Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебно-методич. пособие СППЛ_2009.DOC
Скачиваний:
27
Добавлен:
03.11.2018
Размер:
1.75 Mб
Скачать

Тема 16. Стратегии поддержки женщин в бизнес-слое и программы профессиональной подготовки

Учебные вопросы лекции

  1. Государственная политика по вовлечению женщин в сферу управления.

  2. Подход согласованности между ролями мужчин и женщин в обществе.

  3. Подход стратегического изменения гендерных ролей.

  4. Программы «предпринимательство равных возможностей», модель равенства, модель дополнительного вклада.

Кардинальные комплексные изменения во внешних внутренних факторах, препятствующих внедрению женщин в нетрадиционные сферы, должны начинаться с анализа общей гендерной политики, проводящейся в стране.

Под государственной политикой по вовлечению женщин в сферу уп­равления понимается деятельность властных структур, направленная на равно­правное представительство мужчин и женщин в органах законодательной и ис­полнительной власти, привлечение женщин к управлению производственными и трудовыми коллективами в экономической и социальной сферах жизни об­щества.

Впервые российские женщины получили политические права в марте 1917 г., когда под давлением многотысячной манифестации питерских женщин Временным правительством был внесен пункт в положение о выборах в Учре­дительное собрание, согласно которому члены собрания избирались всеобщим, прямым, тайным и равным голосованием без различия пола. Этот шаг вперед по пути признания женщин субъектом политической жизни явился заслугой ли­берально-демократического направления женского движения.

Первоначальным этапом участия российских женщин в выборных орга­нах власти можно считать май-август 1917г., период выборов в городские и рай­онные думы. Результаты избирательной кампании показали неготовность по­литических партий и населения к признанию за женщинами права на полноценную политическую деятельность. По всем партиям количество канди­датов из числа женщин не превышало 12%, в том числе от партии большеви­ков — 10%. По итогам выборов в Центральную городскую думу Петрограда из 200 депутатов было всего 10 женщин (5%).

Второй этап государственной политики по вовлечению женщин в сферу управления охватывает 1917—1986гг. - период социалистического строительства в России. После октябрьской социалистической революции политические пра­ва женщин были закреплены в Конституции 1918г. Они стали обладать пассив­ным и активным избирательным правом, получили доступ к государственной службе. Однако социальная практика всего советского периода показала, что в сфере политики и управления высокий образовательный и профессиональный потенциал, инициативность и работоспособность женщин оказались наименее востребованными государством. До конца 30-х годов численность женщин-де­путатов местных советов была незначительной. Так, в 1922 г., несмотря на при­зывы партии, они составляли 11% депутатов городских советов и 1% депутатов сельсоветов. В 1937 г. начала внедряться неофициальная партийная разнаряд­ка на участие женщин в выборных органах власти всех уровней. Среди депута­тов Верховного Совета СССР того периода они составляли 30%, местных сове­тов — около 40%. В 1960 г. процент женщин в представительных органах власти колебался от 27 в Верховном Совете СССР до 41 в районных Советах депутатов трудящихся. Подобное процентное соотношение держалось вплоть до 1989 г.

Третий этап участия женщин в выборных органах власти начался в 1987 г., в начальный период реформ, и завершился к моменту распада СССР, образо­вания самостоятельного российского государства. Он характеризуется отменой партийной разнарядки представительства женщин в местных Советах. Это при­вело к резкому снижению доли женщин в законодательных структурах всех уровней. По итогам выборов 1989 года в Верховном совете СССР они составили 18,5%. Еще ниже был уровень представительства женщин на Всесоюзном съез­де народных депутатов.

Период российской государственности (1991—1999 годы) отличается углуб­лением гендерной асимметрии в сфере политики и управления. Характерной чер­той данного этапа является выступление общественного движения «Женщины России» в качестве самостоятельного субъекта политической жизни. Получив 8,13% голосов избирателей, движение образовало в V Государственной Думе РФ (1993-1995 гг.) фракцию, состоящую из 21 депутатки.

В ходе выборов в Государственную Думу 1995 года движение «Женщины России» не сумело набрать необходимые 5% голосов избирателей. Сказались разобщенность женского движения, жесткая конкуренция со стороны мужчин, отсутствие финансовых средств.

