Добавил:
vk.com Если у вас есть претензии, касающиеся загруженных файлов - пишите в ВК vk.com/id16798969 я отредактирую или удалю файл. Опубликованные файлы сделаны мной, и некоторыми другими студентами ФФиЖ\ИФИЯМ КемГУ (за что им выражаю огромную благодарность) Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Материалы / Законы СМИ - 2017 / Комментарии, литература / Кн.Гражданское информационное право (Толстой В_С_) ( Издатель.rtf
Скачиваний:
147
Добавлен:
08.05.2018
Размер:
1.19 Mб
Скачать

§ 5.3. Понятие субъективного права собственности

на информацию

Адекватным средством правового регулирования монополии субъекта на информацию является признание его права собственности.

На языке права монополия означает возможность субъекта обладать и удерживать объект в своем ведении, использовать его по своему усмотрению в своих интересах или интересах других лиц, а также определять его юридическую судьбу. Разумеется, монополия на информационный объект осуществляется в пределах действующих нормативных правовых актов. Собственник информации не вправе использовать ее в ущерб интересам других субъектов и тем более для совершения правонарушений.

Собственник информации имеет более широкие возможности господства над объектом, который он сам произвел. Если же он приобрел информацию от другого субъекта, исключительные возможности собственника ограничены тем, что информация известна отчуждателю, а значит, и у него имеется возможность ее использовать независимо от нового собственника (приобретателя), пусть даже против воли последнего.

Субъективное право собственности на информацию можно определить как возможность субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться своим информационным объектом. Ввиду особенностей информации как атрибута материи право собственности на нее отличается от права собственности на вещь. Отличие выражается в том, что данный информационный объект, будучи в собственности определенного лица, может находиться во владении и пользовании неопределенного круга других лиц. Так, право собственности на изобретение, удостоверенное патентом, принадлежит патентообладателю. Но опубликованным описанием соответствующего изобретения или полезной модели может воспользоваться любое лицо как для накопления своих знаний, так и для создания новых информационных объектов - новых изобретений, научных публикаций и т.д.

К понятию "право собственности на информацию" у законодателя двоякое отношение. С одной стороны, этот термин применяется в ряде законодательных актов (некоторые примеры приведены выше). С другой - в Законе об информации 2006 г. отсутствует такое терминологическое выражение, чем он существенно отличается от предыдущего Закона об информации 1995 г. Этот термин отсутствует в разделе VII ГК.

Вместо него в Законе об информации 2006 г., а также в Законе о коммерческой тайне используется термин "обладатель информации". Термины "обладатель", "владелец" довольно часто встречаются в законодательстве и литературе по гражданскому праву с различными смысловыми оттенками. Их значение в каждом конкретном случае понятно из контекста. Использование в законодательстве только этого термина создает неопределенность, имеющую существенное значение. Так, п. 5 ст. 2 Закона об информации 2006 г. предусматривает, что "обладатель информации - лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам". Уже из этого определения вытекает, что обладатель - это и собственник, создавший информационный объект и имеющий на него монополию, и иной субъект (например, государственное либо муниципальное учреждение), у которого есть право разрешать либо запрещать (закон выражается деликатно: "ограничивать") доступ. Под определение обладателя подпадает и работодатель, который сам доступ к информации получил от своего сотрудника и которому вместе с тем дано право разрешать либо запрещать доступ другим субъектам. В буквальном смысле обладателем является и лицо, имеющее опубликованное описание патента (конечно, другим оно формально тоже доступно, но для его получения в пользование они должны знать поисковые признаки - автор, номер патента, дата решения о его выдаче, точное наименование изобретения, выходные данные бюллетеня, содержащего публикацию).

Да и сам Закон об информации 2006 г. в п. 3 ст. 5 подразделяет информацию в зависимости от порядка ее предоставления или распространения на: 1) свободно распространяемую; 2) предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) подлежащую предоставлению или распространению по требованию всех заинтересованных лиц; 4) распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается. Значит, обладатели имеют разный состав правомочий на информацию, которой они обладают.

Термин "исключительное право", уже утвердившийся в нашем законодательстве, и термин "интеллектуальное право", недавно введенный в часть четвертую ГК, также заслуживают серьезной критики, поскольку за ними скрывается разный набор правомочий соответствующего лица, обладающего этими правами.

Главная причина, по которой рассмотренные заменители термина "право собственности на информацию", неприемлемы - их несоответствие основополагающим нормативным актам Российской Федерации. Здесь необходимо еще раз обратить внимание на нормы Конституции РФ. Из содержания ч. 1 ст. 44 однозначно следует, что продукты литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества являются объектами, на которые у создателя возникает естественное право интеллектуальной собственности. Вводить в ГК и другие законы правила, которые не соответствуют Конституции, вряд ли допустимо даже под предлогом того, что в результате творчества появляются особые объекты, для которых необходим особый режим. Часть 1 ст. 8 Конституции признает все формы собственности, гарантирует свободу экономической деятельности, в том числе, вне сомнений, и деятельности по производству информационных объектов. Субъекты, которые произвели информацию, вправе рассчитывать на то, что за ними признается монополия на все свои продукты, в том числе и право собственности на информацию. Право собственности на некоторые (но далеко не все) информационные объекты закон признает <49>. Но это признание должно быть распространено на все информационные объекты, поскольку в РФ признается и защищается в равной степени право всех форм собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции).

--------------------------------

<49> См., например: ст. 10 Закона от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" (в ред. от 22 августа 2004 г.), п. 1 ст. 17 Федерального закона от 10 января 2003 г. "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы".