Добавил:
vk.com Если у вас есть претензии, касающиеся загруженных файлов - пишите в ВК vk.com/id16798969 я отредактирую или удалю файл. Опубликованные файлы сделаны мной, и некоторыми другими студентами ФФиЖ\ИФИЯМ КемГУ (за что им выражаю огромную благодарность) Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Материалы / Законы СМИ - 2017 / Комментарии, литература / Кн.Гражданское информационное право (Толстой В_С_) ( Издатель.rtf
Скачиваний:
147
Добавлен:
08.05.2018
Размер:
1.19 Mб
Скачать

Глава 4. Гражданские информационные правоотношения

§ 4.1. Понятие гражданских информационных правоотношений

В обществе складывается сложная система общественных отношений по поводу неимущественных благ, информации, вещей. Если они возникают в условиях, когда нет правовых норм, то такие отношения являются фактическими, неформальными, внеправовыми. Их отличительная особенность в том, что взаимодействие субъектов носит в значительной мере неопределенный характер. Например, участники дружеской компании вольны выбирать варианты поведения по своему усмотрению. Каждый из них самостоятельно определяет уровень активности во взаимодействии с другими, вплоть до разрыва отношений. Если внимательно посмотреть на систему общественных отношений в каждом социуме, то можно заметить, что в нем основную массу внеправовых отношений составляют отношения по поводу информации - взаимные приветствия, осведомления об обстоятельствах личной, семейной, корпоративной и общественной жизни, объявление о своей позиции в связи с теми или иными фактами жизни сообщества и т.д.

Система правовых норм, которая действует в современном обществе, эти отношения регулирует. Регулирование состоит в том, что на действия участников общественных отношений накладываются ограничения: на участников возлагаются обязанности и им предоставляются права. Примером таких отношений является договор на выполнение научно-исследовательских работ, в соответствии с которым стороны определяют, кто и какие действия совершит в пользу другой стороны: произведет сбор информации, обработает, систематизирует и передаст ее другой стороне, уплатит установленную сумму денег. Каждый участник заключенного договора знает, в какое время он получит то, что обещала другая сторона. И сам он должен быть готов к исполнению своей обязанности.

Особенностью отношений, регулируемых гражданским правом, является то, что их участники обладают автономией воли. Другими словами, каждый из них исключительно самостоятельно решает вопрос о том, в какие отношения вступать и на каких условиях. Автономией обладают и участники гражданских информационных правоотношений. Конечно, в результате приобретения прав и обязанностей соответствующее лицо как участник информационного правоотношения становится связанным в выборе своих действий: надо сделать то, что предписывает обязанность, в противном случае придется нести имущественную ответственность. Но, строго говоря, даже при наличии обязанности у участника гражданского правоотношения выбор остается: он может аккуратно исполнить долг, но может пойти на то, чтобы отступить от обязанности и понести ответственность за нарушение. За пределами же правоотношения участник сохраняет свою автономию.

Второй отличительный признак информационных отношений, которые регулирует гражданское право, - равенство их участников (п. 1 ст. 2 ГК). Субъекты равны до вступления в правоотношение. После этого их равенство оказывается весьма условным: если, например, гражданин под своим именем опубликовал литературное произведение другого гражданина, то первый обязан возместить убытки, а второй вправе требовать их возмещения. Равенство между ними сохраняется лишь в том смысле, что каждый из них имеет возможность за разрешением спора обратиться в суд, где при рассмотрении конфликта у них сохраняются одинаковые процессуальные возможности. Вне пределов данного правового отношения равенство между участниками остается: они равны (и автономны) в самозащите своих прав и принятии решений по вопросам осуществления своих прав, реализации правоспособности и дееспособности.

Необходимо также отметить, что статус информации в современном гражданском праве России остается неопределенным. Достаточно сказать, что новая редакция ст. 128 ГК вообще исключает информацию из числа объектов гражданских прав. (Этот вопрос обсуждается на последующих страницах данной работы.)

Гражданское, как и всякое иное, информационное правоотношение имеет сложную структуру. В нем участвуют по меньшей мере два субъекта. Его участниками могут быть и довольно большое число лиц, соединенных правами и обязанностями. И наконец, в структуре правоотношения принято выделять его объект: тот элемент, по поводу которого участники вступают во взаимодействие. (Элементы структуры информационного правоотношения рассматриваются в следующих параграфах данной главы.)

Сущность любого гражданского правоотношения выражается в том, что оно представляет собой общественное отношение, урегулированное нормами соответствующего законодательства. В общем множестве гражданских правоотношений информационные занимают такое же важное место, как личные неимущественные и вещные.