Опыта полноценного представительства в органах исполнительной влас­ти женщины нашей страны не имеют. Поскольку в дореволюционный период эти должности были для женщин официально запрещены, целесообразно вы­делить два этапа в осуществлении политики привлечения женщин к управле­нию государством: советский и постсоветский периоды.

В период строительства социализма в партийных документах был провоз­глашен курс на равноправное участие женщин и мужчин в управлении государ­ством. Однако женщины не назначались на высшие государственные посты, не занимали постов министров, за исключением должностей министров культуры и здравоохранения СССР. В состав Политбюро ЦК КПСС они избирались лишь трижды: Е. Фурцева, А. Бирюкова, Г. Семенова. Периодически женщины сто­яли во главе президиумов Верховных Советов отдельных союзных республик. Вместе с тем, партийные комитеты контролировали процесс участия женщин в деятельности исполнительных органов власти через привлечение их на долж­ности заместителей председателей президиумов Верховных Советов СССР, Со­ветов Министров СССР и союзных республик. Регулировался процесс предста­вительства женщин на вторых ролях в руководстве отраслевых министерств, партийных комитетов на местах.

Государственная поддержка решения проблемы адекватного представи­тельства женщин в сфере управления осуществлялась по нескольким направ­лениям: создание женщинам условий для совмещения профессиональной и се­мейной ролей (увеличение мест в дошкольных учреждениях, снижение уровня заболеваемости детей в детских учреждениях, приближение сферы бытовых ус­луг к месту работы женщин). Данные меры были направлены в основном на уве­личение доли женщин в управлении производственными коллективами всех отраслей, где их процент был также незначителен.

В период радикальных социально-экономических преобразований (1991-1999 годы) наметилась тенденция отстранения женщин от участия в управлении государством на всех уровнях. В федеральном правительстве до начала 1994 года была одна женщина-министр — Э. Памфилова. Две женщи­ны являлись советниками Президента РФ. Женщины отсутствовали в высшем управленческом аппарате. В состав правительства в 1997 году входили две женщины - министры здравоохранения и культуры. Три женщины возглавляли федеральные комитеты, имеющие ранг министерств. Однако все эти государ­ственные посты не являются ключевыми при разработке внутренней и внеш­ней политики государства. В составе правительства 1999 г. трудится одна жен­щина, В. Матвиенко, в должности вице-премьера, среди министров женщины отсутствуют. Нет их в Совете безопасности.

Нельзя утверждать, что властные структуры устранились от управления процессом продвижения женщин в сферу управления. 30 июня 1996 г. был при­нят Указ Президента РФ «О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Однако анализ показывает, что данная проблема ос­тается нерешенной на всех уровнях власти. Женщины занимают большинство должностной низшей ступени государственной службы.

В ходе предвыборной кампании 1999 г. ситуация существенно не измени­лась. Ведущие женские организации не смоги объединиться для участия в вы­борах в Государственную Думу на автономной основе. «Общественно-полити­ческое Движение Женщин России» вошло в состав избирательного блока «Отечество - Вся Россия». Движение «Женщины России» включились в пред­выборную борьбу самостоятельно. Политические партии и избирательные бло­ки, следуя сложившимся стереотипам, при составлении избирательных списков отдали мужчинам явное предпочтение.

Результаты выборов в Госдуму оказались прогнозируемыми. Женщины со­ставляют 7,6% депутатского состава.

В целом среди факторов, препятствующих адекватному представительству женщин в сферах политики и управления, целесообразно выделить:

• социокультурные стереотипы, ориентирующие женщину на семью, воспитание детей и в значительно меньшей степени на участие в политике;

• низкую степень самооценки, отсутствие в жизненной стратегии большин­ства женщин притязаний на карьеру политика или руководителя;

• кризисную ситуацию в экономике страны, падение жизненного уровня боль­шинства семей, разрушение социальной инфраструктуры;

• жесткую конкуренцию со стороны мужчин в борьбе за значимые посты во властных структурах, отсутствие у большинства женщин необходимых навыков, деловых контактов и финансовых средств для полноправного участия в этой борьбе.

