаторов. Пушкинский круг писателей – наследие карамзинистов и «Арзамаса».

Критично настроен к немецкой литературе и философии. Удивительно чувствителен к новым достижениям романтизма, хотя и опирался на традицию 18 в. Один из первых, кто воспринял и пытался воплотить идеи либерализма.

«Петербург», «Негодование» - «катехизис мятежника». Конец 1810-х. Предвосхитили декабристскую поэзию. Идея конституционной монархии. «Пётр создал подданных, ты образуй граждан».

Невозможность напечататься не означает невозможность прославиться, ибо целевая аудитория вполне перекрывается рукописным самиздатом. Вяземского знали все просвещённые читатели, хотя ни одно из этих стихотворений не было напечатано.

Либерал не есть декабрист. Он не принимает насилия и тайных заговоров. Это помешало Вяземскому вступить в декабристское сообщество. Дело не в том, что он Рюрикович, а в том, что он не принимает этого способа борьбы. «Декабрист без декабря». Оппозиционность вяземского после 1825 г. сохраняется лучше пушкинской, который написал «Клеветникам России».

1828 – куплеты «Русский бог». Бог голодных, бог холодных, нищих вдоль и поперёк.

Вяземский, в отличие от декабристов и революционных демократов, не упирается в эту проблему, а мыслит шире: что происходит с российской нацией. Всеобщая российская неустроенность.

«3 века поэтов». Золотой, серебряный и железный. Вяземский допускал возможность торговать своими произведениями. Проблема взаимоотношений художника и общества.

Обращается к песенной народной лирике.

1834 – Ещё «тройка». Было положено на музыку и стало романсом («тройка мчится, тройка скачет»).

«Я пережил и многое, и многих…», «Поминки» - «поэзия старости».

Вяземский – хранитель традиций «арзамасского братства». Складываются сложные взаимоотношения с поколениями 40-х и 60-х годов.

Записные книжки Вяземского – кладезь остроумных замечаний. Многократно переиздавались и стоят дорого.

Статья Вяземского – шедевр литкритики. Высмеял всех противников романтизма.

У Вяземского связаны романтизм и народность, всё это соотносится с идеей самобытности. Потом об этом будет говорить Рылеев.

Начинает жанр историко-биографических очерков о Дмитриеве, Озерове итд.

«Часто не соглашаюсь с его мыслями, но они заставляют мыслить» (с) Пушкин.

По Соколову и не только:

Петр Андреевич Вяземский (1792 – 1878) – один из активнейших арзамасцев. Вместе с Пушкиным вышел за узкие границы арзамасской поэзии и обратился к общественно-политическим темам. Вместе с другими арзамассцами он способствовал сближению поэзии с миром конкретных человеческих переживаний, с кругом реальных бытовых явлений.

Вяземский – член «пушкинской плеяды», группы поэтов, в том или ином отношении примыкавших к Пушкину как к своему учителю, участник войны 1812 г.

С появлением в общественной и литературной жизни демократических сил он окончательно отказывается от былого свободомыслия и переходит в лагерь реакционеров => упадок творчества поэта, не сумевшего понять передовых течений русского реализма.

Зная о существовании тайного общества – не стал его участником => умеренность политических настроений => прогрессивный романтизм.

Поэзия Вяземского, направленная на воспроизведение современной жизни и современного сознания, вышла из литературной реформы Карамзина. Интерес к злободневному – не преодоление карамзинизма, а его развитие.

Политически гораздо радикальнее Вяземский был в переписке, чем в поэзии.

Ведущие жанры поэзии Вяземского – дружеские послания «арзамасского стиля», сатирические стихотворения, куплеты.

