Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хронические болевые синдромы.pdf
Скачиваний:
96
Добавлен:
16.09.2017
Размер:
3.27 Mб
Скачать

ОПЫТ ЛЕЧЕНИЯ МИГРЕНИ И МИГРЕНЕПОДОБНЫХ СИНДРОМОВ

Коваленко А. П., Рашидов Н. А.

Военно-медицинская академия, кафедра нервных болезней, г. Санкт-Петербург, Россия

Целью исследования явилась отработка схемы лечения мигрени, определение необходимости комплексного лечения и объёма терапии у пациентов с диагнозом мигрень.

Нами обследовано 20 больных с диагнозом мигрень в возрасте от 20 до 35 лет 16 женщин и 4 мужчин. Диагноз выставлялся на основании общепринятых диагностических критериев мигрени, разработанных Международным сообществом изучения головной боли (1988 г). Сроки заболевания варьировались от 1,5 лет до 15 лет. Среди больных не было пациентов, применявших в анамнезе алкалоиды спорыньи. Контрольную группу составили 9 пациентов, применявших препараты для купирования приступов головной боли. Группы больных были репрезентативны по полу и возрасту. Для оценки эффективности схемы лечения фиксировались частота и продолжительность приступов, интенсивность и характеристика боли. Использовались оценочные шкалы:дляоценкиинтенсивностиболи11бальнаяНумерологическая Оценочная Шкала (НОШ), Глобальная Оценка Пациента (ГОП) во время каждого визита. Таким образом, всем пациентам проводилось скрининговое обследование, основным точками наблюдения были определены 30, 45, 60 и 180 сутки от начала терапии. Каждый больной вел дневник состояния, где отмечал изменение характеристики приступов головной боли.

Всем больным проводились физикальный и неврологический осмотр, регистрация давления и пульса, инструментальные методы нейровизуализации (компьютерная томография, магнитно-резонансная томография), ультразвуковая допплерография сосудов головного мозга, спектральный анализ ритма сердца, биохимические анализы крови — электролиты, показатели азотистого обмена, коагулограмма, у женщин собирались данные о связи головных болей с месячным менструальным циклом и по сопутствующему приему контрацептивов.

В начальном периоде терапии подбирался препарат для купирования приступов, учитывая индивидуальную эффективность и характер заболевания Препараты для купирования приступов мигрени были различны. Как правило, подбор начинался с комплексных препа-

39

ратов содержащих ацетилсалициловую кислоту и кофеин (аскофен, цитрамон), которые при низкой эффективности заменялись или дополнялись максиганом, в ряде случаев приступы купировались только суматриптаном. Пациентам объяснялся основной общий принцип купирования приступа — применение подобранной терапии в самые ранние сроки развития головной боли.

После решения вопроса о купировании приступов назначалась фоновая терапия общая для всех пациентов в основе которой было применение антихолинэргических средств группы алколоидов красавки (беллатаминал, белласпон, беллойд) и трициклического антидепрессанта 1 поколения (амитрипитлин). Кроме того, применялись терапия комплексными препаратами витаминов группы В (мильгамма) и курс диуретиков (фуросемид) с препаратами калия (панангин).

Обращалось внимание пациентов на необходимость нормализации режима труда и отдыха, соблюдение диеты (исключение из рациона питания шоколада, вина (особенно красного)), необходимости дозированных физических нагрузок (физическая зарядка, плавание) и полноценного ночного сна.

Таким образом, формализированный вид 1-го месячного курса лечения представлял собой: беллатаминал по 1 таб. × 3 р/д — 1,5–3 месяца; амитриптилин, таб. по 5 мг × 2 р/д и 10 мг на ночь — 1,5–2 месяца; мильгамма, драже по 1 × 3 р/д — 1 месяц; фуросемид 40 мг утром натощак + панангин по 2 таб. × 1 р/д 5 дней с перерывом на 10 дней и повтором курса (всего три курса).

В зависимости от эффективности и индивидуальной переносимости схемы лечения происходило дальнейшее продолжение курса и варьирование препаратов и применяемых дозировок.

Анализ результатов проводился методами простой статистики с расчётом доверительного интервала и коэффициента достоверности. Комплексная схема лечения мигрени показала высокую эффективность и хорошую переносимость, в 20 % случаев наблюдались нежелательные явлениянезначительнойвыраженности,связанныесприменениемантихолинэргических препаратов и трициклических антидепрессантов.

Положительный эффект от применения схемы лечения наблюдался у 60 % больных на 30 сутки лечения. На 45 сутки применения терапии эффект отмечался у 90 % пациентов. Эффективность выражалась в снижении частоты и продолжительности приступов в среднем на 50 %, уменьшении интенсивности головной боли до 5 баллов по шкале НОШ, улучшению показателей шкалы ГОП. После повторения

40

или продления схемы лечения на 180 сутки наблюдения у 80 % пациентов приступы головной боли прекратились совсем, причём по данным катамнеза головная боль не беспокоила 60 % больных в течение 6 месяцев после отмены медикаментозного лечения, у 30 % больных головная боль стала постепенно проявляться, но незначительной выраженности раз в месяц и реже, и легко купируемая обычными анальгетическими средствами.

В группе сравнения эффект снижения частоты приступов головной боли наблюдался в 30 % случаев на 180 сутки терапии приступов, эффект был неустойчивый и недостоверный. Уменьшение интенсивности головной боли произошло во всех случаях и составило по НОШ 6 баллов на 90 сутки лечения. Показатели ГОП улучшились, но не достигли аналогичных в группе больных с применением комплексной терапии мигрени.