Информационное правоотношение можно определить как отношение по поводу информации, урегулированное нормами гражданского права. В информационных правоотношениях все субъекты участвуют повсеместно и повседневно так же, как они дышат воздухом и пользуются светом. Подавляющее большинство людей не может жить, не потребляя и не перерабатывая информацию. Информация - основа существования и функционирования всякого рода социальных систем (государства, общественных объединений, юридических лиц и т.д.).

Отличие рассматриваемых от иных правоотношений состоит в том, что в них права и обязанности складываются по поводу информационных объектов. Этим они отличаются от личных неимущественных и вещных правоотношений.

Информация - важная часть имущества любого вида субъектов, хотя некоторые их представители данного факта и не осознают. В современном обществе ширится понимание ведущей роли информации. Но оно еще не стало всеобщим. Как будет показано ниже, в юридической литературе распространено представление, согласно которому информация - нематериальное и неимущественное благо. Такая точка зрения недавно получила официальное признание в Российской Федерации: из ст. 128 ГК исключено упоминание об информации как одном из объектов гражданских прав. Показательна также позиция Гражданского кодекса Украины, который в целом ряде статей относит информацию к числу личных неимущественных благ (например, ст. 200 "Информация" помещена в гл. 15 "Нематериальные блага", к личным неимущественным отнесены право физического лица на информацию о состоянии своего здоровья - в ст. 285, право физического лица на имя - в ст. 294 и т.д.).

Правовые информационные отношения отличаются от внеправовых тем, что в первом случае сам участник (или участники) придают своей информации статус объекта права. Если по данному вопросу он принимает положительное решение, то за этим должны последовать меры к сохранности информации. Подобные меры включают не только использование соответствующих средств защиты против возможного повреждения носителя информации (для этого он помещается, например, в сейф или иное надежное место), но и предотвращение доступа к информации со стороны иных лиц, т.е. сохранение ее конфиденциальности. Принятие подобных мер превращает обыденные информационные отношения с окружающими в абсолютные правовые отношения, чаще всего - в отношения собственности. На основе своего права субъект может вступить по поводу нее в обязательственные отношения (например, заключить договор купли-продажи либо разрешить пользование ею на иных основаниях).

От личных неимущественных информационные правоотношения отличаются тем, что первые складываются по поводу автономии субъекта в обществе. Если в сфере автономии появляется отдельный предмет (например, произведение литературы, оригинальное оформление изделия и т.п.), то у субъекта появляется самостоятельное правоотношение по поводу этой информации. Здесь имеется полная аналогия с правом на вещь. Появление в сфере автономии субъекта вещи (например, в результате ее изготовления) ведет к установлению относительно нее отдельного правоотношения, что, разумеется, не сказывается на степени автономии субъекта, арсенале способов ее защиты.

Признание гражданских информационных правоотношений ставит вопрос об их отграничении от правоотношений по поводу вещей.

Относительно классификации вещных правоотношений в литературе нет больших споров, но должная четкость здесь также не наблюдается. В качестве основания для отграничения купли-продажи от подряда используется отличие между вещью и работой. И вместе с тем нередки случаи, когда вещи, изготовленные по индивидуальному заказу, продаются на основе договора купли-продажи, хотя имеется немало оснований считать эти отношения подрядными. К числу работ относится и транспортировка вещей. Но эти правоотношения выделяются в отдельный вид, основанный на договоре перевозки.

В основе деления вещных обязательств на виды лежат, как принято считать, особенности основного предмета - вещи, подрядных работ, перемещения груза, обеспечение сохранности вещи и т.п. Однако этот предмет является главным лишь с точки зрения приобретателя. А для отчуждателя такой же основной целью является получение денег. С его точки зрения, все обязательства одинаковы - в каждом из них основным являются деньги. В настоящий период, по мнению законодателя и большинства исследователей, отнюдь не деньги ведущий критерий для деления правоотношений по видам.

Основанием для выделения информационных правоотношений является их основной объект - информация. По данному признаку они отличаются от личных неимущественных (которые складываются по поводу автономии субъекта) и вещных (в качестве объектов которых выступают вещи или действия над ними) правоотношений.

Как это чаще всего бывает в гуманитарных исследованиях, абсолютно четкий критерий для проведения классификации здесь отсутствует. Во-первых, нередко в вещных обязательствах циркулирует информация (когда, например, передаются сведения о правилах пользования вещью при получении ее по договору купли-продажи, осуществляется переадресация груза в процессе его перевозки, уведомляется одна из сторон о выборе предмета в альтернативном обязательстве и т.п.). Во-вторых, право собственности на вещи нередко сопряжено с правом на информацию, которая в них отображена, например, когда речь идет о картине на полотне, скульптуре.