Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по ИДМ. Античность.doc
Скачиваний:
528
Добавлен:
18.01.2018
Размер:
5.73 Mб
Скачать

8.4. Социально-экономический строй древней Спарты.

Если до Мессенских войн социально-экономическая структура Спарты по всем признакам мало отличалась от других современных ей греческих общин, не изживших еще полностью первобытно-общинных отношений и господства родовой аристократии, то после окончательного покорения Мессении, когда численность подвластного Спарте населения в несколько раз увеличилась, в общественном строе произошли существенные изменения. Именно в это время в Спарте окончательно складывается специфический для нее строй так называемой «общины равных».

Основой экономической жизни этой общины было земледелие. При этом принадлежавшая Спарте земля считалась собственностью государства и была поделена на равные участки – клеры, переданные в пользование отдельным семьям спартиатов (членов «общины равных») без права их отчуждать или дробить. Владение клером являлось неотъемлемым признаком гражданских прав правящей группы спартиатов.

Клеры обрабатывались не самими спартиатами, занятыми всецело военным делом, а прикрепленными к их участкам илотами. В отличие от обычного в древней Греции типа рабства илоты принадлежали не отдельным частным рабовладельцам, а всему их коллективу в целом – государству. Илоты жили со своими семьями на территории участка, пользовались известной хозяйственной самостоятельностью и были обязаны выплачивать владельцам участков установленный государством натуральный оброк в виде определенного количества сельскохозяйственных продуктов, составлявших примерно половину урожая. Владелец участка не мог требовать от своих илотов поставок сверх этой нормы. Право распоряжаться илотами всецело принадлежало государству и осуществлялось им через особых должностных лиц; хотя владелец участка, к которому были прикреплены илоты, не имел права ни продать их, ни убить, положение илотов было незавидным. Это постоянно толкало илотов на восстания. Для того, чтобы уменьшить опасность восстаний илотов и подавить их волю к сопротивлению, спартанское правительство регулярно проводило так называемые криптии – организованные массовые убийства тех илотов, которые казались наиболее опасными и неблагонадежными. Эти массовые истребления безоружных илотов рассматривались как «военные тренировки» спартанской молодежи.

Вторую группу неполноправного населения составляли периэки – лично свободные, но лишенные политических прав люди. Они владели (как правило, на пограничных территориях) имуществом и землей, которая принадлежала им в отличие от спартиатов, видимо, на началах частной собственности. Часть периэков, по всей вероятности, жила на этих территориях еще до того, как последние были завоеваны Спартой, другая часть была здесь специально поселена. В руках периэков сосредоточивались также занятия ремеслами и торговлей, которыми сами спартиаты по существующим законам заниматься не могли. Впрочем, ремесла и торговля в аграрной Спарте были мало развиты. Периэки пользовались известным самоуправлением в рамках спартанского государства.

8.5. Государственное устройство.

Спартанское государственное устройство было очень архаич­ным по своему характеру. Формально во главе общины стояли два царя-военачальника. Характер спартанской диархии опреде­лялся тем, что одной царской династией была ахейская, дру­гой – дорийская. Функции спартанских царей были весьма огра­ничены. В основном это были военачальники, в мирное же время они осуществляли некоторые жреческие и, частично, судебные обязанности. Оба царя пожизненно входили в состав спартанско­го совета старейшин – геруссии, состоявшей из 30 членов (2 царя не моложе 30 лет – возраст совершеннолетия в Спарте) и 28 вы­борных старцев-геронтов (не моложе 60 лет). Геруссия готовила спартанские законы, являясь одновременно верховным судебным органом и высшим военным советом.

Народное собрание (апелла) являлось верховным государ­ственным органом спартанской гражданской общины. Оно состо­яло из полноправных воинов-спартиатов. Но спартанская апелла, в отличие от афинского народного собрания, не обладала правом законодательной инициативы и только утверждала или отклоня­ла решения, подготовленные геруссией. Интересно отметить ар­хаичный способ голосования в апелле: только по шуму и крикам специальная комиссия определяла, «за» или «против» проголо­совало собрание.

Еще один орган государственного устройства Спарты – эфорат. Коллегия пяти эфоров возникла как орган верховного кон­троля за деятельностью царей и геруссии и вскоре превратилась в дополнительный верховный орган власти спартанской олигар­хии. Избирались эфоры по одному от каждого из пяти спартан­ских поселений сроком на один год. Они обладали высшей кон­трольной властью, имели право привлекать к ответственности любого спартиата, включая геронтов и царей, наблюдали за вы­полнением законов Спарты и правил спартанского образа жизни. Эфоры руководили внутренней и внешней политикой спартан­ского полиса, а также террористическими мероприятиями про­тив илотов.