Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по ИДМ. Античность.doc
Скачиваний:
510
Добавлен:
18.01.2018
Размер:
5.73 Mб
Скачать

28.3.8. Заключение.

Историческая обреченность восстаний рабов выступает тем яснее, что во главе их часто стояли выдающиеся личности. Особенно применимо это к Спартаку. Восстание Спартака длилось лишь два года, но и этого короткого срока было достаточно, чтобы в полной мере проявились его блестящие организаторские и военные способности, его гуманность и широкий ум. Трагедия Спартака, как и многих других деятелей истории, состояла в том, что он на несколько столетий опередил свое время.

Особенно опасным восстание рабов под предводительством Спартака делало стечение нескольких исключительно неблагоприятных обстоятельств. В отличие от двух предыдущих мятежей рабов, поднятых на Сицилии, ареной его стала область в непосредственной близости от столицы. Однако одного этого было бы все-таки мало для того, чтобы поставить Рим столь скоро в критическое положение. Гораздо худшим было то, что в тот момент Рим не располагал ни крупными военачальниками, ни войсками, способными быстро подавить недовольных.

В то же время успехи Спартака объясняются тем, что он был одним из величайших полководцев своего времени. Во главе армии восставших нанес множество поражений римским войскам. Только объединенными усилиями трех своих крупнейших полководцев римляне смогли в итоге одержать победу. Сам полководец восставших пал в битве, однако страх, который он внушал римлянам при жизни, не исчез и после его смерти. Восстание Спартака эхом прокатилось по всему античному миру.

События, связанные с восстанием, вознесли на вершину власти новых людей: Марка Лициния Красса, подавившего восстание Спартака, Гнея Помпея, получившего прозвище Великий, и Гая Юлия Цезаря, будущего диктатора Рима. Они вошли в первый триумвират, но бывшие союзники вскоре начали борьбу за единоличное правление Римом, которая привела к гражданской войне, охватившей как саму Италию, так и ее дальние провинции. Победа досталась Цезарю. Цезарь управлял страной как диктатор. Он затеял грандиозное строительство, возвел новый форум, храм Венеры. Таким образом Цезарь готовил народ Рима к своей будущей коронации. В марте 44г. до н.э. Гай Юлий Цезарь был убит во время заседания сената.

После его смерти продолжилась борьба между республиканцами и партией Цезаря, которую представляли: его ближайший сподвижник Марк Антоний, Лепид и Гай Октавий (Октавиан), внучатый племянник Цезаря и его официальный наследник. В 43г. до н.э. они составили второй триумвират. Новый триумвират быстро расправился со своими противниками, однако личные амбиции каждого взорвали изнутри и этот союз. Первым вышел из борьбы Лепид. Марк Антоний, опиравшийся на помощь восточных провинций, и Октавиан, призвавший войска с западных территорий, завершили свой спор во время морской битвы у мыса Акций в 31г. до н.э. – армия Марка Антония была разбита, а сам он покончил с собой. Вместе с ним рассталась с жизнью и его жена, египетская царица Клеопатра. Октавиан, став единовластным правителем Рима, отметил свой триумф в 29г. до н.э.

29. Римская республика в первой половине I в. До н.Э.

 Первый век до нашей эры – один из наиболее драматических периодов истории Рима. Это последнее столетие существования римской республики насыщено яркими событиями, выступлениями широких народных масс, действиями отдельных выдающихся личностей.

Восстание италийских племен против Рима, известное под названием Союзнической войны, внутренняя борьба в Риме между различными группировками господствующего класса, то есть борьба между «сулланцами» и «марианцами», приведшая в конечном счете к террористической диктатуре Суллы, длительные и упорные войны с понтийским царем Митридатом VI, великое восстание рабов под руководством Спартака, блестящая карьера удачливого полководца Помпея, так называемый заговор Катилины и подавление его знаменитым оратором и политическим деятелем Цицероном – таков простой перечень важнейших событий всего только первой половины этого бурного столетия.

Невольно встает вопрос: какова внутренняя связь и внутренний смысл этих пестрых и на первый взгляд столь разнородных событий и фактов? Существует ли подобная связь вообще?