Таким образом, предложенная комплексная терапия мигрени является действенной и позволяет добиться устойчивого эффекта снижения частоты,интенсивностиголовнойболиив60 %случаевполногоотсутствия головных болей в течение 6 месяцев после окончания лечения.

ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОЛОВНОЙ БОЛИ НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Крымская О. С.

Кафедра нервных болезней ТюмГМА с курсом детской неврологии, ДОКБ № 2, г. Тюмень, Россия

Головная боль (ГБ) одна из наиболее частых жалоб не только в неврологической, но и в общемедицинской практике. Она может быть ведущим, а иногда и единственным симптомом более чем 50 различных заболеваний. Самой распространенной формой головной боли является головная боль напряжения (ГБН). Её частота среди детского населения колеблется от 49,7 до 76,7 %. Необходимо отметить, что с увеличением стажа заболевания ГБН принимает хроническое течение, значительно ухудшает качество жизни детей, сказывается на их поведении и успеваемости. В последние годы все большее внимание уделяется клиническим и психологическим аспектам заболевания, играющим первоочередную роль в формировании данного варианта ГБ. Однако у детей современные методы анализа используются не в полном объеме, что

41

вероятно связано с возрастными ограничениями и сложностями интерпретации ребенком, как психологических тестов, так и субъективных ощущений боли. Тем не менее, своевременное вычленение факторов риска развития ГБН позволяет предупредить не только её возникновение, но и дальнейшую трансформацию в хроническую форму.

Целью настоящего исследования явился анализ факторов риска формирования ГБН в школьной популяции г. Тюмени.

Материалы и методы исследования

Для изучения факторов риска методом «случай-контроль» отобрана контрольная группа в количестве 65 детей, имеющих сходство с основной группой по возрасту и полу и отличия по основному заболеванию. Основную группу составили 80 школьников с клинически верифицированным диагнозом ГБН в возрасте 11–17 лет. Диагноз ГБН устанавливался согласно классификации и диагностическим критериям Международного общества по проблеме головной боли. После предварительного согласия проводилось анамнестическое анкетирование родителей с изучением медико-биологических и психосоциальных факторов, способствующих развитию ГБН.

Результаты и обсуждение

Врезультате исследования было выявлено, что у детей с ГБН в семье значительно чаще имелись родственники с аналогичными жалобами — 54,8 % (при 37,5 % у здоровых сверстников), при этом «болевые семьи» (более 3-х родственников с головной болью) имели место

в12,9 % (при 4,3 % у здоровых сверстников). Во всех семьях головные боли чаще отмечались у матерей детей (31,4 % у больных и 25,5 % в группе контроля), однако у детей с ГБН в два раза чаще было указание на аналогичные жалобы и у отца — 17,2 % (при 8,5 % в контрольной группе). Дети с ГБН в два раза чаще утвердительно отвечали на вопрос: обсуждается ли в вашем присутствии головная боль — 46,2 % (при 22,5 % у здоровых сверстников). Интересен тот факт, что родители отмечали, отсутствие ГБ у ребёнка в 25,8 % случаев, в то время как дети отвечали на этот вопрос утвердительно.

Вобеих группах родители утверждали, что «контролируют» учебный процесс (в 95,1 % случаев при ГБН и в 89,3 % в контрольной группе), при этом родители детей с ГБН в 2 раза чаще (41,9 %) отмечали, что их детям «тяжело дается учеба» (родители сверстников без головной боли — 21,7 %). На вопрос о конфликтных ситуациях детей с учителями, родители детей с ГБН чаще давали утвердительный ответ, чем родители здоровых сверстников (17,7 % и 11 % соот-

42

ветственно). Что же касается конфликтов самих родителей и детей, то эта цифра была значительно выше — 61,4 % при ГБН и 55,3 % у здоровых сверстников. У обследуемых с ГБН значительно чаще встречалось сочетание более 2-х стрессовых факторов в анамнезе — 37 % (при 8,6 % у здоровых сверстников). Что же касается каждого фактора в отдельности, то дети с головными болями несколько чаще переживали развод родителей, воспитание отчимом/мачехой, смерть близкого, неспокойную обстановку в семье, ссоры родителей.

Дети с ГБН значительно реже, чем их здоровые сверстники имели более 3-х друзей (25,8 % и 40,4 % соответственно), а в 6,2 % случаев утверждали, что не имеют их совсем (в группе контроля таких утверждений не выявлено). Интересен тот факт, что родители детей с ГБН чаще (51,6 %) отвечали на вопрос о друзьях — «много», «есть», «не знаю», чем родители детей без ГБ (42,6 %). При изучении досуга школьников не было выявлено отличий в посещении дополнительных секций и кружков (62,9 % и 61,7 %), но при этом в спортивных секциях дети с ГБН были заняты реже (30,7 %), чем их здоровые сверс-

тники (65,5 %).

Заключение. Таким образом, семейная отягощенность по головным болям, являясь негативной моделью поведения, формирует болевую личность и служит предиктором головной боли у ребенка. Частые конфликтные ситуации, воспитание в неполноценной семье, ссоры между родителями, свидетелем которых является ребенок, отсутствие взаимопонимания между родителями и ребенком формируют социально не защищенную, беспомощную личность, не умеющую справляться с болью и самореализоваться, что увеличивает вероятность, возникновения ГБН. Трудности в обучении, более пассивное проведение досуга, конфликты с учителями приводят к снижению успеваемости и увеличению стресс-факторов у детей.

43