Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ответы по ИДМ. Античность.doc
Скачиваний:
510
Добавлен:
18.01.2018
Размер:
5.73 Mб
Скачать

23.7. Законы XII таблиц.

Составленные децемвирами законы XII досок или таблиц (leges duodecim tabularum) легли в основу всею дальнейшего развития римского права. В сущности, эти законы совсем не касались государственного права Рима, или устройства республики и взаимных отношений между властями и народом. Их содержанием были законы гражданские, т.е. о семейных и имущественных отношениях и уголовные, т.е. о преступлениях и наказаниях, а также разные распоряжения полицейского характера, касавшиеся благоустройства города с его округом и нравов жителей. Законы XII таблиц особенно ограждали права собственности: пойманный ночью вор мог быть безнаказанно убит, а если бы он стал защищаться, то разрешалось и днем его убить. Долговые обязательства по‑прежнему влекли за собою кабалу, но величина роста была определена (в 8 и одну треть процента). Равным образом браки между патрициями и плебеями были по‑прежнему запрещены. Важность издания писаных законов заключалась в том, что консулы обязаны были теперь руководиться в своих приговорах определенными правилами, т.е.в область суда была введена законность. Сами медные доски с законами были выставлены на форуме, дабы все могли их знать, да и суд производился на форуме также гласно.

 

23.8. Расширение прав трибутных комиций.

После замены децемвиров снова консулами и восстановления трибуната плебеям сделаны были новые уступки. Виновниками их были консулы 449г. до н.э. Луций Валерий и Марк Гораций, по имени которых сделанные ими предложения подучили название валериевых и горациевых законов (leges Valeriae Horatiae). Этими законами подтверждалась неприкосновенность личности трибунов и возобновлялся закон о провокации к народу, которую должен был давать теперь и диктатор, а главное – постановления плебса в трибутных комициях получили обязательную силу для всего народа (ut quod tributim plebs jussisset populum teneret). Другими словами, к трибутным комициям перешло одно из очень важных прав комиций центуриатных, за которыми, однако, все‑таки еще и теперь оставалось исключительное право выбирать магистратов и судить по всем преступлениям, каравшимся смертью. Такое расширение прав трибутных комиций было особенно важно потому, что в них голоса подавались не по центуриям, – способ, дававший перевес патрициям, – а по местным трибам, где подавляющее большинство принадлежало плебсу. Это дало возможность последнему с большим успехом проводить свои дальнейшие требования. Патриции, чтобы не остаться совсем без влияния на издание новых законов, начали сами принимать участие в трибутных комициях. Через два года после валериевых и горациевых законов у консулов взято было заведование государственною казною, и для этого была создана новая патрицианская должность двух квесторов, выбиравшихся, однако, в трибутных же комициях.

 

23.9. Борьба за государственные должности.

Главным препятствием к дозволению браков между плебеями и патрициями и к допущению плебеев избираться в консулы была патрицианская религия, участие в обрядах которой было доступно лишь членам старых родов, как это было и в Греции. В 445г. до н.э. трибуну Канулею удалось добиться закона (lex Canuleja), устанавливавшего право плебеев вступать в законный римский брак (jus conubii) с членами патрицианского сословия и выбираться на высшую должность в государстве. Делая последнюю уступку, патриции, однако, выговорили для сената право заменять, когда он это найдет нужным, избрание консулов избранием военных трибунов с консульскою властью (tribuni militum consulari potestate) и только к этой должности допускать плебеев. В течение сорока лет около двадцати раз выбирались консулы из одних патрициев и около двадцати военные трибуны, но так как избрание совершалось в центуриатных комициях, где главное значение принадлежало самому богатому классу, то лишь в 400г. до н.э. в первый раз плебей был избран в эту должность. Предвидя, однако, что рано или поздно это все‑таки может случиться, патриции еще в 443г. до н.э. отделили от консульства в исключительное обладание своего сословия новую должность цензора, или оценщика имущества граждан для распределения их по центуриям и классам, т.е. для определения их политических прав. Цензоров было два, и выбирались они сначала на пятилетний срок, соответственно со сроком переоценки имуществ (этот период времени назывался lustrum), но потом пребывание их в должности было ограничено 18 месяцами. Так постепенно расчленилась царская власть на новые магистратуры (сначала одни консулы, потом прибавились квесторы, после них еще цензоры), как это происходило и в Афинах. Должность цензоров получила важное значение. Они не только распределяли граждан по классам, но и наблюдали за их нравами, за верностью их национальным преданиям и обычаям, за образом их жизни и даже могли наказывать за отступления от добрых нравов. Это права цензоров распространялось и на «отцов», заседавших в сенате, назначение членов которого стало зависеть от усмотрения цензоров. Допущение новых граждан и исключение из гражданства тоже зависело от цензоров. (Можно сказать, что права и обязанности, сопряженные с этою должностью по наблюдению за поведением граждан, были те же, какими в Афинах пользовался ареопаг). Вынужденные (в 421г. до н.э.) уступить плебеям право избрания в квесторы, патриции особенно охраняли цензуру, как достояние своего сословия. И впоследствии, когда в середине IV в., вместо военных трибунов с консульскою властью, снова стали выбирать консулов и один из них непременно должен был быть плебей, патриции отделили от консульства исключительно для себя еще новые должности (которые, однако, тоже сделались впоследствии доступными плебеям, как и сама цензура).