Она, несомненно, существует, и то общее, что объединяет все эти разнообразные события, может быть выражено кратким и в то же время Достаточно точным определением – кризис римской рабовладельческой республики. Все перечисленные выше факты римской истории являются выражением единого процесса – процесса длительного, сложного и противоречивого, достигающего своего наивысшего развития в I веке до н.э.

Начало этого процесса, начало кризиса римской республики, совпадает с превращением Рима в крупнейшую державу Средиземноморья. После окончательной победы над Карфагеном (Пунические войны) и подчинения Балканского полуострова, Рим – когда-то маленький поселок на Тибре – превратился в мировое государство. Это обстоятельство, изменив международное положение Рима, не могло не изменить и всего внутреннего строя римского общества. Но так как этот внутренний строй – строй римской рабовладельческой республики – был приспособлен к нуждам и запросам небольшой патриархальной общины, то он сейчас в новых, изменившихся условиях оказывается уже малопригодным, устаревшим, тормозящим дальнейшее внутреннее развитие. Римская республика возникла в качестве политической надстройки над социально-экономическими отношениями определенного уровня и определенной эпохи, теперь же, когда происходят резкие, кардинальные изменения как в экономике римского общества, так и в области социальных отношений, очевидно, что должна измениться и зависящая от них политическая надстройка.

Кардинальные изменения в области экономики характеризуются прежде всего огромным развитием рабства. Мы не располагаем общими цифровыми данными, но даже отдельные разрозненные сведения, сообщаемые нам древними авторами, свидетельствуют о том, что в результате почти непрерывных завоевательных войн, которые велись римлянами в III–II веках до н.э., в Рим хлынули многочисленные массы рабов. Так, еще во время I Пунической войны (264-241 годы до н.э.) после взятия только одного из сицилийских городов было продано в рабство 25 тысяч его жителей. В 162 году до н.э., во время военных действий в Эпире, на Балканском полуострове, консул Эмилий Павел продал в рабство 150 тыс. человек. После взятия и разрушения Карфагена (146 год до н.э.) все жители этого густо населенного города были проданы в рабство. В огромных поместьях римских богачей – так называемых латифундиях – работали сотни и тысячи рабов; иногда только домашняя прислуга в семье знатного римлянина исчислялась многими десятками рабов. Этот количественный рост рабов не мог не привести к еще более серьезным, качественным изменениям в социально-экономической структуре римского общества - раб становится основным производителем материальных благ, основной фигурой производства. Таким образом Рим превращается в развитое рабовладельческое общество, со всеми свойственными этому способу производства и этому строю противоречиями.

Существенно новой чертой экономического развития римского государства в этот период было также образование денежно-ростовщического капитала. Контрибуции, военная добыча, грабительская эксплуатация завоеванных стран и областей, превращенных в римские провинции, – все это давало огромные доходы как римской казне, так и отдельным лицам – офицерам и солдатам, купцам и ростовщикам. В Риме возникают целые объединения, компании откупщиков (публиканы), наживавшие огромные суммы на откупе сбора налогов в провинциях и других ростовщических операциях. Контроль над всем Средиземноморьем содействовал развитию римской внешней торговли – в Рим ввозятся сельскохозяйственные продукты, рабы, предметы роскоши; римляне устанавливают торговые связи не только с подвластными им странами, но и с рядом крупных эллинистических государств, в первую очередь с Египтом. Примитивное, сугубо натуральное хозяйство древнеримской общины отступает на задний план перед развитием новых, товарно-денежных отношений. И хотя римская экономика никогда не теряла своей натуральной основы – поскольку рабочая сила раба не была и не могла стать товаром, – формы римского хозяйства, торговли, денежных операций ныне существенно отличаются от патриархальных обычаев и строя жизни раннереспубликанского Рима.