Ближе всего к гражданской лирике революционного романтизма – «Негодование» (1820), в котором Вяземский провозгласил неизбежность торжества свободы над невежеством и рабством, считая, что свобода придет как «союз между граждан и троном», как результат стремления царей «ко благу». Гражданское негодование - один из поэтических терминов декабристской поэзии – продиктовало Вяземскому сильные слова и выражения, направленные против реакционной политики самодержавия и крепостнического гнета. Поэт выражает уверенность в том, что когда-то «загорится…день торжества и казни», что свобода разорвет «рукой могущей насильства бедственный устав». Но сила этого гимна в честь свободы ослабляется идеей «союза между гражданами и троном» как гарантии свободы. Негодование было написано в традициях вольнолюбивой оды. Поэзия Вяземского не влилась в русло революционного романтизма.

В «Негодовании» Вяземский с большой силой выразил протест против бесчеловечных форм крепостного гнета, против реакционной политики царизма. Предвещая торжество свободы, Вяземский достиг в «Негодовании» (единственный, впрочем, раз) подлинно высокого гражданского пафоса:

Он загорится день, день торжества и казни,

День радостных надежд, день горестной боязни.

Раздастся песнь побед, вам, истины жрецы,

Вам, други чести и свободы!

Вам плач надгробный! вам, отступники природы!

Вам, притеснители!..

В «Негодовании» проявилась классовая ограниченность. Политические требования Вяземского, его реальная программа носили весьма умеренный характер. Так, в «Негодовании» поэт обращается к свободе:

Ты разорвешь рукой могущей

Насильства бедственный устав

И на досках судьбы грядущей

Снесешь нам книгу вечных прав, —

Союз между граждан и троном,

Вдохнешь в царей ко благу страсть;

Невинность примиришь с законом,

С любовью подданного власть.

Дневники и переписка свидетельствуют о близости поэта к декабристам. После крушения заговора Вяземский затаил ненависть к николаевскому режиму, но он остался вне тайных обществ.

После расправы над декабристами Вяземский по-прежнему продолжал с отвращением относиться к царской бюрократии, о чем свидетельствует его сатира «Русский бог» (1828), стихотворение исключительно меткое, смелое и остроумное, обыденная интонация служит целям гражданственным. В то же время он понимал, что возможности активной дворянской оппозиции исчерпаны и, как типичный либерал, пришел к выводу, что нет другого пути, как смириться перед торжествующим самодержавием.

Последним стихотворением, отразившим оппозиционные настроения Вяземского, - сатира «Русский бог» (1828), напечатанная позднее Герценом и заинтересовавшая Маркса (в его бумагах сохранился немецкий перевод стихотворения), в которой назвал русского бога – богом голодных, холодных, «нищих вдоль и поперек» и «дворовых без сапог». «Русский бог» написан в куплетной форме. «Русский бог» — резкий выпад против крепостнической системы, против невежественного и косного барства, против наемной царской бюрократии. Этот бог «некстати» покровительствует и мелким неурядицам, и большим бедам.

Бог голодных, бог холодных.

Нищих вдоль и поперек,

Бог имений недоходных,

Вот он, вот он русский бог.

............

Бог всех с анненской на шеях.

Бог дворовых без сапог,

Бар в санях при двух лакеях,

Вот он, вот он русский бог.

Вяземский – прочный приверженец индивидуалистического романтизма, сменившего «арзамасский» стиль его юности. Ему принадлежит ставшая программной трактовка романтизма как выражения в искусстве освободительных идей. Мысль как личное достояние – в этом его кредо.

Образ автора в поэзии Вяземского сугубо интеллектуален, острота интеллекта представляется свойством натуры.

Кстати: Эпиграф к первой главе «Онегина» — «И жить торопится, и чувствовать спешит» — Пушкин взял из элегии Вяземского «Первый снег», которую он высоко ценил и о которой он упоминает в пятой главе «Онегина», правда, с полемическим оттенком, противопоставляя своей «низкой природе» романтическое описание зимы у Вяземского и Баратынского.

Вяземский – автор предисловия к «Бахчисарайскому фонтану» Пушкина.