Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
_literatura._19_vek._1_tret._prohorova..doc
Скачиваний:
62
Добавлен:
05.12.2018
Размер:
1.26 Mб
Скачать

27. Ира 1) Творчество в.К. Кюхельбекера – поэта и критика (статья «о направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие»).

Кюхельбекер был личностью незаурядной. В лицее над ним потешались (Пушкин: «и кюхельбекерно, и тошно»), в зрелости его мало читали. Но вместе с тем тот же Пушкин уважал К., Рылеев называл его «прелестным человеком», разборчивый на знакомства Грибоедов увидел в нем собрата-поэта.

Становление поэта К. неотделимо от становления его политических взглядов. Взять хотя бы его «Словарь» - свод философских, моральных, политических и литературных вопросов. П. в черновиках стихотворения «19 октября 1825 года» называет его «Наш словарь» - так высоко ценили друзья мнение Кюхельбекера. В процессе создания словаря К. вступает в «Священную артель» - одно из первых преддекабристских тайных обществ (там же были Вольховский, Пущин, Дельвиг). За стихотворение «Поэты» К. грозила ссылка, но его спас Дельвиг – для поездки в Италию в качестве секретаря Д. вместо себя советует взять Кюхельбекера, который знает много языков. К. уехал в Европу с концами. Там бушевали революции, там принимались конституции, он общался с Гёте и пропагандировал русскую литературу. К. возвращается в Россию, но ему здесь не рады. Он вновь примыкает к декабристам. В день восстания он ведет себя, как герой боевика – с оружием в руках поднимает массы, пытается вести за собой гвардейских солдат, стреляет в князя Михаила Павловича… и ему одному удалось бежать с площади. Поймали его в Варшаве, дали 15 лет каторги. Каторгу заменили одиночным заключением – 10 лет. Потом ссылка. Но он выжил, продолжал писать, даже после того, как ослеп. Умер в 1846 г., дома, в окружении семьи.

Со стихами сложнее – нигде ничего не нашла, так что просто пройдусь по списку:

«Жизнь» (1820) Экзистенциальное стихотворение из 8 стихов (по-русски – строчек), в котором поэт говорит, что в юности юноша «полон пылающих дум, дерзостный в гордых мечтах», а потом приходит скука, разочарование в жизни и любви. Только дружба и остается. Но не просто дружба, а «избранных неба любимцев, чистых, высоких умов, пламенно любящих душ».

«19 октября 1837 года» «Блажен, кто пал, как юноша Ахилл…» - в расцвете лет, на пике творчества. Погиб Пушкин. Он уже встретился с Дельвигом, с Грибоедовым. А поэт стоит над могилой своих друзей «в ночи, беспомощный и хилый», над могилой их общих надежд и устремлений. Он пережил заточение, изгнание, но теперь в нем нет «святого божества», он увяз в «болоте» повседневности. Среди трупов своих друзей он и сам «труп бездушный».

Очень грустное стихотворение. Я серьёзно.

«Участь русских поэтов»

«Горька судьба поэтов всех племен; // Тяжелее всех судьба казнит Россию». Рылеева повесили. Поэтов «бросают в черную тюрьму», «морят морозом безнадежной ссылки». Некоторые болеют. Некоторые стреляются. (это К., не я, пишет). По-моему, самая интересная мысль здесь: «Или же бунт поднимает чернь глухую, // И чернь того на части разорвет». Вот так вот, ратуют поэты за свободу народа, а народ их не ценит. До старости хорошие поэты доживают редко. Такая участь.

Статья «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие»

Ломоносов, Петров, Державин, Капнист… Были в России великие поэты. Но преемников у них нет. Оду вытеснили элегия и послание. Ода – высшее проявление чувств, там героический пафос, это гимн. А что есть элегия? Размышление о себе, о своем внутреннем мире. Послание – ущербная элегия. Или сатирическая замена «Милостивой государь NN» на «чувствительный певец! Тебе определен бессмертия венец!» И всё в элегии и послании мнится, зыбко, тревожится, все мечта, призрак, нечто. Более того, они все похожи. Прочитав Жуковского, можно уже не открывать никого другого – то же самое. И всё это пришло из Германии, из Англии. Наши поэты в 17 лет – старики, которые видят только «туманную луну», которая «уныла и бледна».

Нам нужна своя поэзия, народная, которая будет вмещать в себе богатство русского языка, а не переводы с немецкого и французского, русский менталитет, а не их «туманные луны» (в пример ставится «Светлана» Жуковского и «Руслан и Людмила» Сами-знаете-кого. Боратынский и Пушкин, конечно, мне друзья, но это не мешает им быть хорошими поэтами. Читайте их.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер. Конец.