И, наконец, чрезвычайно важной чертой экономического развития римского общества была концентрация земельной собственности и неразрывно связанный с этим явлением процесс разорения крестьянства. Огромные латифундии, обрабатываемые трудом рабов, возникали в первую очередь в новых римских владениях – в Сицилии, Северной Африке (бывшая территория Карфагена), частично и в самой Италии (главным образом в Южной). Средней величины поместья, так называемые виллы - описание такой образцовой виллы дал в своем труде «О земледелии» известный римский политический деятель и писатель Катон – обрабатывались также в основном трудом рабов. Концентрация земли в руках крупных собственников, конкуренция дешевого рабского труда, опустошение полей за время военных действий на территории самой Италии (поход Ганнибала) – все это, вместе взятое, приводило к разорению и вытеснению крестьянских хозяйств, к массовому уходу крестьян в поисках заработка в Рим, где они пополняли собою ряды городского люмпен-пролетариата.

Перечисленные изменения в области экономики не могли не оказать определенного влияния на общую картину классовой борьбы и социальных отношений в Риме. Как отжившие свой век экономические категории вытеснялись и заменялись новыми, так и социальные группировки, которые некогда играли ведущую роль в жизни римского общества, постепенно сходили со сцены. Конечно, это был далеко не мирный процесс, и уходящие классы вовсе не собирались добровольно уступать свое место. Крупные землевладельцы и рабовладельцы италийских городов (так называемая муниципальная аристократия), новая денежная аристократия самого Рима («всадники»), а с другой стороны – чрезвычайно разросшийся количественно городской плебс, значительную часть которого составлял паразитический слой населения (люмпен-пролетариат), - таковы были новые социальные группировки, и их борьба против староримской знати приводила к таким событиям, как гражданская война между сторонниками Мария и Суллы, заговор Каталины и т. п. Новой социальной силой, приобретавшей все более самостоятельное значение, следует считать также римскую армию, которая с конца II века до н. э. (после так называемой военной реформы Мария) из всенародного ополчения превращается в замкнутую профессиональную касту со своими особыми интересами и требованиями. Уже в захвате власти Суллой эта новая, военная каста сыграла решающую роль.       Наконец, обостряется основное антагонистическое противоречие римского общества - противоречие между рабами и рабовладельцами. Борьба между этими двумя основными классами достигает крайнего напряжения и выливается в форму грандиозных восстаний рабов или, как называли их сами древние историки, "рабских войн", каковы, например, сицилийские восстания рабов в конце II века до н. э. или - высшее проявление классовой борьбы в древности - восстание Спартака (74-71 годы до н. э.), создавшее непосредственную угрозу римскому могуществу.       Таковы были основные процессы в социально-экономической жизни римского общества. Их общий итог может быть сформулирован следующим образом: происходили существенные изменения в составе господствующего класса, в основном за счет включения в него римской денежной аристократии, а также муниципальной (а в дальнейшем - и провинциальной) знати и богачей. Эти новые социальные группировки настойчиво стремились к новым политическим формам, которые бы способствовали их самоутверждению. Старые республиканские формы - государственный аппарат римской республики был для этих целей явно непригоден. Он был непригоден прежде всего потому, что оказался абсолютно неприспособленным для управления огромными завоеванными территориями (провинциями) и для их планомерной эксплуатации. Он стал малопригодным и для руководства усложнившейся внутренней жизнью римского государства - народные собрания потеряли свое прежнее значение; часто сменяемые и взаимоограниченные своей коллегиальностью республиканские магистраты (должностные лица) не могли проводить последовательной и твердой политической линии; разложившийся продажный сенат превратился в орган узкого слоя староримской знати. Новые социальные круги упорно искали новых политических форм и методов борьбы. В бурных событиях первой половины I века до н. э. постепенно вырисовывались реальные очертания этой новой политической формы, а также методов или путей ее достижения. Этой новой формой была диктатура, средством ее достижения - армия. Так как эта политическая форма, равно как и средство ее достижения, были выдвинуты самим ходом исторических событий, логикой развития классовой борьбы, то дело оставалось за одним - за той исторической личностью, которая, сознательно или стихийно, учла бы эти требования эпохи и сумела бы их осуществить в своей практической деятельности. Этой личностью был Гай Юлий Цезарь, считающийся основателем римской империи.