В целом в 90-е годы, в условиях социальных трансформаций, идет смена парадигмы «женской» государственной политики от патерналистской модели в направлении эгалитаризма. Этому способствует ряд обстоятельств: демократи­зация политического режима, формирование гражданского общества, активная деятельность новых государственных структур, женщин-депутатов Государ­ственной Думы, ученых, инициативы женских организаций, развитие гендерных исследований в академических научных центрах и системе высшего обра­зования, использование зарубежного опыта.

Однако закрепленная в документах концепция достижения равноправия женщин и мужчин находится в ярко выраженном противоречии с социальной практикой. Экономические и политические реформы последнего десятилетия сопровождаются снижением социального статуса женщин по всем основным направлениям.

В чем причина? Однозначного ответа нет. Вероятно, сказываются условия переходного периода в развитии государства и общества. Интегрируясь в миро­вое сообщество, Российская Федерация участвует в ряде международных согла­шений, принятых по инициативе ООН и направленных на обеспечение равно­правия мужчин и женщин. Международные обязательства, взятые на себя Российской Федерацией, стимулируют законотворческую деятельность в облас­ти достижения равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин. Под­тверждением данного вывода служит тот факт, что из 12 правительственных ре­шений и Указов Президента РФ по данной проблеме 11 приняты после завершения работы IV Всемирной конференции по положению женщин.

Немаловажным фактором является и развитие гражданского общества, эле­ментом которого выступает «новое» женское движение. Многочисленные женские инициативы побуждают органы власти к действию.

Что касается финансового и ресурсного обеспечения принимаемых реше­ний, то здесь органы исполнительной власти действуют по проверенному ис­торией «остаточному принципу», поскольку относят проблему гендерного ра­венства к второстепенным вопросам внутренней государственной политики.

Схема гендерного анализа, разработанная в Гарвардской школе анализирует гендерныс отношения, роли мужчин и женщин, их потребности. В традиционных обществах в основном преобла­дает подход согласованности между ролями мужчин и женщин в обществе. Задачей таких обществ является специализация муж­чин и женщин на более эффективное исполнение традиционных гендерных ролей. При этом не принимаются во внимание лично­стные особенности и способности, не уделяется внимание конст­руктивному разрешению конфликтов интересов между мужчинами и женщинами по поводу изменения традиционного гендерного поведения, ограничивается нетрадиционный профессиональный выбор для обоих полов.

Этот подход нашел свое воплощение в программах ООН «Жен­щины в развитии» по интегрированию женщин в происходящие социальные изменения. Эти программы нацелены на помощь жен­щинам (преимущественно в развивающихся странах) в исполнении ими традиционных ролей.

Подход стратегического изменения гендерных ролей предпо­лагает создание равных возможностей для выбора собственной роли и ответственности во всех сферах как для женщин, так и для мужчин. Его реализация предполагает специальные социальные практики, предполагающие изменения во властных структурах, идеологии, социальных институтах. Необходимо анализировать достижения и недостатки, связанные с существующими гендерными ролями на трех уровнях: методологическом, институциональном и личностном. Поскольку стратегические изменения требуют серь­езных изменений во внутренних факторах, необходима выработка стратегий и ресурсов для изменения гендерных отношений. Такие программы касаются одновременной эмансипации мужчин и женщин от дискриминации и традиционных гендерных ролей.

Международный Центр торговли предложил стратегию усиления роли женщин и развивает стратегии развития женского предпри­нимательства. Для того чтобы выйти из традиционной сферы за­нятости, женщинам необходимо освоить ролевые модели динамич­ных предпринимательниц и стать агентами социальных и экономи­ческих изменений в обществе, а не быть встроенными в уже навя­занную им политику. Специальные проекты предполагают увеличение участия женщин в качестве менеджеров и предприни­мательниц в развитии торговли; обеспечивают приоритетные об­ласти в техническом обеспечении малого и среднего бизнеса, осо­бенно в сфере экспорта, а также микро- и малого предприниматель­ства для дальнейшего развития импортно-экспортных операций.

К основным стратегическим целям Международным Центром отнесены четыре:

1. Укрепление экономического потенциала и коммерческих се­тей женщин. Для этого на государственном уровне необходимо проводить политику, направленную на оказание поддержки предпринимательским организациям, неправительственным организациям, возобновляемым фондам ссудного капитала, кредитным союзам, женским группам самопомощи в целях предоставления услуг женщинам-предпринимательницам.